Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория машины городского роста
321 Как видно из предыдущего обсуждения, те работы существенно влияли на складывание теории городской политики, которые строились на конкретных случаях, исходили из местного контекста. Этот подход получил название «новой городской политики», и с ним связаны теории, возникшие после 1970-х годов. В их центре уже не вопрос «Кто управляет?», а вопрос «Для чего?» (формулировка Логана и Молоча). Понятно, что городом управляют сообщества бизнесменов, но с какой целью? Опираясь на уроки политической экономии, теоретики обращают внимание на явление бустеризма (от англ. boost — расширять, проталкивать, рекламировать) — продвижения стратегии быстрого развития города любой ценой. В этой деятельности объединялись амбициозные мэры, предприниматели, владельцы недвижимости и узлов транспорта. В 1970-е годы Харви Молоч — американский городской социолог и автор метафоры «город — машина роста» — добавил к названию своей (сегодня классической) статьи подзаголовок «политическая экономия места». Молоч не первым привлек образ машины для описания функционирования капиталистической экономики в городах: У Маркса «машинная» метафора была вплетена в ею разбор капиталистического отчуждения, в демонстрацию того, что труд человека при капитализме становится чуждой ему силой, что выражается в том, что человек порабощен трудом (вместо того, чтобы самому его контролировать). Если инструмент служит мастеру, то в случае машинного производства рабочий служит машине. Другой знаменитый марксистский урбанист — Анри Лефевр — это тоже отмечает. «Город — это действительно машина, но это и нечто большее и нечто лучшее: машина, приспособленная к определенному использованию — использованию социальной группой» [Lefebvre, 1991; 345]. 321 Машина не рассчитана на благополучие всех своих «винтиков», если воспользоваться популярной советской метафорой, — и с помощью этой метафоры 322 Молоч проблематизирует популярную идею о том, что выгодные для элиты процессы городского развития в конечном счете выгодны для всех горожан. 322 Популяризации этой идеи способствовали прежде всего городские власти. Но были и теоретики, достаточно отчетливо сформулировавшие эту идею. Американский политический теоретик Пауль Питерсон в книге «Пределы города» настаивает: «Интересы городов — это не сумма индивидуальных интересов жителей и не стремление иметь оптимальный размер. Напротив, политика и программы тогда осуществляются в интересах городов, когда они поддерживают или усиливают экономическое положение, социальный престиж или политическую власть города в целом» [Peterson, 1981: 20]. 322 Молоч и ряд других авторов были настроены более критически и предположили, что экономический рост городов отнюдь не всегда тождествен увеличению суммы общественных благ. «Машина роста» - это не город как таковой, а коалиция элит, нацеленная на извлечение прибыли из городской земли и всего, что на ней возведено. Молоч был первым, кто столь отчетливо описал доминирование в послевоенной американской городской политике идеологии роста: «Рост — это экономическая и политическая сущность практически любой данной местности... стремление к росту составляет ключевую действующую мотивацию консенсуса местных политических элит, сколь бы расколоты они ни были в отношении других проблем» [Molotch, 1976: 310]. 322 Молоч показал, что даже сильные города (Нью-Йорк, к примеру) должны участвовать в кампаниях роста, продавая себя международному и национальному бизнесу, но отстаивая при этом свои политические интересы. 322 И он был первым, кто, опираясь на обширный фактический материал, показал, что, вопреки оптимистической риторике властей предержащих, масштабные строительные проекты и иные стратегии роста далеко не всегда оборачиваются новыми рабочими местами и сопровождаются адекватной социальной политикой. 322 Его кон- 323 -цепция машины роста состоит из трех компонентов: 1) коалиция элит, 2) лоббирование элитами момента роста как отвечающего их долговременным экономическим интересам; 3) диспропорции в выгодах от роста. 323 В книге «Городские состояния», написанной вместе с Джоном Логаном, теория города — машины роста противопоставлена экологическому подходу чикагской школы (о нем рассказывается в главе «Классические теории города») и марксистскому подходу [см.: Logan, Molotch, 1987]. Недостаток первого — в допущении «невидимой руки рынка», устанавливающей равновесие в расселении горожан. В действительности свободное соревнование горожан за свободное пространство невозможно. Высокий спрос на жилье невозможно удовлетворять до бесконечности. Дома обладают качествами, которые либо увеличивают, либо уменьшают их стоимость; кроме того, люди часто привязаны к вполне определенным частям города, что чикагская модель не в состоянии описать. Недостаток второго подхода — в сведении города к месту эксплуатации, к «печальному последствию логики капиталистического накопления» [Ibid.-. 10]. Марксизм считает, что те, кто снимает жилье, — просто работники, а собственники жилья — капиталисты. Получается, что целый ряд важных для города игроков марксистский подход просто не способен инкорпорировать, в силу чего картина городского развития получается чрезмерно упрощенной. Авторы считают, что развитие города лучше объясняется напряжением, во-первых, между владельцами городской недвижимости (они могут использовать меновую стоимость своих владений) и жителями (использующими потребительную стоимость) и, во-вторых, между противоборствующими группами бизнес-элит. Элиты, политики, массмедиа и коммунальные предприятия составляют коалицию роста. 323 Вспомогательные участники коалиции — это университеты, профсоюзы, учреждения культуры, владельцы малого бизнеса. 323 Каждая группа преследует при этом свои цели, но убеждает население в том, что от роста и вложений в него выиграют 324 в конечном счете все: «Совокупный рост изображается как общее благо; считается, что увеличение экономической активности поможет всему городскому сообществу» [Logan, Molotcb, 1987: 33]. 324 Между тем авторы убеждены, что в действительности, «за редкими исключениями, консенсус между городскими группами элиты возникает по поводу одного вопроса. Этот же вопрос разделяет элиты и тех, кто использует город для жизни и работы. Это вопрос роста» [Ibid.: 50]. Члены коалиции позитивно расценивают любой вариант роста, это и позволяет им эффективно работать вместе, независимо от различных целей. 324 Но результаты роста распределяются неравномерно: природа машины роста такова, что потребительная стоимость большинства обменивается на меновую стоимость нескольких. 324 Каким образом это происходит? 324 Как те или другие места города циркулируют на рынке недвижимости? Авторы вводят понятие специальной потребительной стоимости для того, чтобы зафиксировать субъективную ценность того или иного места для жителей. Специальная потребительная стоимость отличает место от других товаров. Другое качество места состоит в том, что оно открывает доступ к другим благам и людям, но этот доступ прекращается, если человек меняет место жительства. Таким образом «переживания и мотивы фокусируются на определенном месте» [Ibid.: 18]. Люди, покупающие дома в особо значимых для них местах, вносят вклад в развитие всего жилого района. Его качество (ресурсы, которые он предоставляет, его привлекательность и связанная с ней способность мобилизовать людей на какие-то действия) определяет жизненные шансы его жителей. Владельцы же устанавливают специальную меновую стоимость своей недвижимости. У каждого владельца — монополия на свой сегмент рынка недвижимости. Часто стоимость их владений зафиксирована. Владельцы стараются ее поднять, но есть препятствия их экономической активности, к примеру разная стоимость квартир на нижних и верхних этажах высотного дома. 324 Недвижимость отличается от других товаров тем, что не может создаваться 325 только частным образом: любое строительство или реконструкция предполагает переговоры с правительством и другими внешними инстанциями. 325 Логан и Молоч предлагают социальную типологию предпринимателей рынка недвижимости. Первый тип — «везучие», то есть те, кто унаследовал собственность либо владеет ею в результате счастливого стечения обстоятельств; второй тип — «активные», то есгь те, кто ищет удачные места и участки для вложений; третий — «структурные спекулянты», то есть те, кто не только способен предсказать, как изменится стоимость конкретной недвижимости, но и обладает ресурсами, чтобы ускорить этот процесс в устраивающем их направлении. Последний тип — самый важный в модели роста. Конкурирующие группы элиты, сотрудничающие с правительством, объединяются под прикрытием доктрины ценностно нейтрального развития города, то есть идеи, что только свободный рынок определяет использование земли. В действительности рынок социально конструируется в том смысле, что те, кто его контролирует, делают это к своей собственной выгоде. Авторы описывают разнообразные махинации городского истеблишмента, указывая, в частности, на «бесконечное лоббирование, манипулирование и задабривание» как на ключевые ресурсы получения и поддержания власти в больших городах [см.: Logan, Molotcb, 1987: 293]- При этом активисты местных сообществ, по мнению Мслоча и Логана, играют достаточно двусмысленную роль. Они выступают от имени жителей, пытаясь побудить городское правительство, к примеру, использовать ограничения по зонированию земли в пользу жителей. Но нередко их активность лишь способствует успеху предпринимателей в неустанной борьбе за повышение ренты. 325 Что разительно отличает типичную картину политических аспектов развития постсоветского города и, к примеру, американского — это степень и характер оспаривания интересов коалиции бизнесменов и политиков активистами местных сообществ и прогрессивными политиками. 325 В компаративном 326 исследовании двух городов, Чикаго и Питсбурга, изложенном в книге «Бросая вызов машине роста», Барбара Ферман показывает, как местные сообщества в Питсбурге, действуя в благоприятном политическом климате широкой гражданской поддержки, смогли отстоять свое прогрессивное видение строительства жилья и экономического развития в целом [см.: Ferman, 1996]. В Чикаго, напротив, вызов стратегиям развития был брошен на электоральной арене, где преобладали делегированные от районов политики, видевшие угрозу в любой независимой политической активности по месту жительства. Что бы ни исходило от местных сообществ, пряталось под ковер, и в итоге чикагская машина роста не встретила никаких препятствий. Российские машины роста городов следуют скорее чикагскому сценарию. Если в Америке каждый случай нужно рассматривать отдельно, потому что иногда местные сообщества все же одерживают верх, то в России последнего десятилетия, хотя местные детали интересны, исход дела удручающе предсказуем.
Date: 2015-08-07; view: 3274; Нарушение авторских прав |