Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Креативные индустрии и креативный город
251 Связь города и творчества (или креативности, как предпочитают сегодня выражаться) давно привлекаег внимание пишущих о городе людей. Урбанист Питер Холл в книге «Города в истории цивилизации» исследует взлеты креативности в различных городах мира, когда те находились на пике развития, — от Афин Перикла до современного Лондона [см.: Hall, 199й[. 251 Главный тезис Холла в том, что креативность — условие городского образа жизни, потому что городская жизнь не 252 возможна без творческого решения городских же проблем. 252 Но что делает возможным золотой век того или иного города? И почему взлет искусств и инноваций, которым отмечена история почти каждого из великих городов, столь недолговечен? Обращаясь к Флоренции и Парижу, Вене и Сан-Франциско, Лос-Анджелесу и Токио, Холл вспоминает античные идеи «хорошей» или «счастливой» жизни, которые возникли в условиях достаточной праздности мыслителей. Иными словами, жизнь на грани выживания и сосредоточенность лишь на неотложных практических проблемах не способствует возникновению искры творчества. Второе условие — готовность населения поддерживать творцов и вкладываться в творческие проекты. 252 В Афинах на общественные деньги были возведены здания, часть которых дожила до наших дней. В Риме и Лондоне поддержка общественности позволила усовершенствовать городскую инфраструктуру. В итоге не только, говоря словами поэта, «в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима», но и электросистемы и канализация стали своеобразными памятниками эффективного использования общественных денег. Третье условие — отсутствие авторитарных или тоталитарных политических режимов. Тогда появляется возможность восстания против существующего порядка, будь это консерватизм художников-академиков (так, по Холлу, появился импрессионизм), мужской шовинизм (суфражистское движение), непомерная эксплуатация рабочих (профсоюзы) и так далее. Четвертое условие — оригинальность решения проблем данного города. 252 Пятое — эти города привлекали творческих людей самого разного толка: технологов, строителей, революционеров, мыслителей, а не только художников. Тем не менее одни города стали центрами художественных и культурных инноваций — Афины золотого века, ренессансная Флоренция, елизаветинский Лондон, Вена Габсбургов, Париж времен Бель Эпок, Берлин времен Веймарской республики. 252 Все эти города объединяет: 1) стремительное накопление капитала; 2) концентрация амбиций людей; 3) культурное разнообра-253-зие, 253 4) новые модели кооперации представителей разных классов (аристократов и деловых людей); 5) развитая инфраструктура, включающая изобилие мест для установления и поддержания контактов - салонов, кафе и так далее; б) статус столицы. Другие города — Манчестер, Глазго XIX века, Детройт периода расцвета автомобилестроения, Силиконовая долина и Токио — стали инновационными центрами в сфере бизнеса и технологий. 253 Что позволило этим городам стать питательной средой для инноваций? 253 Все эти города объединяет: 1) присутствие харизматичных личностей (например, Генри Форда); 2) отсутствие статуса столицы, а потому привлекательность для аутсайдеров и не столь выраженное иерархическое распределение возможностей; 3) общий дух творческого разрушения. Третья группа городов (Лос-Анджелес и Мемфис) успешно соединила искусство и технологию для создания влиятельных направлений массовой культуры. Голливуд возник как результат технологизации искусства кино. Мемфис, штат Теннесси, расцвел после того, как именно там была изобретена звукозапись, сложились блюзовая и рок-н-ролльная музыкальные традиции; кроме того, этот город — родина Джона Ли Хокера, Джонни Кэша, Элвиса Пресли. Наконец четвертая группа городов знаменита социальными инновациями, отразившимися в их физической структуре (Рим, Нью-Йорк, Париж, Лос-Анджелес) и в политике (Стокгольм и Лондон времен королевы Елизаветы). Учитывая, что естественным состоянием городов является скорее дезорганизация, те города, которые предложили удачные модели самоорганизации, останутся в истории с той же вероятностью, что и столицы искусств. В самом деле, проблемы доставки в город чистой воды или налаживание сотрудничества между совершенно разными людьми требуют, возможно, еще большей степени креативности, чем те занятия, которые мы привычно с этим качеством ассоциируем. 253 В дискурсе менеджеров, политиков, а также ряда урбанистов креативность означает способность людей создавать продукты, отмеченные культурными или художественными досто-254-инсгвами. 254 Термин креативные индустрии (creative idustries) описывает разнообразные варианты соединения художественных практик и медиаиндустрии, нацеленные на получение прибыли за счет создания и использования интеллектуальной собственности. 254 К таковым относят рекламу, архитектуру, искусство, антиквариат, киноиндустрию, дизайн, программирование для образования и развлечения, музыку, театр, телевидение и радио. К креативным индустриям относят также здания и организации, обеспечивающие коллективное культурное потребление. музеи, галереи, библиотеки, концертные залы, театры, находящиеся либо в государственном, либо в частном владении. 254 Креативные индустрии составляют значительный (и в западных странах быстро расширяющийся) сегмент капиталистической системы. Свежая статистика на этот счет недоступна, но тенденция очевидна; это в больших городах наиболее велико число занятых в креативных индустриях. В США свыше 50 % занятых в них работников сосредоточено в городах с населением 1 млн и выше, а из них наибольшее число — всего в двух городах — Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (см. таблицу 1 [Evans, 2001: 158]). 254 В Лондоне работает до 30 % всех английских «креативных» специалистов. 254 Объясняется это тем, что для создателей культурных продуктов типична высокая концентрация, часто поблизости от деловых районов города. Кинопроизводство Голливуда, медиаиндустрия Манхэттена, производство одежды в Париже, издательский бизнес Лондона — примеры подобной концентрации. Рынок распространения таких продуктов может быть чрезвычайно широк, но их производство требует от всех участников нахождения в одном городе или даже районе. Другой момент, отличающий культурную продукцию, — то, что ее значительная часть должна быть и «потреблена» также на месте, поблизости от того места, где она сделана. 254 Это театральные премьеры, вернисажи, концерты, обеды от знаменитых 255 шефов.
255 Таблица 1 Date: 2015-08-07; view: 631; Нарушение авторских прав |