Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
внедрения контроллинга⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 55
Контроллинг сам по себе является оптимальным механизмом поддержки принятия управленческих решений. Однако для организации подобной системы управления требуется полная информационная прозрачность в любой точке таможенных систем. Типичной является ситуация, когда процесс автоматизирован частично. В таком случае информация о нем слишком разнородна, что понижает ее доступность, точность и скорость распространения. Внедрение системы контроллинга (рис. 80) в таможенном органе целесообразно проводить в три этапа, таких как: - подготовительный этап (изучение текущего состояния, экспресс-анализ); - этап внедрения контроллинга; - этап автоматизации. В свою очередь второй этан представляет собой четыре направления: - изменения в системе управления; -изменения в организационной структуре; - изменения в информационных потоках; - обучение персонала.
В зависимости от того, кто будет представлять службу контроллинга в таможенных органах и организовывать ее внедрение, сложится и подготовительный этап. Подготовительный этап представляет собой общее ознакомление с процессом работы системы таможенных органов. После согласования с руководством ФТС России сроков и этапов внедрения системы контроллинга следует составить приказ о представлении всеми отделами и службами необходимой информации: об организационной структуре, балансе на соответствующий период, отчетах, положениях по работе отделов. Также согласовываются время и сроки проведения интервьюирования главных специалистов и дата презентации отчета, на которой должны присутствовать все опрашиваемые. В каждом интервьюировании определяется, какое отношение имеет каждый отдел к контроллингу (для облегчения понимания вопросы разбиваются на подтемы: какую роль играет данный отдел, как происходит анализ отдела, как осуществляется контроль. В заключение данного этапа составляется и представляется на презентации отчет, в котором выявляются все положительные стороны и «узкие места», требующие решения. Этап внедрения. В случае достижения согласия по всем вопросам осуществляется второй этап, в котором с каждым отделом начинается детальная проработка всех основных моментов контроллинга. Параллельно происходит разработка программного продукта, если в таковом возникает
необходимость. На этом этапе либо создается отдел контроллинга, либо незанятых, но опытных и обученных сотрудников обязывают к ведению данной работы. В случае необходимости на данном этапе проводят обучение сотрудников. Изменения в процессе управления при внедрении системы контроллинга проводятся по направлениям выделения центров ответственности и распределения по центрам финансовой ответственности. Выделение центров ответственности. Чаще всего на практике применяют следующие принципы выделения центров ответственности: функциональный, территориальный, соответствия организационной структуре и сходства структуры затрат. Распределение по центрам финансовой ответственности существует для оптимизации планирования, учета и контроля деятельности организации. Для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации в рамках системы контроллинга специального управленческого учета. Каким образом он будет реализован, зависит от особенностей таможенных органов и потребностей руководства. Изменения в организационной структуре при внедрении системы контроллинга. В различных странах нет единого подхода к вопросу системы структурной организации контроллинга на практике. В США в большинстве случаев контроллер - это коммерческий директор предприятия или, по нашей терминологии, заместитель директора по экономике, главный экономист. Ему подчинены отделы и службы внешнего учета (финансовая бухгалтерия), производственной бухгалтерии, ревизии, организации производства, страхования и зачастую информационно-вычислительный центр. В Германии должность контроллера вводится на крупных и средних фирмах, использующих систему контроллинга. Из обычной структуры организационного управления ему передаются в административное подчинение бухгалтерия, отдел статистики, планирования и прогнозирования. Главный бухгалтер и его служба непосредственно контроллеру не подчиняются. Контроллер на предприятиях в России довольно часто является, прежде всего, руководителем службы бухгалтерского учета. Организационная, или наладочная, функция в контроллинге - консультационная поддержка менеджмента - лучше всего выполняется контроллером, который владеет пригодным для использования инструментарием. Одновременно эта функция выполняется в ходе автоматизированной обработки информации, что означает стыковку между контроллингом и информационным менеджментом. Но если на небольшом предприятии все эти вопросы
решаются, что называется, одной головой, то в таможенных органах как достаточно крупной и разрозненной системе для эффективной работы и четкого определения ответственности контроллеров необходимо создать специальное структурное подразделение - службу контроллинга, которая, наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом, входит в состав финансово-экономических служб. Поскольку основная функция контроллинга - анализ и управление на основе информации, служба контроллинга в таможенных органах должна иметь возможность беспрепятственно получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшим руководством. При создании службы контроллинга необходимо учитывать, что это структурное подразделение должно иметь: - возможность получать необходимую информацию; - возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих базах данных и документах; - возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе. Вопрос о выплате компенсации сотрудникам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководители, для которых предназначена информация службы контроллинга; - возможность быстро доводить информацию до сведения руководства. В соответствии с вышеприведенными требованиями возникают варианты создания службы контроллинга и ее места в организационной структуре таможенных органов. На первом этапе существования служба контроллинга представляет собой рабочую группу из 3-4 человек, которая выполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководителей оперативной информацией о состоянии таможенных процессов, периодически составляет развернутые аналитические отчеты, прогнозирует показатели финансово-экономического положения, проводит экономическую экспертизу управленческих решений, налаживает методику планирования. Таким образом, служба контроллинга в этот период деятельности представляет собой небольшую группу высококвалифицированных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом ко всему объему экономической информации. Служба контроллинга в течение определенного периода становления налаживает связи и информационное сотрудничество с другими службами и отделами, более точно разделяет функции.
Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние и штаты, для чего в каждый организационный уровень назначается свой контроллер, который будет отслеживать и анализировать отклонения фактических параметров от необходимых согласно поставленным целям. В таможенных органах России целесообразно подчинить службу контроллинга напрямую начальнику таможенного органа. Таким образом, начальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и независимость от начальников других служб. Более того, служба контроллинга ставится в некотором роде в привилегированное положение, поскольку приказом начальника таможенного органа остальные подразделения обязуются предоставлять службе контроллинга всю необходимую информацию. С большой долей уверенности можно утверждать, что некоторые отделы и даже таможни будут считать деятельность службы контроллинга «вторжением» на их «законную территорию» и станут скрытно или открыто бойкотировать ее деятельность. Принципиальное отличие службы контроллинга состоит в том, что она решает задачи улучшения экономической работы системы (стратегические задачи). Аналитическая работа - системная, на постоянной основе, требующая системного подхода, ответственности за сроки и результаты. То же самое относится к процессу непрерывных улучшений. Поэтому оптимальным вариантом является организация службы контроллинга в таможенных органах как отдельного подразделения, равноправного с бухгалтерией, финансово-экономическим отделом, отделом статистики и анализа. Хотя как возможную альтернативу можно рассматривать создание службы контроллинга, преобразовав отделы статистики и анализа, через замену их информирующих функций на контроллинговые. Состав службы контроллинга. У каждого из 3-4 сотрудников-контроллеров (в каждом таможенном органе) службы контроллинга есть свои должностные обязанности, и в то же время соблюдается командный принцип работы. При выполнении крупного аналитического задания сотрудники этого подразделения объединяются, помогая друг другу. Службу контроллинга могут образовать специалисты из финансово-экономического отдела, отдела бухгалтерского учета, отдела статистики и анализа. Информационные потоки в системе контроллинга в таможенных органах. Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга в таможенных органах. Сам процесс управления часто рассматривают как процесс преобразования информации: управленческие
воздействия - это информация особого рода. В теории информации математически доказано, что существует некий минимальный объем информации, без которого эффективное управление невозможно. Причем чем более разнообразной может быть реакция объекта управления, тем больше нужно информации. Применительно к таможенным органам это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее организационное устройство таможенной системы - тем больше информации нужно для эффективного управления. Поэтому управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Одна из основных задач контроллинга - информационная поддержка управления. Решить ее можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы таможенных информационных потоков. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления. Система сбора контроллинговой информации опирается на существующую систему информационных потоков. Таким образом, службе контроллинга не удастся построить свою подсистему сбора информации без учета работы остальных информационных потоков в таможенных органах. Поэтому система информационных потоков контроллинга должна быть органично встроена в общую систему информационных потоков, в противном случае произойдет отторжение сотрудниками навязанной им системы контроллинга, а, как известно, если множество людей что-то отвергает, внедрить это практически невозможно. Часто сама общая система информационных потоков не выдерживает критики: документы проходят слишком медленно; никто не отвечает за документ в целом, исполнителей интересует только их часть. В таком случае не имеет смысла встраивать подсистему контроллинга, которая должна работать хорошо, в систему, которая работает плохо (тогда и система контроллинга будет работать плохо, поскольку она опирается на информацию из общей системы). Кроме того, разобравшись в системе таможенных информационных потоков, можно обнаружить множество «узких мест», лишних звеньев, которые можно устранить (для этого контроллеры в таможенных органах будут иметь достаточные полномочия). Во время внедрения системы контроллинга происходит перестройка и оптимизация всей системы информационных потоков. Такое толкование выходит за рамки контроллинга, но на практике этим придется заниматься для достижения удовлетворительного результата в системе собственно контроллинга. И, наконец, существует задача автоматизации бухгалтерии и других финансово-экономических служб таможенных органов.
Перед службой контроллинга стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации в целях управления. Руководители каждого уровня должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся отклонений успеть принять соответствующие меры и скорректировать положение. Персонал и сопротивление переменам. Контроллинг - новое явление в таможенных органах, поэтому его внедрение может вызвать сопротивление. Чтобы преодолеть его, быстро добиться первых результатов и получить стабильно работающую систему, следует проанализировать трудности, которые могут возникнуть, их причины и найти средства, позволяющие им противостоять. Феномен сопротивления новому, на первый взгляд, парадоксален, но, к сожалению, общеизвестен. Основные факторы, определяющие скорость внедрения любого нововведения, а также факторы, помогающие и мешающие быстрому внедрению контроллинга, перечислены в табл. 10.
Преодолеть болезненное сопротивление внедрению можно разными способами (эти способы лучше всего комбинировать). Имитация. Если зарубежные государственные и коммерческие структуры внедряют системы контроллинга для повышения эффективности деятельности, это дает толчок сделать то же самое и другим предприятиям и организациям, в том числе и таможенной службе России. К тому же здесь действует своего рода синергический эффект: привлекательность внедрения новшества в подражание другим оказывается больше, чем привлекательность того и другого по отдельности. Стремление к имитации можно объяснить потребностью быть «как все», ассоциироваться с целевой группой («все передовые зарубежные и российские предприятия внедряют контроллинг, мы тоже внедряем, следовательно, мы - передовые»), попыткой поднять свой статус. Поэтому в процессе объяснения методов и инструментов контроллинга стоит уделить особое внимание опыту известных западных и российских фирм, успешно использующих контроллинг в своей каждодневной работе. Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга. Выживание. В кризисной ситуации внедрение новых методов контроллинга может оказаться важным для выживания. Если сотрудники это понимают, сопротивление изменениям будет минимальным. Поддержание статуса. Один из способов достичь высокого статуса - обладать знаниями, которые важны для всех. Знание методов контроллинга - великолепная возможность упрочить свой статус.
Выводы Наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государственной службе на современном этапе, является контроллинг, средства инструментальной реализации которого - технологии управления знаниями, или когнитивные технологии. Сущность контроллинга проявляется в его функциях. Набор функций службы контроллинга зависит от принятой концепции управления, а также выбранной модели контроллинга: американской, европейской или азиатской.
Основной функцией контроллинга является системная поддержка принятия решений руководством предприятия по всем ключевым направлениям деятельности. Она выражается в предоставлении информации (консультировании) в форме аналитических записок с вариантами развития событий и возможных последствий от принятия того или иного решения. Особое значение приобретает контрольная функция. В новом качестве - это «следящая система», в которой фиксируются все значимые контроллингово-ориентированные показатели для сравнения планируемых и достигнутых результатов, поиска причин (интерпретации) отклонений в деятельности организации. Такой подход предполагает распределение ответственности за результаты деятельности между структурными подразделениями - введение «зон ответственности». В целом контроллинг - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В общем случае - это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае - инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений. Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эффективность которых, а следовательно, и таможенного дела в целом зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления. Говорить о контроллинге как о совершенно новом явлении в практике управления в таможенных органах было бы неверным. В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в государственных службах. В частности, в процессе управления формируются цели, составляются планы, закрепляются соответствующие процедуры контроля. Отметим, что именно поэтому распространенным является узкое понимание контроллинга. Иногда его неверно отождествляют с системой контроля. Положительной предпосылкой для разработки и освоения контроллинга в таможенных органах является то, что в настоящее время существует реальная возможность и необходимость объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления. Для создания целостной и эффективно функционирующей системы контроллинга необходимо решение проблемы автоматизации обработки данных. Регулирование информационных потоков в системе контроллинга возможно только при создании единой управленческой информационной системы. Основные цели контроллинга в таможенных органах - информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней управления при принятии управленческих решений в процессе реализации задач, возложенных на таможенные органы государством; ориентация процесса управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения этих задач при эффективном использовании ресурсов, оптимальном построении организационных структур и технологий. В перспективе внедрение контроллинга должно освободить руководителей от необходимости постоянного, детального изучения и анализа условий для решения части стандартных задач. Контроллинговые элементы в управленческой структуре должны повысить надежность реализации планов деятельности, упростить технологию и поддержку стратегического и оперативного управления. Контрольные вопросы
1. Каковы основные тенденция изменения модели управления в государственной службе? 2. Назовите предпосылки разработки системы контроллинга в таможенных органах. 3. Какова специфика контроллинга в таможенных органах? 4. Почему контроллинг рассматривается как технология управления на основе знаний? 5. Раскройте особенности внедрения контроллинга в таможенных органах. 6. Перечислите основные этапы внедрения контроллинга.
Заключение В учебном пособии впервые рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с применением современных управленческих моделей в таможенном деле. Таможенный менеджмент представлен как теоретическая основа управления таможенным делом и рассмотрен с двух сторон. В широком смысле - как система взглядов, представлений, идей, направленных на развитие таможенного дела как социально-экономического института. В узком и специальном смысле - как форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах. Таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других. Развитие управления в государственных органах идет в направлении от модели классического администрирования к интегративной модели, которая дает возможность применить в системе государственного управления наиболее эффективные методы и технологии: системного анализа, операционного менеджмента, логистики, маркетинга, стратегического планирования, управления развитием, инновационного менеджмента и др. В управленческой деятельности таможенных органов в последние годы все более широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и целостно-эволюционный (когнитивный) подходы. Интеграция этих подходов предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг - конечном результате деятельности. Все таможенные системы - это совместно функционирующие, открытые, распределенные и развивающиеся системы. Основная цель их совместного функционирования и развития - согласованная целенаправленная эволюция внешнеэкономической, таможенной и обеспечивающей деятельности. Управление таможенным делом продиктовано с системных позиций в виде оперативного, тактического и стратегического управления.
Системное оперативное управление связано с поиском управляющего решения в сложившейся проблемной ситуации деятельности, системное тактическое управление - с поиском структур-стратегии деятельности на ограниченном временном интервале в рамках принятой метатехнологии деятельности. Системное стратегическое управление заключается в развитии метатехнологии деятельности - в формировании структур-стратегий, обеспечивающих согласованную эволюцию и устойчивое функционирование системы таможенных органов на планируемом временном интервале деятельности. Каждый из видов системного управления деятельностью таможенных органов характеризуется определенным циклом реализации, который состоит из анализа проблемной ситуации, подготовки и принятия решения, нормативного правового обеспечения решения, корректировки структур-стратегии деятельности, контроля реализации решения. Процесс управления таможенными органами отличается специфическим содержанием, в котором выделяются методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты. В современных условиях значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель обязан вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффективно удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД. Предоставление государственных услуг в процессе таможенного администрирования должно основываться на нормах и принципах международных таможенных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативных правовых актов. Наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государственных органах, является контроллинг. Средствами его инструментальной реализации служат технологии управления знаниями, или когнитивные технологии. Основная цель контроллинга в таможенных органах информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней
управления при принятии управленческих решений в процессе реализации задач, возложенных на таможенные органы государством; ориентация процесса управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения этих задач при эффективном использовании ресурсов, оптимальном построении организационных структур и технологий. В перспективе внедрение контроллинга должно освободить руководителей от необходимости постоянного, детального изучения и анализа условий для решения части стандартных задач.
Учебное издание
Виктор Владимирович Макрусев Валентина Юрьевна Дианова
ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Учебное пособие Редактор М. Ю. Митрофанова Набор М. Ю. Бачинской Верстка и макетирование Н. В. Байковой Дизайн обложки Н. С. Тресковой
Сдано в набор 21.04.2009 г. Подписано в печать 28.12.2009 г. Формат 70x100/16. Физ. печ. л. 17.5. Уч.-изд. л. 17.55. Усл. печ. л. 22,75. Тираж 1200 экз. Изд. № 023. Заказ №10
Изд-во Российской таможенной академии. 140009. г. Люберцы Московской обл., Комсомольский пр., 4. [1] Без учета торговли России с Республикой Беларусь. [2] См.: постановление Правительства РФ от 26.06.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе» [3] См.: Федеральная таможенная служба в 2006 году: справочные материалы к коллегии ФТС России 2 марта 2007 г. [4] Внутренняя среда организации - часть общей среды, которая находится в рамках организации и оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на ее функционирование и развитие. [5] Институт (от лат institutum - установление, учреждение) - 1) совокупность устойчивых формальных и неформальных правил, норм, обычаев взаимосвязи, взаимодействия между людьми, организациями, государственными органами, имеющими место в экономике и обществе; 2) организация или орган, осуществляющие определенный вид деятельности. Таможенный институт - это целостная совокупность идей, правил, норм и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих таможенную организацию (таможенные органы), или сама таможенная организация как открытая эволюционирующая система.
[6] Организация - это совокупность людей, обладающих необходимыми ресурсами, интегрированных в единую систему, преследующих общую цель и предпринимающих скоординированные действия для ее достижения. [7] Маркетинговый менеджмент - это единая политика организации, производства, ценообразования и продвижения на рынке продуктов и услуг, направленная на осуществление обменов, удовлетворяющих все стороны: потребителей, производителей и общество в целом.
[8] Модель - это объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания поведения прототипа. Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства прототипа, а только те, которые существенны для исследования. [9] См.:ДиановаВ. Ю.. Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг. - М.: РИО РТА, 2006; Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги. - М.: РИО РТА, 2008. Более подробно см. тему 3. [10] См.: Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. II. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2000. [11] Цель - конечное состояние системы, к которому она стремится в своей структурно-функциональной организации. Цель организации - результаты, которые менеджеры считают важными для достижения успеха. [12] Миссия - краткое, но в то же время четкое и емкое определение целей и приоритетов организации. В широком понимании миссия - это предназначение, смысл существования организации. Миссия - способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа, создает возможность для более действенного управления организацией. [13] Правила - точное описание того, что следует делать в сложившейся ситуации. [14] Процедура - предписание, какие действия необходимы в конкретной ситуации. [15] Мы будем рассматривать данные понятия как сходные. Однако этот вопрос требует отдельного обсуждения. [16] Автор - профессор Тамкангского университета (Тайвань), профессор кафедры культурологии корпоративного предпринимательства ИКП ГУ-ВШЭ (Профиль. 2005 7 ноября).
[17] Автор - профессор Тамкангского университета (Тайвань), профессор кафедры культурологии корпоративного предпринимательства ИКП ГУ-ВШЭ (Профиль. 2005. 7 ноября).
[18] Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М.: РИО РТА, 2006. - С. 256.
[19] Процесс в узком смысле - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. [20] Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.
[21] Теоретические основы автократической модели управления получили развитие в начале XIX в. Первая фаза ее развития связана с работами американского исследователя и фактического основателя науки менеджмента Ф. Тейлора. Базовые положения тейлоризма нашли отражение в его работе «Принципы научного менеджмента» (1914). В основе системы Тейлора лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рационализации действий работника. Примерно в то же время, что и работы Ф. Тейлора, в свет выходят труды немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920), посвященные анализу бюрократических систем. М. Вебер построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он исходил из того, что в рамках идеальной бюрократии пребывание в должности зависит от компетентности, в основе принятия решений лежат правила и процедуры, а рационально действующий менеджер должен быть хорошо информирован.
[22] Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Первичность целого - основной постулат теории систем. Предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты, является исходным онтологическим моментом теории.
[23] Ершов А. Д. Менеджмент: учебное пособие. - СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.
[24] Механизм (от греч. mechane - машина): система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. тел.; устройство для преобразования и передачи движения. М. применяется в тех случаях, когда нельзя получить непосредственно требуемое движение тел и возникает необходимость в преобразовании движения. (Синонимы - конструкция, структура.)
[25] Цель организации - результаты, которые менеджеры считают важными для достижения успеха.
[26] Более подробно см.: Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2005.
[27] См.: Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА «Стандарты и качество». 2005.
[28] См.: Мескон М. X.. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2005.
[29] См.: Букатова И. Л., Макрусев В. В. Когнитивные процессы эволюционирующих систем. - М.: ИРЭ РАН. Препринт № 10 (598), 1994; Букатова И. Л., Макрусев В. В. Современные информационные технологии управления. - М.: РИО РТА, 2004.
[30] Конституция РФ. Ст. 71 [31] Таможенный кодекс РФ // ФЗ от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
[32] См. там же. [33] Здесь же необходимо указать на наличие следующих терминологических конструкций: таможенное дело - таможенная деятельность - деятельность таможенного органа (отдела, специалиста) - все это деятельный подход; институт таможенного администрирования, система таможенных органов, таможенный орган - все это организационный подход.
[34] Институт (от лат institutum - установление, учреждение) - организация норм права, охватывающих определенный круг общественных установлений. В контексте данного изложения институт рассматривается как определенное учреждение или организация, формируемые и действующие в рамках соответствующей совокупности норм права. В этой связи в дальнейшем будем выделять два основных аспекта: институционально-правовой и институционально-организационный - и два соответствующих института: правовой институт и организацию.
[35] Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ. Таможенное законодательство - совокупность законов и подзаконных актов, касающихся ввоза, вывоза, перемещения или хранения товаров, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенную службу, а также любых нормативных предписаний, издаваемых таможенной службой в пределах ее компетенции.
[36] См.: Макрусев В. В. Управление внешнеэкономической и таможенной деятельностью в условиях глобализации мировой торговли // Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли. - М.: РИО РТА, 2001. - С. 416-423.
[37] Модернизация - система мероприятий, определяющих преобразования стратегического характера, механизмов управления ими и их реализацией для обеспечения эффективного функционирования модернизируемой организации в условиях высокой динамики внутренней и внешней среды.
[38] См.: Бушуев И. А. К вопросу о правовых основах внешнеэкономической деятельности (понятие и основные направления правового регулирования) - М.: РИО РТА, 1996; Макрусев В. В. Информатизация в сфере внешнеэкономической деятельности: целостно-эволюционный подход // Таможня в условиях глобализации внешней торговли. - М.: РИО РТА, 2000. - С. 221-244.
[39] Необходимо отметить, что оценка воздействия механизма регулирования на СФТП является сложной, а зачастую и невозможной в связи с затруднениями в определении количественной оценки результатов такого воздействия. Это обусловлено необозримой размерностью и сложностью задачи, отсутствием систематизированных данных о применении механизмов регулирования (в первую очередь нетарифных мер), трудностями оценки результата действия конкретной меры в комплексе мероприятий даже в отношении конкретного товара, трудностями получения прямой и устойчивой зависимости воздействия мер административного и неналогового характера на импорт в силу отсутствия непосредственного влияния нетарифных мер на цены импортируемых товаров, наличием слабо формализуемых политических и социально-психологических факторов. Все это в целом затрудняет решение задач регулирования ВЭД.
[40] Цель организации - результаты, которые менеджеры считают важными для достижения успеха. [41] Стратегия - направление перспективного развития компании, концепция функционирования и развития организации на заданную временную перспективу. [42] Программа - комплексный план многолетней деятельности, направленный на достижение одной цели или реализацию направления развития, общий ориентир в разработке планов.
[43] Развитие системы - последовательность переходов от одних квазистабильных состояний, характеризуемых определенными параметрами, к другим. [44] Модернизация - изменение, совершенствование в соответствии с современными требованиями и нормами, процесс изменения соответственно требованиям современности путем введения различных усовершенствований. [45] Развитие - установление количественных и качественных показателей развития организации: выбор направлений для капиталовложений, реконструкции и новое строительство, изменение номенклатуры товаров и услуг.
[46] Аттрактор (англ. attract - притягивать) - множество точек в фазовом пространстве динамической системы, к которым стремятся траектории системы. Аттракторами могут быть произвольные сложные подмножества точек фазового пространства. Простейшим случаем аттрактора является точка.
[47] Организационная структура - логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, другими словами, это состав, взаимосвязи и соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, которые выполняют различные функции по управлению предприятием. [48] Система управления - совокупность элементов и подсистем, объединенных общим назначением и предназначенных для перевода объекта управления из одного состояния (исходного) в другое (желаемое).
[49] См.: Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 1. [50] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. - М., 1980. [51] См.: Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]. - 2001, EDI-Prеss & Web Mission. - 2000-2001, Russ Portal Company Ltd. - 200. [52] В общем случае продукт включает как товар, так и услугу, которые различаются по своему содержанию [53] Ворачек X. Указ. соч.
[54] Gronroos C. Service management and marketing. - 2000, West Sussex. [55] Стандартизация и сертификация в сфере услуг / под ред. А. М. Ракова. - М.: ИНФРА-М, 2002. [56] Это важное свойство услуги, которое, например, не характерно для других продуктов деятельности. [57] Миронова И. Дифференцированный подход к маркетингу услуг. - 2004 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ateh.by.ru.
[58] Старорусское значение слова товар - имущество, имение. [59] Для того чтобы выделить понятие «услуга» в конструктивную категорию, мы используем два базовых понятия: «материально-вещественный предмет» и «услуга». Разделяя их, важно понимать, что в качестве объектов маркетинга могут рассматриваться, например, материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности (см.: Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2002). В других случаях весь этот спектр объектов может быть объединен понятием «продукция» или даже термином «товары», употребляемым в наиболее широком смысле. [60] Как правило, эта ценность не является физическим, вещественным предметом, но имеет стоимостную, денежную оценку и предназначена для целей сбыта.
[61] См.: Анализ финансово-хозяйственной деятельности таможенных организаций: учебно-методическое пособие. - М.: РИО РТА, 1999. - 144 с.
[62] Здесь мы не говорим о размерах сектора таможенного контроля.
[63] См.: Bateson J. Managing services marketing. United States of America. - 1995.
[64] Системный характер услуги говорит о том, что задачи, связанные с ее созданием и предложением, также имеют системный характер. Основные задачи: анализ эффективности и качества услуги, синтез системы услуг, синтез стратегии услуг, развитие системы услуг. Фактически здесь применимы вся теория и практика системного управления и стратегического менеджмента.
[65] Условия изменений определены в гл. 1. [66] Основные услуги в государственном секторе: регулирование и контроль сферы ВЭД (ФТС России как инструмент государственного регулирования ВЭД). В секторе ВЭД: идентификация объекта таможенного контроля в качестве товара; снижение потерь участника ВЭД в таможенном секторе и др.
[67] См.: Бойетт Д., Бойетт Д. Гуру маркетинга. - М.: Эксма, 2004. [68] См.: Общий и специальный менеджмент: учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2000.
[69] См.: Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб.: Питер, 2002. [70] Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. - М.: Альпина Паблишер, 2003.
[71] В данном случае самый общий вид услуги - системное воздействие на объект таможенного регулирования и контроля - на сферу ВЭД (рис. 67).
[72] При другом подходе в состав таких показателей могут входить: время таможенного контроля, издержки участника ВЭД, объемы товаропотока и т. п.
[73] При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. В ближайшей перспективе при выборе форм таможенного контроля приоритет отдается использованию системы управления рисками. Как следствие, качество услуг, оказываемых таможенными органами, зависит от ее качества и эффективности применения. Система управления рисками должна стать одним из основных инструментов в работе по приведению процедур таможенного контроля в РФ в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации. Согласно Киотской конвенции управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот принцип позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократическою контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, давая возможность основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.
[74] От англ. vision. Date: 2015-08-06; view: 2894; Нарушение авторских прав |