Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа как «другое» города
134 В привычном нашем стремлении вырваться из города «на природу» проявляется разделение между природным и социальным — то, на чем современное общество строит понимание самого себя. Динамика взаимодействия между природой, технологией и людьми сложилась в ходе модерности, но теоретически долгое время она отражалась весьма ограниченно. 134 Причина этого в том, что история социальной теории неотделима от постоянно воспроизводимого противопоставления общества и природы. 134 Это противопоставление встроено в понимание самого развития обществ модерности. 134 Главное направление развития было зафиксировано в понятии прогресса, который определялся успехами в покорении природы — как внешней, так и тех черт человека, которые традиционно связывались с его природным происхождением. Новые формы организации социальной жизни осмысливались на основе жестко воспроизводящегося качественного различия между традицией и модерностью. Люди традиционного общества мыслились как от природы зависимые и вынужденные с нею считаться. 134 Индустриальное урбанизованное общество стало эмблемой независимости людей от природы. 134 Успехи промышленности воспроизводили взгляд на мир как неограниченное поле возможностей его 135 преобразования. 135 Городской образ жизни свидетельствовал о том, что город успешно пренебрегает теми ограничениями, что природные циклы накладывают на социальную активность (делением на день и ночь, к примеру): он никогда не спит и не зависит от погоды. 135 Город и природа оказались связанными в одном нарративе, где город мыслился как место цивилизации, но лишенное добродетели, а природа — как «дикая», но обладающая моральным порядком. 135 Парадоксальность отношений природы и города состоит в том, что, с одной стороны, дискурсивно и концептуально «город» был отделен от «природы». 135 Введенный Эмилем Дюркгеймом постулат — социальные явления имеют социальные причины и социальные же последствия, независимые от психологических или биологических факторов, — предполагал разделение труда между естественниками (сфокусированными на природных фактах) и «неестественниками» (выражение А. Перцева) — социологами, нацеленными на факты социальные. 135 Как «другое» природы, город представлялся олицетворением совершенной от нее независимости, В итоге экологи и биологи устремлялись для изучения природы подальше от городов, а урбанисты и планировщики видели в городе исключительно творение рук человеческих. 135 С другой стороны, исторически город и природа тесно взаимосвязаны. Создание города возможно было только за счет соединения человеческих и нечеловеческих (природных) ресурсов. Но особенности развития социальной теории и характер городской повседневности обусловливали помещение природы в «слепое пятно»: ее роль и масштаб участия в происходящем просто не попадали в поле зрения. Глубокая, исторически сложившаяся, сложная взаимосвязь между городом и природой ускользает от внимания обитателя города. 135 Этому способствуют, во-первых, физические обстоятельства, во-вторых, культурные репрезентации. Природа в них предстает (дискурсивно конструируется) как находящаяся «где-то там», за пределами города. 135 И в самом деле, массивность бетона, размах городских просторов, защищенность от невзгод стихии при 136 помощи отопления и кондиционирования, легкость «добывания» пищи в супермаркете, сам ритм городской жизни — все это препятствует осознанию того, как тесно и разнообразно природное и городское переплетены. 136 Прежде всего их объединяет история. Каждый город был возведен на земле. 136 Достаточно перенестись мыслью на несколько веков назад и представить, как выглядело место, на котором сегодня стоит твой дом, чтобы понять, каким относительно новым является столь важное сегодня различие между городом и негородом. 136 Подчас только названия городов напоминают о том, что отличало ту местность, на которой они возникли, от соседних. Саратов — «желтая гора». 136 Чикаго получил свое название от полей дикого чеснока, что росли в прериях между Скалистыми горами и Великими озерами. Оксфорд означает «бычий брод». Одна из версий истории названия Лондона — «дикое место». 136 Москва, Минск, Самара, Воронеж, Тула, Рязань, Казань и многие другие города названы по имени рек, на которых построены. Для строителей городов природа представляла собой «чистый лист»: ее ресурсы (реки, леса, минералы) использовались за счет ее же постепенного истребления. 136 В текстах по истории городов она выступает как инертный фон для героического покорения. Города мыслятся как отделенные от физического мира, ибо на протяжении последних двух столетий тем, кто о них писал, было гораздо важнее понять их социальный смысл и роль, которую они играют в истории. Экологические факторы существования городов долгое время оставались на заднем плане именно потому, что социальное осознавалось социальными теоретиками за счет жесткого противопоставления биологическому. Date: 2015-08-07; view: 585; Нарушение авторских прав |