Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феминизм и город
99 В знакомом нам нарративе, соединяющем модернизацию и урбанизацию, город мыслится как место свободы от сословных предрассудков, от чересчур тесных и ко многому обязывающих социальных связей. Феминистские авторы напоминают, что свобода и мобильность в городах долгое время были прерогативой мужчин [см.: Buck-Moras, 1986]. По мнению Джа- нет Вулф, «переживание анонимности в городе, быстротечные внсличностные контакты, описанные социальными комментаторами вроде Георга Зиммеля, возможность свободных от домогательств прогулки и наблюдения, вначале открытая Бодлером, а затем проанализированная Вальтером Беньямином, составляли всецело мужской опыт» [Wolff, 1990: 58], 99 Чтобы иметь шанс насладиться прогулкой по парижской улице без помех, можно было переодеться в мужское платье. 99 Но такой внутренней свободой обладали лишь немногие, к 100 примеру Жорж Санд. 100 Женщины не появлялись на улицах европейских городов в одиночку. 100 Одинокой женской фигуре на улице суждено было воплощать один из полюсов ценностной оппозиции: падшую женщину либо добродетельную женщину в беде. Все потому, что это именно мужской взгляд запечатлелся в литературе и живописи, на фотографиях и в моделях восприятия. Мужчины смотрели оценивая, женщины были зрелищем. Только в обществе мужа, служанки, подруги или родственницы они долгое время могли наносить визиты. Только в XX веке без ущерба для репутации женщина могла выпить чашку кофе на террасе уличного кафе. В одиночку она могла появляться только в определенное время и в оговоренных местах, к примеру в больших универсальных магазинах — с большим удовольствием для себя и с пользой для экономики страны [см.: Wilson, 1992]. Другие места, особенно ночью, до сих пор небезопасны для женщин: многие ли из нас рискнут предпринять прогулку в одиночку в четыре утра даже вокруг родного квартала? Симона де Бовуар, описывая послевоенный Париж и объясняя, ни много ни мало, причину большого числа посредственных авторов среди женщин, пишет «Конечно, сегодня девушка может выходить одна и бродить по Тюильри, но я уже говорила о том, как враждебна к ней улица. На нее смотрят, до нее могут дотронуться. Неприятная история легко может произойти с ней, и когда она бесцельно и бездумно ходит по улицам, и когда она, сев на террасе кафе, закуривает сигарету, и когда она одна идет в кино. Ее одежда и поведение должны внушать уважение. Мысль об этом "приземляет" ее, не дает забыть ни об окружающем мире, ни о себе самой» [Бовуар, 1997: 790]. 100 Для продуктивного анализа гендерных отношений в городе важно не терять из виду единство материального, социального и символического измерений городской жизни. 100 Город и гендер пересекаются, создавая непохожие сочетания возможностей и эакрепощенности для разных групп мужчин и женщин. 100 Городские места, в которых воплощены доминирующие 101 социальные отношения, либо позволяют, либо препятствуют нам увидеть, где именно в социальном пространстве мы помещаемся. // ЭЙДЖИЗМ (англ. ageism) - негативный стереотип в отношении людей к.-л. возрастной категории, но чаще всего подразумевается стереотип пожилого возраста. 101 Более того, то, как мы смотрим на самих себя, на свое тело, на свою наружность, выражение лица, и то, как мы ощущаем себя (на месте или нет), определяется этими пространствами. Их неотъемлемые характеристики: сексизм, расизм и эйджизм. 101 В торговом центре с кинозалом и многочисленными бутиками маркетологи, проводящие экспресс-опрос публики, останавливают прежде всего девушек. Девушки — излюбленная цель тех, кто продвигает новые товары. На них многие любят смотреть. Девушки это знают и на многое готовы, чтобы на них смотрели еще внимательнее. Некоторые из этих внимательных взглядов не лишены разного рода корысти: от надежды на мимолетное приключение до бог ведает чего. При этом смуглую девушку с раскосыми глазами в синем комбинезоне маркетологи, скорее всего, не остановят. На нее не засмотрятся мужчины, Она в этом центре работает «оператором поломоечной машины». Ее видят только в этом качестве. 101 Пенсионерке удивятся в кофейне. 101 По этой причине я люблю нежной любовью венские кофейни, где пожилых дам — великое множество. В мехах и с собачками, они смакуют пирожные, разглядывают посетителей и неспешно часами беседуют. В таких кофейнях проводят часы, а то и дни безработные гуманитарии (и «гуманитарии», каких больше): под рукой газеты и никто не надоедает классически «нашим» вопросом: «Еще что-нибудь закажете?», давая понять, сколь мало от тебя здесь проку. Но пожилые хорошо одетые дамы — обитательницы центра Вены или ее богатых предместий. Состарившиеся на этнических окраинах хорватки и турчанки пьют кофе у себя на кухне. 101 Упомянутые «измы» — функция преобладающих в городе мест, которые позволяют или не позволяют индивиду, так сказать, обладать именно этим телом и находиться именно в этом публичном месте. 101 Сексизм, в частности, проявляется в том, что и во взгляде на свое тело, и в ощущении себя в публичном месте женщина не свободна от оценивающего (иной автор ска-102-зал бы «колонизующего») взгляда «другого». 102 Сходными ощущениями отмечен и расизм. 102 Франц Фанон говорил, что страдающий от расизма человек находится в мире, где нет пространства, которое он бы мог считать своим: во всех заправляют люди высшей расы. 102 То, что Жиль Валентайн называет «географией женского страха» \Valentme, 1989], пересекается с географией опасности. 102 Феминистские авторы не случайно обращают критическое внимание на дизайн конкретных мест в городе, на недостаточное освещение или многоэтажные парковки как проявления нечувствительности к специфическим опасностям, которые подстерегают женщин. 102 Однако ирония состоит в том, что если страх вызывают ночные улицы, то опасность физического насилия адет некоторых женщин и дома. В то же время город не только предписывает и закрепляет гендерные роли, но и позволяет их «нарушать». Для скольких женщин, которым не очень повезло с семьей, возможность заниматься window- shopping'ом или просто не спешить домой после работы — настоящая отдушина. С тем большей оторопью мы читаем работы турецких и иных жительниц мусульманских городов, движение которых по городу регламентируется настолько, что препятствует и дополнительному заработку, и возможности ощущать себя современной. 102 Изучение того, как накладываются друг на друга классовые и гендерные различия, ведется вместе с переосмыслением границ между приватной и публичной сферами. Публичность и интимность, общественное и частное, публичное и приватное взаимозависимы, составляют бинарную оппозицию. 102 С возникновением государственных институтов модерносги и становлением капиталистической экономики термин «приватное» стал относиться к широкому кругу феноменов: во-первых, к домашнему хозяйству; во-вторых, к экономическому порядку рыночного производства, обмена, распределения и потребления; в-третьих, к сфере гражданских, культурных, научных, художественных ассоциаций, функционирующих в рамках граж-103-данского общества. 103 Женщины и женский опыт помещались на стороне приватного. 103 В последние три десятилетия этот расклад подвергся серьезной критике со стороны феминистских авторов. Если в начале речь по преимуществу шла о расширении участия женщин в жизни публичной сферы, то впоследствии внимание исследователей переключилось на защиту privacy в условиях роста государственной и негосударственной бюрократии в современных обществах. 103 Приватное определяется как те аспекты жизни и деятельности, куда личность имеет право не допускать других, то есть не то, что исключают публичные институты, но то, что сама личность предпочитает держать подальше от публичного внимания. 103 Возвращаясь к соединению классовых и гендерных отношений, важно иметь в виду, что это классовые отношения традиционно мыслятся как включенные в публичную сферу, будь это рынок труда, политика или массмедиа. Они редко фигурируют как значимый момент личных отношений. Напротив, гендерные отношения часто мыслятся как принадлежащие приватной сфере, ибо они строятся не только на эксплуатации, но и на чувствах. 103 Теоретическое различение подкрепляется пространственным. 103 Поэтому возникает задача демонстрации того, как в различных местах, начиная от отдельных социальных институтов и кончая рынком труда в целом, класс и гендер тесно переплетены [см.: Baxter, Western, 2001, Hanson, Pratt, 1995]. 103 Гендерные различия пересекаются в городах с другими проявлениями социальной дифференциации и другими вариантами идентичности — вот на чем настаивали феминистские критики традиционной урбанистики. 103 В последней жизнь и интересы женщин, заявляли они, оставались невидимыми или искаженными. 103 Гендерные отношения — значимый элемент общего, базирующегося на неравенстве структурирования городского пространства наряду с классом, расой, этничностью, возрастом и так далее. 103 Городские ландшафты — это продукт патриархальных гендерных отношений — вот главная идея той линии феминистских исследований, что своим предметом 104 сделали города. 104 Города воплощают нужды мужчин уже тем, как в них привычно воспроизводится деление на публичное (пространства экономики и коммерции) и приватное (дома и пространства потребления). 104 Так, эволюция пригородов, с их часто отсутствующим общественным транспортом и недостатком сервиса, рассматривается как воплощение традиционных допущений о гендерной специфике использования пространства и мужских и женских социальных ролях. Одни феминисты подчеркивают, что города сделаны мужчинами, которые преобладают среди планировщиков, архитекторов, политиков [см.: Roberts, 1991]. 104 Другие рассматривают упорство, с каким в дизайне городов воспроизводятся стереотипные взгляды на гендерные роли, от чего страдают прежде всего женщины [см.: Tivers, 1985]. Третьи предлагают альтернативное феминистское видение городов, включающее проекты дизайна городов и домов, отвечающее на вопрос, каким мог бы быть «несексистский» город [см.-.Hoyden, 1980; 1994;Sandercock, Forsyth, 1992]. 104 Четвертые демонстрируют, что период капиталистической реструктуризации ускорил разрушение старого гендерного порядка: современные города не могут быть поняты без учета изменений в гендерном разделении труда и в структуре домашнего хозяйства [см.: McDowell, 1991]. 104 Старый гендерный порядок, основанный на модели одного зарабатывающего в семье, с 1970-х годов уступает место целому спектру социальных новшеств. Карьерные траектории многих женщин беспрецедентны по своей стремительности, В то же время множество женщин обречены на низкооплачиваемую работу и социальную маргинализацию. 104 Гендерные трансформации профессий, да и просто рост числа занятых в экономике женщин, в постфордистскую эру отражаются на идентичностях горожан и особенно горожанок. 104 Так, деиндустриализация обрекает пожилых и не склонных к переезду мужчин с устаревшими профессиями на безработицу. 104 Возможность финансовой независимости в жизни многих женщин сочетается со «стеклянным потолком», то есть продолжающейся половой сегрегацией рынка труда. 105 Какие же новые гендерные идентичности формируются в городе? 105 По мнению Анджелы Макроби, «не определяемые более как чьи-то жены, дочери или подруги, женщины, и в особенности молодые, освободились для соревнования друг с другом, подчас безжалостного» [см.: McRobbie, 2004:100]. 105 Феминистские географы изучают феминизацию экономики и ее воздействие на мужчин и женщин, в частности связь между постфордисгскими экономическими отношениями и гендерными идентичностями. 105 Кто выигрывает и кто проигрывает на сегодняшнем витке накопления капитала? Положение, которое мужчины и женщины занимают в рамках очень неравномерного распределения экономических возможностей, связано с гендерным разделением продуктивной и репродуктивной сфер, что включает проблемы домашней работы, разделения между работой и домом. 105 Феминисты немало сделали, чтобы работой считалась не только та, что предполагает полную занятость и отсутствие работника дома. 105 Материальные аспекты занятости тесно связаны с другими сторонами городской культуры. Трудовые отношения, гендерные идентичности, стили жизни и городское пространство и его смыслы для обитателей создаются одновременно. Одним из фокусов урбанистического теоретизирования является сексуальная жизнь горожан, а именно: 1) разнообразные связи между плотской тоской, желанием, идентичностью и материальной средой; 2) изменение сексуальных нравов и условностей. Так, в рамках проекта по исследованию трансформаций сексуальности в России, осуществленного Гендерной программой факультета политических и социальных наук Европейского университета в Санкт-Петербурге [см.: В поисках сексуальности, 2002], Екатериной Пушкаревой были реконструированы сексуальные отношения в подростковой тусовке городской окраины [Пушкарева, 2002], а Юлией Белозеровой — динамика взаимодействия беременной женщины и ее социального окружения, образованного как повседневными взаимодействиями (мужчины в автобусе), так и социальными институтами (женские консультации) [Белозерова, 2002]. 105 Елена Омель-106-ченко в ряде публикаций описала культурные пространства — «культурные молодежные сцены», используемые ульяновской молодежью для выражения своей идентичности и включающие как конкретные городские места (клубы, дискотеки, дворы, торговые центры), так и культурно-географические (столица, провинция, Россия, Запад), субкультурные и стилевые [см.: Омелъченко, 2000; 2002]. 106 «Город, который американцы любят ненавидеть» Date: 2015-08-07; view: 721; Нарушение авторских прав |