Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постколониальные исследования и имперские города
96 Сложившись как анализ колониального дискурса, постколониальные исследования распространились в течение последних двадцати лет на такие области, как география, архитектура, городское планирование и урбанистика. 96 Это привело к ряду интересных политических, социальных и культурных интерпретаций пространства колониального города: коллизий между традициями репрезентации, правовым регулированием, культурными заимствованиями, коллизий, сопровождавших многолетнее взаимодействие, к примеру, британцев и индийцев в Калькутте или французов и вьетнамцев в Ханое, 96 Ирония состоит в том, что, хотя постколониальные исследователи, подчеркивая чрезмерную жесткость и недиале(личность таких противопоставлений, как «культура колонизато-97-ров/культура угнетенных», и призвали взамен к поиску гибридных культурных образований, сам этот поиск осуществлялся более охотно в колониях, нежели в метрополиях. 97 Если изучение взаимовлияния культурных миров колонизованных и колонизаторов вдали от метрополии идет достаточно интенсивно, то дома, будь это Лондон или Лиссабон, осуществить его гораздо сложнее — в силу ряда идеологических и психологических причин, главная из которых состоит в сложности признания и выражения принципиальной «гибридности» западной культуры. Эдвард Сайд в книге «Культура и империализм» (1994) включает столицы метрополий в число феноменов, испытавших воздействие империализма. Он спрашивает: «Кто в Англии или Франции может провести четкий круг вокруг британского Лондона или французского Парижа, исключая воздействие Индии и Алжира на два этих имперских города?» [Imperial Cities, 2003: 4]. Динамика взаимодействия «западного» и «незападного», центра и периферии, «нас» и «их» в западных городах и их понимании составляет сегодня одну из самых волнующих тенденций постколониальных исследований. Но в урбанистике со времени начала рефлексии модерного индустриального города «другие* и «другое» либо осмыслялись как один из источников витальности и привлекательности городов, либо обвинялись в эрозии традиционной городской общности. Европейские столицы долгое время представляли собой витрину имперских амбиций и завоеваний того или иного государства, будь это парадные события или места, предназначенные визуалиэовать могущество империи При этом использовалась популярная тогда идея «мира как выставки»: перед взором любопытствующего европейца разворачивался имперский образ земного шара, часто он сквозил и в организации пространства того или иного города. 97 Европейская столица представляет собой зрелище, в котором знаки империи переплетены с городскими местами. 97 Так, постер 1932 года компании, обслуживавшей лондонскую подземку, приглашал лондонцев: «Посети империю!» 97 Для этого ну-98-жен был лишь билет в метро: до Австралии можно было добраться через Стрэнд, до Индии — через Олдвич и так далее. 98 Империя и городской ландшафт британской столицы тем самым соединялись: «если имперский город был в центре мира, то империя теперь лежала в центре городской жизни» [Imperial Cities, 2003: 3], воплощаясь не только в правительственных зданиях и мемориалах, но и в характере коммерции, в космополитическом потреблении, в историческом разнообразии и географической гетерогенности культуры. 98 Одну из многочисленных форм знания, с помощью которых европейцы в XIX веке установили новый порядок репрезентации мира, составляли путеводители. 98 По мере того как укреплялось их мировое господство, упрочивался и упомянутый подход к «миру как выставке», усиливался «выставочный комплекс», воплощающийся прежде всего в многочисленных всемирных выставках, но также в музеях, школах, архитектуре, туризме, моде и повседневной жизни. В результате, например, туристский образ Вены непременно включал этническое разнообразие ее обитателей - венгерских цыган, богемских кормилиц, балканских мусульман, евреев из Галиции и так далее. 98 В основе общественной жизни европейских столиц XIX — первой половины XX века лежало имперское воображаемое, расцветшее посредством увеличивающейся совокупности зданий, мемориалов, а также историй и образов, ими воплощаемых. 98 Увлечение колониальными товарами и образами, наводненносгь ими викторианских домов и улиц, а также нарастание ценности имперскостн для повседневного поведения европейцев сочетались с беспокойством по поводу того, что «другие» всё более по-хозяйски вели себя в кварталах европейских городов. Одно дело — глазеть на них как на экспонаты всемирных выставок, а другое дело — понимать, что они собираются обосноваться по соседству с тобой всерьез и надолго. 98 Космополитизм европейских столиц обнаруживал здесь свою ограниченность, а в XX веке, когда началась усиленная иммиграция из бывших колоний, колониальные рефлексы британцев вспыхнули с новой силой. 98 Одной из причин этого было то, что 99 для многих из них деколонизация осталась процессом принципиально невидимым, происходящим где-то там, вдали от дома. Когда «чужие» по нарастающей стали селиться в Манчестере и Бирмингеме, воспоминания об империи всколыхнулись, и «фигура белого человека вновь вышла на поверхность — как раз тогда, когда ожидалось ее полное исчезновение» [Imperial Cities, 2003; 271]. Так что одержимость англичан историями имперского прошлого может быть прочтена как симптом их неспособности изгнать из коллективного бессознательного фигуру опасного чужака, от которого они зависят не только экономически, но и культурно: без него не на чем будет основывать претензии на моральное и расовое превосходство. У них есть смысл поучиться беспристрастному анализу такого рода симптомов.
«Неприятная история легко может произойти с ней»: Date: 2015-08-07; view: 486; Нарушение авторских прав |