Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






внедрения контроллинга





Контроллинг сам по себе является оптимальным механизмом поддержки принятия управленческих решений. Однако для организации подобной системы управления требуется полная информационная про­зрачность в любой точке таможенных систем.

Типичной является ситуация, когда процесс автоматизирован частич­но. В таком случае информация о нем слишком разнородна, что понижает ее доступность, точность и скорость распространения.

Внедрение системы контроллинга (рис. 80) в таможенном органе целе­сообразно проводить в три этапа, таких как:

- подготовительный этап (изучение текущего состояния, экспресс-анализ);

- этап внедрения контроллинга;

- этап автоматизации.

В свою очередь второй этан представляет собой четыре направления:

- изменения в системе управления; -изменения в организационной структуре;

- изменения в информационных потоках;

- обучение персонала.

 

 

В зависимости от того, кто будет представлять службу контроллинга в таможенных органах и организовывать ее внедрение, сложится и подго­товительный этап.

Подготовительный этап представляет собой общее ознакомление с процессом работы системы таможенных органов. После согласова­ния с руководством ФТС России сроков и этапов внедрения системы контроллинга следует составить приказ о представлении всеми отдела­ми и службами необходимой информации: об организационной структу­ре, балансе на соответствующий период, отчетах, положениях по работе отделов. Также согласовываются время и сроки проведения интервью­ирования главных специалистов и дата презентации отчета, на которой должны присутствовать все опрашиваемые. В каждом интервьюировании определяется, какое отношение имеет каждый отдел к контроллингу (для облегчения понимания вопросы разбиваются на подтемы: какую роль играет данный отдел, как происходит анализ отдела, как осуществляет­ся контроль. В заключение данного этапа составляется и представляется на презентации отчет, в котором выявляются все положительные стороны и «узкие места», требующие решения.

Этап внедрения. В случае достижения согласия по всем вопросам осуществляется второй этап, в котором с каждым отделом начинается де­тальная проработка всех основных моментов контроллинга. Параллельно происходит разработка программного продукта, если в таковом возникает

 

необходимость. На этом этапе либо создается отдел контроллинга, либо незанятых, но опытных и обученных сотрудников обязывают к ведению данной работы. В случае необходимости на данном этапе проводят обуче­ние сотрудников.

Изменения в процессе управления при внедрении системы контрол­линга проводятся по направлениям выделения центров ответственности и распределения по центрам финансовой ответственности.

Выделение центров ответственности. Чаще всего на практике при­меняют следующие принципы выделения центров ответственности: фун­кциональный, территориальный, соответствия организационной структу­ре и сходства структуры затрат.

Распределение по центрам финансовой ответственности существует для оптимизации планирования, учета и контроля деятельности органи­зации. Для принятия управленческих решений существует объективная необходимость организации в рамках системы контроллинга специально­го управленческого учета. Каким образом он будет реализован, зависит от особенностей таможенных органов и потребностей руководства.

Изменения в организационной структуре при внедрении системы кон­троллинга. В различных странах нет единого подхода к вопросу системы структурной организации контроллинга на практике. В США в большинст­ве случаев контроллер - это коммерческий директор предприятия или, по нашей терминологии, заместитель директора по экономике, главный экономист. Ему подчинены отделы и службы внешнего учета (финансо­вая бухгалтерия), производственной бухгалтерии, ревизии, организации производства, страхования и зачастую информационно-вычислительный центр. В Германии должность контроллера вводится на крупных и сред­них фирмах, использующих систему контроллинга. Из обычной структу­ры организационного управления ему передаются в административное подчинение бухгалтерия, отдел статистики, планирования и прогнозиро­вания. Главный бухгалтер и его служба непосредственно контроллеру не подчиняются.

Контроллер на предприятиях в России довольно часто является, пре­жде всего, руководителем службы бухгалтерского учета. Организацион­ная, или наладочная, функция в контроллинге - консультационная под­держка менеджмента - лучше всего выполняется контроллером, который владеет пригодным для использования инструментарием. Одновременно эта функция выполняется в ходе автоматизированной обработки инфор­мации, что означает стыковку между контроллингом и информационным менеджментом. Но если на небольшом предприятии все эти вопросы


 

 

решаются, что называется, одной головой, то в таможенных органах как достаточно крупной и разрозненной системе для эффективной работы и четкого определения ответственности контроллеров необходимо создать специальное структурное подразделение - службу контроллинга, которая, наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом, входит в состав финансово-экономических служб. Поскольку основная функция контроллинга - анализ и управление на основе инфор­мации, служба контроллинга в таможенных органах должна иметь воз­можность беспрепятственно получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшим руководством.

При создании службы контроллинга необходимо учитывать, что это структурное подразделение должно иметь:

- возможность получать необходимую информацию;

- возможность и полномочия организовывать с помощью других эко­номических служб сбор дополнительной информации, требуемой для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих базах данных и документах;

- возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической ин­формации на постоянной основе. Вопрос о выплате компенсации сотруд­никам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководите­ли, для которых предназначена информация службы контроллинга;

- возможность быстро доводить информацию до сведения руководства.

В соответствии с вышеприведенными требованиями возникают вари­анты создания службы контроллинга и ее места в организационной струк­туре таможенных органов.

На первом этапе существования служба контроллинга представляет со­бой рабочую группу из 3-4 человек, которая выполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководителей оперативной информацией о состо­янии таможенных процессов, периодически составляет развернутые ана­литические отчеты, прогнозирует показатели финансово-экономического положения, проводит экономическую экспертизу управленческих решений, налаживает методику планирования. Таким образом, служба контроллинга в этот период деятельности представляет собой небольшую группу высо­коквалифицированных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом ко всему объему экономической информации.

Служба контроллинга в течение определенного периода становления налаживает связи и информационное сотрудничество с другими служба­ми и отделами, более точно разделяет функции.

 

 

Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние и штаты, для чего в каждый организационный уровень назначается свой контроллер, который будет отслеживать и анализировать отклонения фактических параметров от необходимых согласно поставленным целям.

В таможенных органах России целесообразно подчинить службу кон­троллинга напрямую начальнику таможенного органа. Таким образом, на­чальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и не­зависимость от начальников других служб.


Более того, служба контроллинга ставится в некотором роде в приви­легированное положение, поскольку приказом начальника таможенного органа остальные подразделения обязуются предоставлять службе конт­роллинга всю необходимую информацию.

С большой долей уверенности можно утверждать, что некоторые от­делы и даже таможни будут считать деятельность службы контроллинга «вторжением» на их «законную территорию» и станут скрытно или от­крыто бойкотировать ее деятельность.

Принципиальное отличие службы контроллинга состоит в том, что она решает задачи улучшения экономической работы системы (стратегичес­кие задачи).

Аналитическая работа - системная, на постоянной основе, требующая системного подхода, ответственности за сроки и результаты. То же самое относится к процессу непрерывных улучшений. Поэтому оптимальным вариантом является организация службы контроллинга в таможенных органах как отдельного подразделения, равноправного с бухгалтерией, финансово-экономическим отделом, отделом статистики и анализа. Хотя как возможную альтернативу можно рассматривать создание службы кон­троллинга, преобразовав отделы статистики и анализа, через замену их информирующих функций на контроллинговые.

Состав службы контроллинга. У каждого из 3-4 сотрудников-конт­роллеров (в каждом таможенном органе) службы контроллинга есть свои должностные обязанности, и в то же время соблюдается командный при­нцип работы. При выполнении крупного аналитического задания сотруд­ники этого подразделения объединяются, помогая друг другу. Службу контроллинга могут образовать специалисты из финансово-экономичес­кого отдела, отдела бухгалтерского учета, отдела статистики и анализа.

Информационные потоки в системе контроллинга в таможенных ор­ганах. Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга в таможенных органах. Сам процесс управления часто рас­сматривают как процесс преобразования информации: управленческие

 

воздействия - это информация особого рода. В теории информации мате­матически доказано, что существует некий минимальный объем информа­ции, без которого эффективное управление невозможно. Причем чем бо­лее разнообразной может быть реакция объекта управления, тем больше нужно информации. Применительно к таможенным органам это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее организационное устройство таможенной системы - тем больше инфор­мации нужно для эффективного управления. Поэтому управлять, не вла­дея информацией, сегодня невозможно. Одна из основных задач контрол­линга - информационная поддержка управления. Решить ее можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы таможен­ных информационных потоков. Контроллинг является поставщиком ин­формации, необходимой для функционирования системы управления.


Система сбора контроллинговой информации опирается на существу­ющую систему информационных потоков. Таким образом, службе конт­роллинга не удастся построить свою подсистему сбора информации без учета работы остальных информационных потоков в таможенных орга­нах. Поэтому система информационных потоков контроллинга должна быть органично встроена в общую систему информационных потоков, в противном случае произойдет отторжение сотрудниками навязанной им системы контроллинга, а, как известно, если множество людей что-то от­вергает, внедрить это практически невозможно.

Часто сама общая система информационных потоков не выдержива­ет критики: документы проходят слишком медленно; никто не отвечает за документ в целом, исполнителей интересует только их часть. В таком случае не имеет смысла встраивать подсистему контроллинга, которая должна работать хорошо, в систему, которая работает плохо (тогда и сис­тема контроллинга будет работать плохо, поскольку она опирается на ин­формацию из общей системы). Кроме того, разобравшись в системе тамо­женных информационных потоков, можно обнаружить множество «узких мест», лишних звеньев, которые можно устранить (для этого контроллеры в таможенных органах будут иметь достаточные полномочия). Во время внедрения системы контроллинга происходит перестройка и оптимизация всей системы информационных потоков. Такое толкование выходит за рамки контроллинга, но на практике этим придется заниматься для дости­жения удовлетворительного результата в системе собственно контроллин­га. И, наконец, существует задача автоматизации бухгалтерии и других финансово-экономических служб таможенных органов.

 

 

Перед службой контроллинга стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации в целях управления. Руководители каждого уровня должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся от­клонений успеть принять соответствующие меры и скорректировать по­ложение.

Персонал и сопротивление переменам. Контроллинг - новое явление в таможенных органах, поэтому его внедрение может вызвать сопро­тивление. Чтобы преодолеть его, быстро добиться первых результатов и получить стабильно работающую систему, следует проанализировать трудности, которые могут возникнуть, их причины и найти средства, поз­воляющие им противостоять. Феномен сопротивления новому, на первый взгляд, парадоксален, но, к сожалению, общеизвестен.

Основные факторы, определяющие скорость внедрения любого новов­ведения, а также факторы, помогающие и мешающие быстрому внедре­нию контроллинга, перечислены в табл. 10.

 

Преодолеть болезненное сопротивление внедрению можно разными способами (эти способы лучше всего комбинировать).

Имитация. Если зарубежные государственные и коммерческие струк­туры внедряют системы контроллинга для повышения эффективности деятельности, это дает толчок сделать то же самое и другим предприяти­ям и организациям, в том числе и таможенной службе России. К тому же здесь действует своего рода синергический эффект: привлекательность внедрения новшества в подражание другим оказывается больше, чем при­влекательность того и другого по отдельности. Стремление к имитации можно объяснить потребностью быть «как все», ассоциироваться с це­левой группой («все передовые зарубежные и российские предприятия внедряют контроллинг, мы тоже внедряем, следовательно, мы - передо­вые»), попыткой поднять свой статус. Поэтому в процессе объяснения методов и инструментов контроллинга стоит уделить особое внимание опыту известных западных и российских фирм, успешно использующих контроллинг в своей каждодневной работе.

Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно поп­робовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчерк­нуть творческие аспекты контроллинга.

Выживание. В кризисной ситуации внедрение новых методов конт­роллинга может оказаться важным для выживания. Если сотрудники это понимают, сопротивление изменениям будет минимальным.

Поддержание статуса. Один из способов достичь высокого статуса - обладать знаниями, которые важны для всех. Знание методов контроллин­га - великолепная возможность упрочить свой статус.

 

 

Выводы

Наиболее перспективной концепцией управления, позволяю­щей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государствен­ной службе на современном этапе, является контроллинг, средства инст­рументальной реализации которого - технологии управления знаниями, или когнитивные технологии.

Сущность контроллинга проявляется в его функциях. Набор функций службы контроллинга зависит от принятой концепции управления, а также выбранной модели контроллинга: американской, европейской или ази­атской.

 

 

Основной функцией контроллинга является системная поддержка при­нятия решений руководством предприятия по всем ключевым направле­ниям деятельности. Она выражается в предоставлении информации (кон­сультировании) в форме аналитических записок с вариантами развития событий и возможных последствий от принятия того или иного решения.

Особое значение приобретает контрольная функция. В новом качест­ве - это «следящая система», в которой фиксируются все значимые контроллингово-ориентированные показатели для сравнения планируемых и достигнутых результатов, поиска причин (интерпретации) отклонений в деятельности организации. Такой подход предполагает распределение ответственности за результаты деятельности между структурными под­разделениями - введение «зон ответственности».

В целом контроллинг - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В общем случае - это направ­ление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае - инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений.

Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эф­фективность которых, а следовательно, и таможенного дела в целом за­висит от качества используемых инструментов и информационной среды управления.

Говорить о контроллинге как о совершенно новом явлении в практике управления в таможенных органах было бы неверным. В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реали­зуются в государственных службах. В частности, в процессе управления формируются цели, составляются планы, закрепляются соответствующие процедуры контроля. Отметим, что именно поэтому распространенным является узкое понимание контроллинга. Иногда его неверно отождест­вляют с системой контроля.

Положительной предпосылкой для разработки и освоения контроллин­га в таможенных органах является то, что в настоящее время существует реальная возможность и необходимость объединения усилий руководите­лей таможенных органов и специалистов по информационно-техничес­кому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления.

Для создания целостной и эффективно функционирующей системы конт­роллинга необходимо решение проблемы автоматизации обработки дан­ных. Регулирование информационных потоков в системе контроллинга возможно только при создании единой управленческой информационной системы.

Основные цели контроллинга в таможенных органах - информацион­но-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней управления при принятии управленческих решений в процессе реализа­ции задач, возложенных на таможенные органы государством; ориента­ция процесса управления на обеспечение качественного и своевремен­ного выполнения этих задач при эффективном использовании ресурсов, оптимальном построении организационных структур и технологий.

В перспективе внедрение контроллинга должно освободить руководи­телей от необходимости постоянного, детального изучения и анализа ус­ловий для решения части стандартных задач. Контроллинговые элементы в управленческой структуре должны повысить надежность реализации планов деятельности, упростить технологию и поддержку стратегическо­го и оперативного управления.

Контрольные вопросы


 

 

1. Каковы основные тенденция изменения модели управления в госу­дарственной службе?

2. Назовите предпосылки разработки системы контроллинга в тамо­женных органах.

3. Какова специфика контроллинга в таможенных органах?

4. Почему контроллинг рассматривается как технология управления на основе знаний?

5. Раскройте особенности внедрения контроллинга в таможенных ор­ганах.

6. Перечислите основные этапы внедрения контроллинга.

 

Заключение

В учебном пособии впервые рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с применением современных управленческих моделей в тамо­женном деле.

Таможенный менеджмент представлен как теоретическая основа уп­равления таможенным делом и рассмотрен с двух сторон. В широком смысле - как система взглядов, представлений, идей, направленных на развитие таможенного дела как социально-экономического института. В узком и специальном смысле - как форма организации научного зна­ния, дающая целостное представление о закономерностях и существен­ных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, су­щественных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической за­висимостью одних элементов от других.

Развитие управления в государственных органах идет в направлении от модели классического администрирования к интегративной модели, кото­рая дает возможность применить в системе государственного управления наиболее эффективные методы и технологии: системного анализа, опера­ционного менеджмента, логистики, маркетинга, стратегического планиро­вания, управления развитием, инновационного менеджмента и др.

В управленческой деятельности таможенных органов в последние годы все более широкий интерес вызывают процессный, системный, си­туационный и целостно-эволюционный (когнитивный) подходы.

Интеграция этих подходов предоставляет самые широкие возможнос­ти в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уров­не: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг - конечном результате деятельности.

Все таможенные системы - это совместно функционирующие, от­крытые, распределенные и развивающиеся системы. Основная цель их совместного функционирования и развития - согласованная целенаправ­ленная эволюция внешнеэкономической, таможенной и обеспечивающей деятельности.

Управление таможенным делом продиктовано с системных позиций в виде оперативного, тактического и стратегического управления.

 

Системное оперативное управление связано с поиском управляющего решения в сложившейся проблемной ситуации деятельности, системное тактическое управление - с поиском структур-стратегии деятельности на ограниченном временном интервале в рамках принятой метатехнологии деятельности. Системное стратегическое управление заключается в раз­витии метатехнологии деятельности - в формировании структур-страте­гий, обеспечивающих согласованную эволюцию и устойчивое функци­онирование системы таможенных органов на планируемом временном интервале деятельности.

Каждый из видов системного управления деятельностью таможенных органов характеризуется определенным циклом реализации, который со­стоит из анализа проблемной ситуации, подготовки и принятия решения, нормативного правового обеспечения решения, корректировки структур-стратегии деятельности, контроля реализации решения.

Процесс управления таможенными органами отличается специфичес­ким содержанием, в котором выделяются методологический, функцио­нальный, экономический, организационный, социальный и информаци­онный аспекты.

В современных условиях значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в ре­ализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны вхо­дить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управле­ния таможенными органами. Каждый руководитель обязан вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффективно удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД.

Предоставление государственных услуг в процессе таможенного ад­министрирования должно основываться на нормах и принципах междуна­родных таможенных конвенций и соглашений, на международных стан­дартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативных правовых актов.

Наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей ре­шать многие задачи, стоящие перед управлением в государственных орга­нах, является контроллинг. Средствами его инструментальной реализации служат технологии управления знаниями, или когнитивные технологии.

Основная цель контроллинга в таможенных органах информацион­но-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней

 

управления при принятии управленческих решений в процессе реализа­ции задач, возложенных на таможенные органы государством; ориента­ция процесса управления на обеспечение качественного и своевремен­ного выполнения этих задач при эффективном использовании ресурсов, оптимальном построении организационных структур и технологий.

В перспективе внедрение контроллинга должно освободить руководи­телей от необходимости постоянного, детального изучения и анализа ус­ловий для решения части стандартных задач.

 

Учебное издание

 

 

Виктор Владимирович Макрусев

Валентина Юрьевна Дианова

 

ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

Редактор М. Ю. Митрофанова

Набор М. Ю. Бачинской

Верстка и макетирование Н. В. Байковой

Дизайн обложки Н. С. Тресковой

 

Сдано в набор 21.04.2009 г. Подписано в печать 28.12.2009 г.

Формат 70x100/16. Физ. печ. л. 17.5. Уч.-изд. л. 17.55.

Усл. печ. л. 22,75. Тираж 1200 экз. Изд. № 023. Заказ №10

 

Изд-во Российской таможенной академии.

140009. г. Люберцы Московской обл., Комсомольский пр., 4.


[1] Без учета торговли России с Республикой Беларусь.

[2] См.: постановление Правительства РФ от 26.06.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе»

[3] См.: Федеральная таможенная служба в 2006 году: справочные материалы к коллегии ФТС России 2 марта 2007 г.

[4] Внутренняя среда организации - часть общей среды, которая находится в рамках орга­низации и оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на ее функци­онирование и развитие.

[5] Институт (от лат institutum - установление, учреждение) - 1) совокупность устойчи­вых формальных и неформальных правил, норм, обычаев взаимосвязи, взаимодейс­твия между людьми, организациями, государственными органами, имеющими место в экономике и обществе; 2) организация или орган, осуществляющие определенный вид деятельности. Таможенный институт - это целостная совокупность идей, правил, норм и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих таможенную организацию (таможенные органы), или сама таможенная организация как открытая эволюционирующая система.

 

[6] Организация - это совокупность людей, обладающих необходимыми ресурсами, интегрированных в единую систему, преследующих общую цель и предпринимающих скоординированные действия для ее достижения.

[7] Маркетинговый менеджмент - это единая политика организации, производства, ценообразования и продвижения на рынке продуктов и услуг, направленная на осуществление обменов, удовлетворяющих все стороны: потребителей, производителей и обще­ство в целом.

 

[8] Модель - это объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания поведения прототипа. Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства прототипа, а только те, которые существенны для исследования.

[9] См.:ДиановаВ. Ю.. Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг. - М.: РИО РТА, 2006; Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги. - М.: РИО РТА, 2008. Более подробно см. тему 3.

[10] См.: Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. II. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

[11] Цель - конечное состояние системы, к которому она стремится в своей структурно-функциональной организации. Цель организации - результаты, которые менеджеры считают важными для достижения успеха.

[12] Миссия - краткое, но в то же время четкое и емкое определение целей и приоритетов организации. В широком понимании миссия - это предназначение, смысл существо­вания организации. Миссия - способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа, создает возможность для более действенного управления орга­низацией.

[13] Правила - точное описание того, что следует делать в сложившейся ситуации.

[14] Процедура - предписание, какие действия необходимы в конкретной ситуации.

[15] Мы будем рассматривать данные понятия как сходные. Однако этот вопрос требует отдельного обсуждения.

[16] Автор - профессор Тамкангского университета (Тайвань), профессор кафедры культурологии корпоративного предпринимательства ИКП ГУ-ВШЭ (Профиль. 2005 7 ноября).

 

[17] Автор - профессор Тамкангского университета (Тайвань), профессор кафедры куль­турологии корпоративного предпринимательства ИКП ГУ-ВШЭ (Профиль. 2005. 7 ноября).

 

[18] Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М.: РИО РТА, 2006. - С. 256.

 

[19] Процесс в узком смысле - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

[20] Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.

 

[21] Теоретические основы автократической модели управления получили развитие в на­чале XIX в. Первая фаза ее развития связана с работами американского исследователя и фактического основателя науки менеджмента Ф. Тейлора. Базовые положения тей­лоризма нашли отражение в его работе «Принципы научного менеджмента» (1914). В основе системы Тейлора лежит использование наблюдений, замеров, хронометриро­вания и анализа операций ручного труда с целью рационализации действий работника. Примерно в то же время, что и работы Ф. Тейлора, в свет выходят труды немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920), посвященные анализу бюрократичес­ких систем. М. Вебер построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рам­ках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он исходил из того, что в рамках идеальной бюрократии пребывание в должности зависит от компетентности, в основе принятия решений ле­жат правила и процедуры, а рационально действующий менеджер должен быть хоро­шо информирован.

 

[22] Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Первичность целого - основной постулат теории систем. Предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты, является исходным онтологическим моментом теории.

 

[23] Ершов А. Д. Менеджмент: учебное пособие. - СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.

 

[24] Механизм (от греч. mechane - машина): система тел, предназначенная для преобразо­вания движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. тел.; устройство для преобразования и передачи движения. М. применяется в тех случаях, когда нельзя получить непосредственно требуемое движение тел и возникает необходимость в пре­образовании движения. (Синонимы - конструкция, структура.)

 

[25] Цель организации - результаты, которые менеджеры считают важными для достиже­ния успеха.

 

[26] Более подробно см.: Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2005.

 

[27] См.: Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА «Стандарты и качество». 2005.

 

[28] См.: Мескон М. X.. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2005.

 

[29] См.: Букатова И. Л., Макрусев В. В. Когнитивные процессы эволюционирующих сис­тем. - М.: ИРЭ РАН. Препринт № 10 (598), 1994; Букатова И. Л., Макрусев В. В. Сов­ременные информационные технологии управления. - М.: РИО РТА, 2004.

 

[30] Конституция РФ. Ст. 71

[31] Таможенный кодекс РФ // ФЗ от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

 

[32] См. там же.

[33] Здесь же необходимо указать на наличие следующих терминологических конструкций: та­моженное дело - таможенная деятельность - деятельность таможенного органа (отдела, специалиста) - все это деятельный подход; институт таможенного администрирования, система таможенных органов, таможенный орган - все это организационный подход.

 

[34] Институт (от лат institutum - установление, учреждение) - организация норм права, охватывающих определенный круг общественных установлений. В контексте данного изложения институт рассматривается как определенное учреждение или организация, формируемые и действующие в рамках соответствующей совокупности норм права. В этой связи в дальнейшем будем выделять два основных аспекта: институционально-правовой и институционально-организационный - и два соответствующих института: правовой институт и организацию.

 

[35] Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в облас­ти таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ. Таможенное законодательство - со­вокупность законов и подзаконных актов, касающихся ввоза, вывоза, перемещения или хранения товаров, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенную службу, а также любых нормативных предписаний, издаваемых таможенной службой в пределах ее компетенции.

 

[36] См.: Макрусев В. В. Управление внешнеэкономической и таможенной деятельностью в условиях глобализации мировой торговли // Роль и место таможенной службы Рос­сии в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях гло­бализации внешней торговли. - М.: РИО РТА, 2001. - С. 416-423.

 

[37] Модернизация - система мероприятий, определяющих преобразования стратегическо­го характера, механизмов управления ими и их реализацией для обеспечения эффек­тивного функционирования модернизируемой организации в условиях высокой дина­мики внутренней и внешней среды.

 

[38] См.: Бушуев И. А. К вопросу о правовых основах внешнеэкономической деятельности (понятие и основные направления правового регулирования) - М.: РИО РТА, 1996; Макрусев В. В. Информатизация в сфере внешнеэкономической деятельности: целост­но-эволюционный подход // Таможня в условиях глобализации внешней торговли. - М.: РИО РТА, 2000. - С. 221-244.

 

[39] Необходимо отметить, что оценка воздействия механизма регулирования на СФТП яв­ляется сложной, а зачастую и невозможной в связи с затруднениями в определении ко­личественной оценки результатов такого воздействия. Это обусловлено необозримой размерностью и сложностью задачи, отсутствием систематизированных данных о при­менении механизмов регулирования (в первую очередь нетарифных мер), трудностями оценки результата действия конкретной меры в комплексе мероприятий даже в отно­шении конкретного товара, трудностями получения прямой и устойчивой зависимос­ти воздействия мер административного и неналогового характера на импорт в силу отсутствия непосредственного влияния нетарифных мер на цены импортируемых то­варов, наличием слабо формализуемых политических и социально-психологических факторов. Все это в целом затрудняет решение задач регулирования ВЭД.

 

[40] Цель организации - результаты, которые менеджеры считают важными для достиже­ния успеха.

[41] Стратегия - направление перспективного развития компании, концепция функциони­рования и развития организации на заданную временную перспективу.

[42] Программа - комплексный план многолетней деятельности, направленный на дости­жение одной цели или реализацию направления развития, общий ориентир в разработ­ке планов.

 

[43] Развитие системы - последовательность переходов от одних квазистабильных состоя­ний, характеризуемых определенными параметрами, к другим.

[44] Модернизация - изменение, совершенствование в соответствии с современными тре­бованиями и нормами, процесс изменения соответственно требованиям современности путем введения различных усовершенствований.

[45] Развитие - установление количественных и качественных показателей развития орга­низации: выбор направлений для капиталовложений, реконструкции и новое строи­тельство, изменение номенклатуры товаров и услуг.

 

[46] Аттрактор (англ. attract - притягивать) - множество точек в фазовом пространстве ди­намической системы, к которым стремятся траектории системы. Аттракторами могут быть произвольные сложные подмножества точек фазового пространства. Простей­шим случаем аттрактора является точка.

 

[47] Организационная структура - логические соотношения уровней управления и функ­циональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, другими словами, это состав, взаимосвязи и соподчиненность со­вокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, которые выполняют различные функции по управлению предприятием.

[48] Система управления - совокупность элементов и подсистем, объединенных общим на­значением и предназначенных для перевода объекта управления из одного состояния (исходного) в другое (желаемое).

 

[49] См.: Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практи­ки управления. - 2002. - № 1.

[50] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. - М., 1980.

[51] См.: Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]. - 2001, EDI-Prеss &

Web Mission. - 2000-2001, Russ Portal Company Ltd. - 200.

[52] В общем случае продукт включает как товар, так и услугу, которые различаются по

своему содержанию

[53] Ворачек X. Указ. соч.

 

[54] Gronroos C. Service management and marketing. - 2000, West Sussex.

[55] Стандартизация и сертификация в сфере услуг / под ред. А. М. Ракова. - М.: ИНФРА-М, 2002.

[56] Это важное свойство услуги, которое, например, не характерно для других продуктов деятельности.

[57] Миронова И. Дифференцированный подход к маркетингу услуг. - 2004 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ateh.by.ru.

 

[58] Старорусское значение слова товар - имущество, имение.

[59] Для того чтобы выделить понятие «услуга» в конструктивную категорию, мы исполь­зуем два базовых понятия: «материально-вещественный предмет» и «услуга». Разде­ляя их, важно понимать, что в качестве объектов маркетинга могут рассматриваться, например, материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности (см.: Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2002). В других случаях весь этот спектр объек­тов может быть объединен понятием «продукция» или даже термином «товары», упот­ребляемым в наиболее широком смысле.

[60] Как правило, эта ценность не является физическим, вещественным предметом, но име­ет стоимостную, денежную оценку и предназначена для целей сбыта.

 

[61] См.: Анализ финансово-хозяйственной деятельности таможенных организаций: учеб­но-методическое пособие. - М.: РИО РТА, 1999. - 144 с.

 

[62] Здесь мы не говорим о размерах сектора таможенного контроля.

 

[63] См.: Bateson J. Managing services marketing. United States of America. - 1995.

 

[64] Системный характер услуги говорит о том, что задачи, связанные с ее созданием и предложением, также имеют системный характер. Основные задачи: анализ эффек­тивности и качества услуги, синтез системы услуг, синтез стратегии услуг, развитие системы услуг. Фактически здесь применимы вся теория и практика системного управ­ления и стратегического менеджмента.

 

[65] Условия изменений определены в гл. 1.

[66] Основные услуги в государственном секторе: регулирование и контроль сферы ВЭД (ФТС России как инструмент государственного регулирования ВЭД). В секторе ВЭД: идентификация объекта таможенного контроля в качестве товара; снижение потерь участника ВЭД в таможенном секторе и др.

 

[67] См.: Бойетт Д., Бойетт Д. Гуру маркетинга. - М.: Эксма, 2004.

[68] См.: Общий и специальный менеджмент: учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

 

[69] См.: Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб.: Питер, 2002.

[70] Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. - М.: Альпина Паблишер, 2003.

 

 

[71] В данном случае самый общий вид услуги - системное воздействие на объект тамо­женного регулирования и контроля - на сферу ВЭД (рис. 67).

 

[72] При другом подходе в состав таких показателей могут входить: время таможенного контроля, издержки участника ВЭД, объемы товаропотока и т. п.

 

[73] При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможен­ного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного зако­нодательства РФ. В ближайшей перспективе при выборе форм таможенного контроля приоритет отдается использованию системы управления рисками. Как следствие, ка­чество услуг, оказываемых таможенными органами, зависит от ее качества и эффек­тивности применения. Система управления рисками должна стать одним из основных инструментов в работе по приведению процедур таможенного контроля в РФ в соот­ветствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации. Согласно Киотской конвенции управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот принцип позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных ор­ганов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинст­во участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократическою контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, давая возможность основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

 

[74] От англ. vision.







Date: 2015-08-06; view: 2894; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.092 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию