Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Городская экология
67 «Выживает сильнейший» — этот нехитрый лозунг социального дарвинизма, наверное, главное, что сближает современных отечественных исследователей городской жизни и чикагскую школу городской социологии. В ней города интерпретировались как постоянно развивающиеся организмы, причем это развитие включало как рост, так и упадок, как социальную норму, так и социальную патологию. 67 «Городская экология» — так называется подход к изучению городов, объединивший Роберта Парка, Роберта Маккензи, Луиса Уирта, Эрнеста Берджеса, Харви Зорбаха. В нем биологизм сочетался с эволюционизмом, а социальность городской жизни виделась укорененной в материальной среде. Устойчивые способы воспроизводства социальной жизни в городах понимались этими авторами с отсылкой к естественным силам, действующим помимо сознания людей. 67 Социальная организация мыслилась как результат неосознанной эволюции. 68 Вглядываясь в то, как все новые волны мигрантов оседали в районах города — без какого-то особого регулирования и координации со стороны государства, но в соответствии с определенной логикой, чикагцы увидели в этой логике проявление «биотической борьбы», как ее называет Парк, то есть бессознательного соревнования и приспособления групп людей, приводящего к тому, что различные социальные функции закреплялись за самыми подходящими участками пространства. Те виды активности, которые функционально более всего подходили для данного места, постепенно в этом месте воцарялись, вытесняя другие активности, которым необходимо было искать для себя другие места. 68 Между различными типами пользователей одного и того же места постепенно устанавливался симбиоз, от сосуществования друг с другом они получали выгоду, и в целом установившаяся экологическая система стремилась к состоянию равновесия. Нарушение равновесия в силу увеличения населения или каких-то иных причин приводило к новому витку биотического соревнования, в ходе которого новые группы пытались найти для себя новые ниши в изменившейся среде. Старые варианты использования места уступают место новым, равновесие восстанавливается, а социальная и культурная жизнь начинает происходить в рамках возникших новых сообществ. 68 Социальный дарвинизм нашел выражение в теориях концентрических зон и «естественных» ареалов. 68 Трансформация индустриального города в связи с приростом мигрантов виделась чикагским социологам так городская жизнь — это бесконечная борьба за ресурсы, в ходе которой складываются так называемые естественные ареалы, каждый из которых закрепляют за собой особые группы людей. «Естественные» ареалы — это социальные пространства, возникающие в ходе «естественного» экологического развития города — в противоположность запланированному развитию. 68 Стремление найти проявления регулярности в видимом хаосе преступности, семейных проблем, беспризорных детей привело к успешной «визуали-69-зации» сдвига социальных и моральных норм, происходящего в американском обществе (и имеющего обязательные пространственные эквиваленты). 69 Если какие-то городские территории колонизуются новыми резидентами, старым приходится искать для себя новые места обитания — почти так же, как в животном мире. Вторжение новичков неминуемо означает отступление или «поражение в правах» старожилов. Соревнование между различными социальными группами сопровождается процессами вторжения, защиты и подчинения себе тех «естественных» ареалов, к которым группы наиболее хорошо приспособлены. Стремление повысить социальный статус ведет к ассимиляции мигрантов, а их неудачи на этом пути приводят к маргинализации. И те и другие процессы имеют пространственные корреляты: бедные районы уступают по популярности богатым, а социальная сегрегация выражается в пространственной и, более того, все, за чем в обществе закрепилось название «социальное», может быть в конце концов сконструировано и описано как пространство. 69 Социальный дарвинизм чикагцев не был тотальным, дополняясь признанием роли культурного наследия и социального взаимодействия в складывании отношений между белыми и цветными обитателями города. Борьба последних за социальный статус, стремление закрепиться и даже ассимилироваться представляли собой один из устойчивых «паттернов» городской жизни, который приводил к пространственным последствиям: движение из бедных сегрегированных районов в богатые. Люди вторгаются в жизнь друг друга, пытаясь направлять, контролировать и выражать свои собственные конфликтные импульсы, был убежден Парк. Чикагские авторы, конечно, отдавали себе отчет и в том, что многое происходящее в городе есть результат целенаправленной деятельности, но настаивали, что устойчивые модели городского роста — результат глубинных эволюционных процессов. 69 Значимость культурного измерения городской жизни отражена и в убеждении Парка, что необходимо было исследовать влияние средств 70 массовой коммуникации (телефона, радио, газет и журналов, массовой литературы) на нравы и мобильность населения. 70 Студенты и молодые исследователи вняли этому призыву, изучив и то, как многочисленные журналы «про любовь» разрушают традиционные семейные узы, маня к несбыточному, и то, как в чикагских библиотеках зачитываются до дыр романы, в которых идет речь о романтических отношениях, далеких от повседневных, 70 В своей знаменитой схеме концентрических зон роста города и его социальной организации Берджес выделяет пять зон: 1) центральный деловой округ, 2) «переделываемая зона» (или «зона транзита»), в которой старые частные дома перестраиваются и приобретают иные функции, прежде всего коммерческие и жилые; 3) зона домов «независимых рабочих»; 4) зона «домов получше»; 5) зона ежедневных пассажиров [см.: Burgess, 1924: 142—155]. Поскольку эта схема призвана была проиллюстрировать социальную и моральную организацию городского пространства, Берджес уделяет особое внимание «зоне транзита» — с ее кварталами богемы, районами «красных фонарей», «миром меблированных комнат», чайнатаунами и так далее — как самой проблемной. С его точки зрения, достаточная удаленность зоны от центра города была эквивалентна гарантии социальной нормальности, С другой стороны, чикагцы, напомню, были прогрессистами: вера в то, что в их стране возможна социальная мобильность, также находит отражение в этой схеме, ибо она позволяет зафиксировать не только закрепленность участков города за какими-то социальными слоями, но и перемещение городских обитателей из одной зоны в другую. «Гетто» Луиса У и рта как раз прослеживает, каким образом обреченные начинать жизнь в новой стране в «проблемном» центре города еврейские эмигранты постепенно выбирались в социально благополучные пригороды. 70 Опираясь на многочисленные архивные документы, опросы, свидетельства и case studies, проведенные ими самими, их студентами и социальными работниками, в ходе которых была 71 Диаграмма концентрических зон Берджеса 72 документирована жизнь афроамериканцев и проституток, посетителей танцзалов и обитателей муниципального жилья, богемы и гомосексуалистов, бездомных и обитателей трущоб, лидеры чикагской школы создали карты, документирующие «социальный отбор» (Р. Парк) городского населения. 72 Были созданы диаграммы, отражающие карьеры гангстеров и любимые места шизофреников, не говоря уже о расположении гостиниц борделей, магазинов и прочих мест, в которых собираются люди. Парк выделил «естественные социальные группы», близкие по смыслу расам, и показал, как они подчиняют себе определенные районы города, в ходе чего китайцы создают Chinatoim, итальянцы — Little Italy и так далее. Процессы сегрегации устанавливают моральные дистанции, которые превращают город в мозаику маленьких миров, соприкасающихся, но не проникающих друг в друга, — так виделось происходящее Парку. Это открывает возможность быстрого перемещения индивидов из одного морального ландшафта в другой, осуществляя проблематичный эксперимент по совмещению пространственной близости и ценностной изолированности. Ему вторит Берджес, показывая, что изобретательность молодых людей из хороших семей, нацеленная на поиск свободных от надзора и нотаций пространств, подкреплялась активным строительством кабаре, танцзалов, дворцов в богатых частях города, сулящих «приключение и любовь» [см.: Burgess, 1929: 169). 72 Деятельность чикагской школы была отмечена колебаниями между накоплением деталей, характерных только для данного места — Чикаго, и стремлением продуцировать достаточно универсальные модели, пригодные для любого города. Историк чикагской школы Эндрю Эббот рассказывает о характерном в этом отношении эпизоде [см.-.Abbot, 1999]. 72 Эрнест Берджес часто выступал в университете и за его пределами с докладами о своей теории концентрических зон (о которой шла речь выше), показывая присутствующим схему этих зон, наложенную на карту Чикаго. 72 Здесь важно помнить, что зо-73-ны — условное членение городской территории, позволяющее прослеживать процессы, связанные с мобильностью населения и различным использованием земли. 73 Когда кто-то из присутствующих спросил Берджеса после одного из докладов: «А что это за голубая линия посреди схемы?» — последовал ответ «О, это озеро!» Берджес имел в виду озеро Мичиган — огромный водоем, больше похожий на море, без которого Чикаго невозможно представить. «Голубая линия» важна в том смысле, что невозможно строить модель функционирования города, не принимая во внимание характер его территории: уникальность Чикаго в том, что существование озера предопределило структуру города. Однако в книге Берджеса и Парка «Город» фигурируют две схемы: так сказать, с озером и без. В первой удержана специфичность города, во второй воплощена абстрактная модель, годящаяся повсюду. Суть комментария Берджеса по поводу первой схемы была такова: ни Чикаго, ии какой-то другой город полностью под эту идеальную схему не подпадает. Берег озера, река Чикаго, железнодорожные пути, исторические факторы в расположении промышленных предприятий и некоторое сопротивление местных сообществ вторжениям извне усложняют картину По поводу второй Берджес говорил, что эта схема представляет идеальную конструкцию тенденции к радиальному расширению, вектор которого направлен из центрального делового района, — то есть что это направление развития характерно для любого городка или города. Date: 2015-08-07; view: 988; Нарушение авторских прав |