Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И лос-анджелесская школа
106 Лос-Анджелес — «это единственный город на земле, где все места видны под любым утлом, очертания каждого ясны, никакой путаницы, никакого смешения», — пишет американский урбанист и географ Эд Соджа [см.: Soja, 1989: 191]. 106 Социальный комментатор, урбанист, историк и политический активист Майк Дэвис позволяет себе более парадоксальную оценку (она вынесена в название этого параграфа). Апологетика национальной исключительности нами обычно на тех или иных основаниях порицается. 106 Как быть с апологетикой городской исключительности, не совсем ясно. Лос-анджелесская школа урбанистики в этом отношении представляет серьезный интерес. 106 С начала XX века в описаниях Лос-Анджелеса подчеркивается, что это не совсем обычный город: образование и развитие в нем самых разнообразных иммигрантских сообществ, а также его распыленность побуждали урбанистов судить о нем скорее исходя из него самого, нежели сравнивая его с другими городами. 106 Этой тенденции отстаивать исключительность Лос-Анджелеса был придан теоретический лоск в 1980-1990-е годы группой южнокалифорнийских урбанистов — представителями лос-анджелесской школы. 106 Они сочли, что Лос-Анджелес не просто необычный город но что в своем развитии он опережает другие американские города, что его ди-107-намика «эмбле матична» или «симптоматична» для всего североамериканского континента. 107 Два эпизода особенно значимы для истории школы: тематический выпуск «Пространство и общество» журнала «Окружающая среда и планирование» (1986 год), посвященный Лос- Анджелесу, и встреча на озере Эрроухэд. Выпуск прославился предсказанием членов школы Алена Скотта и Эда Соджи, что если Париж был столицей XIX столетия, то Лос-Анджелес будут считать столицей XX века и что интерес к нему таков, что скоро этот город по объему написанного о нем превзойдет Чикаго. «Не найти лучшего места для изучения динамики капиталистического опространствливания», — писал в этом же выпуске Эд Соджа [см.: Sqja, 1986; 1989: 191]. 107 Осенью 1987 года девять членов школы (и примкнувшие к ним) собрались на выходные на озере Эрроухэд в горах Сан- Бернардино. В ходе дискуссий они укрепились в убеждении, что Лос-Анджелес — архетипический город конца XX века, «один из самых информативных палимпсестов и парадигм развития в XX веке городов и массового сознания» [Idem, 1989: 248]. 107 Как написал позднее Майк Дэвис: «Я достаточно неосторожен, чтобы говорить о "лос-анджелесской школе". В строгом смысле слова, я включаю сюда примерно двадцать представителей новой волны марксистских географов, или, как выражается один мой друг, "политэкономов в скафандрах", хотя некоторые из нас — неортодоксальные городские социологи или (как и я) неудавшиеся городские историки. "Школа" базируется, конечно, в Лос-Анджелесе, в Калифорнийском университете и в университете Южной Калифорнии, но некоторые ее члены живут в Риверсайде, Сан-Бернандино, Санта-Барбаре и даже во Франкфурте» [Davis, 1989: 9]. 107 Дэвис признается, что сравнение их коллектива с чикагской и даже с франкфуртской школами привело лишь к выводу о том, что связи членов их школы куда более слабые и столь же «децентрализованные», что и город, который они пытаются 108-109 объяснить.
108 Образец постмодернистской архитектуры Лос-Анджелеса — развлекательный центр Уолта Диснея (архитектор Фрэнк Гари) 109 В центре их общего проекта — понятие реструктуризации и то, как процессы реструктуризации происходят на разных уровнях анализа — от городского района до глобальных рынков, или «мировых режимов накопления» (термин Дэвиса). 109 Как мы знаем из социологии науки, каждая следующая парадигма тогда получает шанс на существование, когда она предпринимает усилия по демонстрации ее принципиального отличия от предыдущей. Авторы из Лос-Анджелеса здесь не исключение, в особенности Эд Соджа, который ставит под вопрос всю предшествующую теоретическую традицию. Главный вектор этой проблематизации — отношения города и территории или региона. Вот только один пример. Авторы чикагской школы описывали типичные для индустриального общества классические формы развития городов, такие как агломерации (для которых характерна синонимичность понятий города и центра региона), говоря о том, что город есть лишь ядро более широкой зоны деятельности, из которой он извлекает ресурсы и на которую распространяется его влияние. 109 Соджа убежден, что к концу XX столетия такие формы себя полностью исчерпали. Апеллируя к случаю Лос-Анджелеса, он настаивает, что о городе как центре региона говорить бессмысленно, ибо специфические социальные, экономические и политические процессы привели к тому, что «центров» данной территории много. В то же время символическое значение города выросло. Каждое место, по крайней мере символически, претендует на то, чтобы быть городом, а процесс урбанизации «осязаемо прерывист и неупорядочен» [Sqja, 2000: 397]. Поэтому разрыв в развитии урбанистической теории, фиксируемый лос-анджелссскими теоретиками, вызван неспособностью традиционных моделей объяснить феномен этой школы. В чем же он состоит? 109 В период массового фордистского промышленного развития парадигмой города, повторим, стал центрально располо-110-женный город, окруженный менее политически и экономически значимой территорией, откуда черпались разного рода ресурсы. 110 Специфика Лос-Анджелеса заключалась в том, что его промышленное развитие свидетельствовало о неразрывности города и территории, точнее говоря штата — богатейшего в США, что в свою очередь объясняется стратегическим расположением Калифорнии на берегу Тихого океана, высокой концентрацией хайтек и медиаиндустрии, тесно связанной с университетской наукой и многонациональным населением. 110 Иными словами, развитие региона и развитие собственно города оказались здесь сплетенными сильнее, чем где-то еще. Добавим к этому, что главным способом самоопределения людей, живущих в этой части Штатов, стал специфически калифорнийский стиль жизни, вобравший в себя открытость нетрадиционным религиям и идеологиям, неформальность, нацеленность на радости жизни (подкрепляемую мягким климатом), соединенный с мощной культурной индустрией. 110 Здесь набирало силу движение за гражданские права в 1960-е годы и в защиту окружающей среды в 1970-е, отсюда начали победное шествие персональный компьютер в 1980-е и Интернет в 1990-е. 110 Но здесь имели место и самые впечатляющие городские беспорядки, начиная с бунтов, инициированных «черными пантерами» в 1960-е, до периодически происходящих столкновений этнических меньшинств с полицией. Одной из причин волнений был характер городского планирования: оно с начала XX века было нацелено на максимальное коммерческое использование городских зон, расположенных друг от друга на значительном расстоянии. Рост пригородов сопровождался делением их на изолированные сообщества, образованные по этническому и классовому признаку, 110 Строительство хайвеев и критерии, по которым городские власти выделяли гражданам земли под застройку, усугубляли пространственную сегрегацию.
Две самые известные школы урбанистов: Date: 2015-08-07; view: 1851; Нарушение авторских прав |