Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Креативные индустрии и креативный город





251 Связь города и творчества (или креативности, как предпо­читают сегодня выражаться) давно привлекаег внимание пи­шущих о городе людей. Урбанист Питер Холл в книге «Города в истории цивилизации» исследует взлеты креативности в раз­личных городах мира, когда те находились на пике разви­тия, — от Афин Перикла до современного Лондона [см.: Hall, 199й[.

251 Главный тезис Холла в том, что креативность — условие городского образа жизни, потому что городская жизнь не­

252 возможна без творческого решения городских же проблем.

252 Но что делает возможным золотой век того или иного города? И почему взлет искусств и инноваций, которым отмечена ис­тория почти каждого из великих городов, столь недолговечен? Обращаясь к Флоренции и Парижу, Вене и Сан-Франциско, Лос-Анджелесу и Токио, Холл вспоминает античные идеи «хорошей» или «счастливой» жизни, которые возникли в усло­виях достаточной праздности мыслителей. Иными словами, жизнь на грани выживания и сосредоточенность лишь на не­отложных практических проблемах не способствует возник­новению искры творчества. Второе условие — готовность на­селения поддерживать творцов и вкладываться в творческие проекты.

252 В Афинах на общественные деньги были возведены здания, часть которых дожила до наших дней. В Риме и Лондо­не поддержка общественности позволила усовершенствовать городскую инфраструктуру. В итоге не только, говоря словами поэта, «в наши дни вошел водопровод, сработанный еще раба­ми Рима», но и электросистемы и канализация стали своеоб­разными памятниками эффективного использования обще­ственных денег. Третье условие — отсутствие авторитарных или тоталитарных политических режимов. Тогда появляется возможность восстания против существующего порядка, будь это консерватизм художников-академиков (так, по Холлу, по­явился импрессионизм), мужской шовинизм (суфражистское движение), непомерная эксплуатация рабочих (профсоюзы) и так далее. Четвертое условие — оригинальность решения про­блем данного города.

252 Пятое — эти города привлекали творче­ских людей самого разного толка: технологов, строителей, ре­волюционеров, мыслителей, а не только художников. Тем не менее одни города стали центрами художественных и культур­ных инноваций — Афины золотого века, ренессансная Фло­ренция, елизаветинский Лондон, Вена Габсбургов, Париж вре­мен Бель Эпок, Берлин времен Веймарской республики.

252 Все эти города объединяет: 1) стремительное накопление капита­ла; 2) концентрация амбиций людей; 3) культурное разнообра-253-зие,

253 4) новые модели кооперации представителей разных клас­сов (аристократов и деловых людей); 5) развитая инфраструк­тура, включающая изобилие мест для установления и под­держания контактов - салонов, кафе и так далее; б) статус столицы. Другие города — Манчестер, Глазго XIX века, Детройт периода расцвета автомобилестроения, Силиконовая долина и Токио — стали инновационными центрами в сфере бизнеса и технологий.

253 Что позволило этим городам стать питательной средой для инноваций?

253 Все эти города объединяет: 1) присут­ствие харизматичных личностей (например, Генри Форда); 2) отсутствие статуса столицы, а потому привлекательность для аутсайдеров и не столь выраженное иерархическое распреде­ление возможностей; 3) общий дух творческого разрушения. Третья группа городов (Лос-Анджелес и Мемфис) успешно со­единила искусство и технологию для создания влиятельных направлений массовой культуры. Голливуд возник как резуль­тат технологизации искусства кино. Мемфис, штат Теннесси, расцвел после того, как именно там была изобретена звукоза­пись, сложились блюзовая и рок-н-ролльная музыкальные тра­диции; кроме того, этот город — родина Джона Ли Хокера, Джонни Кэша, Элвиса Пресли. Наконец четвертая группа горо­дов знаменита социальными инновациями, отразившимися в их физической структуре (Рим, Нью-Йорк, Париж, Лос-Анджелес) и в политике (Стокгольм и Лондон времен королевы Ели­заветы). Учитывая, что естественным состоянием городов является скорее дезорганизация, те города, которые предложи­ли удачные модели самоорганизации, останутся в истории с той же вероятностью, что и столицы искусств. В самом деле, проблемы доставки в город чистой воды или налаживание со­трудничества между совершенно разными людьми требуют, возможно, еще большей степени креативности, чем те занятия, которые мы привычно с этим качеством ассоциируем.

253 В дискурсе менеджеров, политиков, а также ряда урбанис­тов креативность означает способность людей создавать про­дукты, отмеченные культурными или художественными досто-254-инсгвами.


254 Термин креативные индустрии (creative idustries) описывает разнообразные варианты соединения художест­венных практик и медиаиндустрии, нацеленные на получение прибыли за счет создания и использования интеллектуальной собственности.

254 К таковым относят рекламу, архитектуру, искус­ство, антиквариат, киноиндустрию, дизайн, программирова­ние для образования и развлечения, музыку, театр, телевидение и радио. К креативным индустриям относят также здания и организации, обеспечивающие коллективное культурное потребление. музеи, галереи, библиотеки, концертные залы, теат­ры, находящиеся либо в государственном, либо в частном вла­дении.

254 Креативные индустрии составляют значительный (и в за­падных странах быстро расширяющийся) сегмент капиталис­тической системы. Свежая статистика на этот счет недоступна, но тенденция очевидна; это в больших городах наиболее вели­ко число занятых в креативных индустриях. В США свыше 50 % занятых в них работников сосредоточено в городах с на­селением 1 млн и выше, а из них наибольшее число — всего в двух городах — Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (см. таблицу 1 [Evans, 2001: 158]).

254 В Лондоне работает до 30 % всех английских «креативных» специалистов.

254 Объясняется это тем, что для создателей куль­турных продуктов типична высокая концентрация, часто по­близости от деловых районов города. Кинопроизводство Гол­ливуда, медиаиндустрия Манхэттена, производство одежды в Париже, издательский бизнес Лондона — примеры подобной концентрации. Рынок распространения таких продуктов мо­жет быть чрезвычайно широк, но их производство требует от всех участников нахождения в одном городе или даже районе. Другой момент, отличающий культурную продукцию, — то, что ее значительная часть должна быть и «потреблена» также на месте, поблизости от того места, где она сделана.

254 Это театраль­ные премьеры, вернисажи, концерты, обеды от знаменитых

255 шефов.

 

255 Таблица 1







Date: 2015-08-07; view: 631; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию