Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И лос-анджелесская школа





106 Лос-Анджелес — «это единственный город на земле, где все места видны под любым утлом, очертания каждого ясны, никакой путаницы, никакого смешения», — пишет американ­ский урбанист и географ Эд Соджа [см.: Soja, 1989: 191].

106 Соци­альный комментатор, урбанист, историк и политический активист Майк Дэвис позволяет себе более парадоксальную оценку (она вынесена в название этого параграфа). Апологе­тика национальной исключительности нами обычно на тех или иных основаниях порицается.

106 Как быть с апологетикой городской исключительности, не совсем ясно. Лос-анджелес­ская школа урбанистики в этом отношении представляет се­рьезный интерес.

106 С начала XX века в описаниях Лос-Анджелеса подчерки­вается, что это не совсем обычный город: образование и развитие в нем самых разнообразных иммигрантских со­обществ, а также его распыленность побуждали урбанистов су­дить о нем скорее исходя из него самого, нежели сравнивая его с другими городами.

106 Этой тенденции отстаивать исключительность Лос-Анджелеса был придан теоретический лоск в 1980-1990-е годы группой южнокалифорнийских урбанистов — представителями лос-анджелесской школы.

106 Они сочли, что Лос-Анджелес не просто необычный город но что в своем раз­витии он опережает другие американские города, что его ди-107-намика «эмбле матична» или «симптоматична» для всего севе­роамериканского континента.

107 Два эпизода особенно значимы для истории школы: тема­тический выпуск «Пространство и общество» журнала «Окру­жающая среда и планирование» (1986 год), посвященный Лос- Анджелесу, и встреча на озере Эрроухэд. Выпуск прославился предсказанием членов школы Алена Скотта и Эда Соджи, что если Париж был столицей XIX столетия, то Лос-Анджелес бу­дут считать столицей XX века и что интерес к нему таков, что скоро этот город по объему написанного о нем превзойдет Чикаго. «Не найти лучшего места для изучения динамики капи­талистического опространствливания», — писал в этом же вы­пуске Эд Соджа [см.: Sqja, 1986; 1989: 191].

107 Осенью 1987 года девять членов школы (и примкнувшие к ним) собрались на выходные на озере Эрроухэд в горах Сан- Бернардино. В ходе дискуссий они укрепились в убеждении, что Лос-Анджелес — архетипический город конца XX века, «один из самых информативных палимпсестов и парадигм развития в XX веке городов и массового сознания» [Idem, 1989: 248].

107 Как написал позднее Майк Дэвис: «Я достаточно неосторожен, чтобы говорить о "лос-анджелесской школе". В строгом смысле слова, я включаю сюда примерно двадцать представи­телей новой волны марксистских географов, или, как выража­ется один мой друг, "политэкономов в скафандрах", хотя неко­торые из нас — неортодоксальные городские социологи или (как и я) неудавшиеся городские историки. "Школа" базируется, конечно, в Лос-Анджелесе, в Калифорнийском университе­те и в университете Южной Калифорнии, но некоторые ее чле­ны живут в Риверсайде, Сан-Бернандино, Санта-Барбаре и даже во Франкфурте» [Davis, 1989: 9].

107 Дэвис признается, что сравнение их коллектива с чикагской и даже с франкфуртской школами привело лишь к выводу о том, что связи членов их школы куда более слабые и столь же «децентрализованные», что и город, который они пытаются

108-109 объяснить.

 

108 Образец постмодернистской архитектуры Лос-Анджелеса — развлекательный центр Уолта Диснея (архитектор Фрэнк Гари)

109 В центре их общего проекта — понятие реструкту­ризации и то, как процессы реструктуризации происходят на разных уровнях анализа — от городского района до глобаль­ных рынков, или «мировых режимов накопления» (термин Дэвиса).

109 Как мы знаем из социологии науки, каждая следующая па­радигма тогда получает шанс на существование, когда она предпринимает усилия по демонстрации ее принципиально­го отличия от предыдущей. Авторы из Лос-Анджелеса здесь не исключение, в особенности Эд Соджа, который ставит под воп­рос всю предшествующую теоретическую традицию. Главный вектор этой проблематизации — отношения города и тер­ритории или региона. Вот только один пример. Авторы чи­кагской школы описывали типичные для индустриального общества классические формы развития городов, такие как аг­ломерации (для которых характерна синонимичность поня­тий города и центра региона), говоря о том, что город есть лишь ядро более широкой зоны деятельности, из которой он извлекает ресурсы и на которую распространяется его влия­ние.

109 Соджа убежден, что к концу XX столетия такие формы себя полностью исчерпали. Апеллируя к случаю Лос-Анджелеса, он настаивает, что о городе как центре региона говорить бес­смысленно, ибо специфические социальные, экономические и политические процессы привели к тому, что «центров» данной территории много. В то же время символическое значение го­рода выросло. Каждое место, по крайней мере символически, претендует на то, чтобы быть городом, а процесс урбанизации «осязаемо прерывист и неупорядочен» [Sqja, 2000: 397]. Поэто­му разрыв в развитии урбанистической теории, фиксируемый лос-анджелссскими теоретиками, вызван неспособностью тра­диционных моделей объяснить феномен этой школы. В чем же он состоит?


109 В период массового фордистского промышленного разви­тия парадигмой города, повторим, стал центрально располо­-110-женный город, окруженный менее политически и экономи­чески значимой территорией, откуда черпались разного рода ресурсы.

110 Специфика Лос-Анджелеса заключалась в том, что его промышленное развитие свидетельствовало о неразрыв­ности города и территории, точнее говоря штата — богатей­шего в США, что в свою очередь объясняется стратегическим расположением Калифорнии на берегу Тихого океана, высокой концентрацией хайтек и медиаиндустрии, тесно свя­занной с университетской наукой и многонациональным населением.

110 Иными словами, развитие региона и развитие собственно города оказались здесь сплетенными сильнее, чем где-то еще. Добавим к этому, что главным способом самоопре­деления людей, живущих в этой части Штатов, стал специ­фически калифорнийский стиль жизни, вобравший в себя открытость нетрадиционным религиям и идеологиям, нефор­мальность, нацеленность на радости жизни (подкрепляемую мягким климатом), соединенный с мощной культурной инду­стрией.

110 Здесь набирало силу движение за гражданские права в 1960-е годы и в защиту окружающей среды в 1970-е, отсюда начали победное шествие персональный компьютер в 1980-е и Интернет в 1990-е.

110 Но здесь имели место и самые впечатля­ющие городские беспорядки, начиная с бунтов, инициирован­ных «черными пантерами» в 1960-е, до периодически проис­ходящих столкновений этнических меньшинств с полицией. Одной из причин волнений был характер городского пла­нирования: оно с начала XX века было нацелено на макси­мальное коммерческое использование городских зон, распо­ложенных друг от друга на значительном расстоянии. Рост пригородов сопровождался делением их на изолированные сообщества, образованные по этническому и классовому при­знаку,

110 Строительство хайвеев и критерии, по которым город­ские власти выделяли гражданам земли под застройку, усугуб­ляли пространственную сегрегацию.

 

Две самые известные школы урбанистов:







Date: 2015-08-07; view: 1851; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию