Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Таможенного менеджмента
Решение проблем повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в целом и таможенной деятельности в частности связано с проведением широкомасштабных экспериментов. Однако их постановка непосредственно на физической модели представляется рискованным и дорогостоящим делом. В то же время создание прикладных методов и методик в значительной мере сдерживается отсутствием адекватной теоретической модели, определяющей внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности в их согласованной взаимосвязи. Разработка такой модели является фундаментальным условием принятия системных исследований, основанием для поиска различного рода эффективных общих и частных решений в этих областях деятельности. Центральным вопросом в решении проблемы управления таможенным делом является вопрос о представлении сфер ВЭиТД как теоретических объектов. Предлагаемая ниже формализация рассматривается нами как базовое условие для ее решения. Вначале дадим определения основным понятиям и раскроем их содержание с целью формализации в дальнейшем.
Внешнеэкономическая деятельность — это неотъемлемая часть хозяйственных связей и отношений государства[38], сложнейшая макроэкономическая сфера, охватывающая различные направления, формы, методы и средства перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов. Сфера ВЭД как объект анализа и управления - это большая, неоднородная, распределенная, многоуровневая, открытая, информативно неопределенная макросистема. Ее отличают: • сложная структура товарных и финансовых потоков; • комбинированный механизм регулирования и самоорганизации; • большие объемы и большая размерность измеряемых, контролируемых и регулируемых параметров. В рамках данной сферы порождается система финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которая в объеме информации о ней представляется информационной моделью внешнеэкономической деятельности, т. е. моделью, наиболее полно и адекватно характеризующей эту сферу деятельности. В дальнейшем, если в процессе изложения не требуется конкретизации, для представления всей системы потоков будем говорить о системе финансово-товарных потоков (СФТП). Система финансово-товарных потоков находится под влиянием большого числа неформализуемых и постоянно изменяющихся факторов, что значительно затрудняет создание адекватных моделей ВЭД, без которых практически невозможен качественный анализ такой деятельности, снижается и эффективность управления таможенной службой. Современная сфера ВЭД имеет два основных уровня: международный (межгосударственный), где представлены единая мирохозяйственная система и вся мировая торговля, и государственный, где представлены ВЭД конкретного государства, ее потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки. Наиболее важным инструментом контроля (в широком понимании данного термина) в сфере ВЭД, несомненно, является таможенная служба. Именно она на основе таможенных технологий и инструментов определяет адекватность применения мер государственного регулирования и в зависимости от эффективности контроля воздействует на потоки товаров,
услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки в сфере ВЭД. Эффект воздействия зависит от возможностей таможенной службы: ее кадрового состава, технологического, правового, информационного обеспечения, а также от других компонент, определяющих структуру и технологию таможенной деятельности. Другими словами, уровень развития таможенной службы, согласованность ее задач с целями и стратегией государства в сфере ВЭД, возможности таможенных органов по решению таких задач, адекватность таможенных методов и технологий специфике и параметрам ВЭД - все это факторы, непосредственно влияющие на потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки. Следовательно, в соответствии с возможностями таможенных органов и эффективностью их использования таможенная служба является регулятором внешнеэкономической деятельности. Обобщая, можно сказать, что внешнеэкономическая и таможенная деятельность имеют иерархическую структуру, в рамках которой целесообразно выделить следующие сферы, финансово-товарные и информационные потоки, а также соответствующие механизмы регулирования: • мировую сферу ВЭД - финансово-товарный поток мировой торговли - общемировой информационный поток внешнеэкономической деятельности, международный (межгосударственный) механизм регулирования внешнеэкономической деятельности; • сферу ВЭД государства - финансово-товарный поток внешнеэкономической деятельности государства, информационный поток внешнеэкономической деятельности государства - государственный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности; • сферу таможенной деятельности государства - финансово-товарный поток ВЭД государства, информационный поток таможенной деятельности - механизм влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность государства. Чтобы показать, что все три сферы (мировая, государственная и таможенной деятельности) являются вложенными, а соответствующие финансовые потоки, потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, информационные потоки и механизмы регулирования - взаимозависимыми, достаточно предположить, что в представляемой иерархии их взаимосвязь должна быть системной и в этом качестве призвана обеспечить иерархическую связность, согласованность и эффективность процессов внешнеэкономической деятельности.
Введем следующие определения. Финансово-товарный поток ВЭД - это иерархическая система финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, структурированная относительно мировой сферы внешнеэкономической деятельности, сферы ВЭД государства и сферы таможенной деятельности, в рамках которых целесообразно и возможно комплексное воздействие на такую систему. Механизм регулирования ВЭД - это иерархический механизм целенаправленного воздействия на систему финансово-товарных потоков, структурированный относительно сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В настоящее время в определенных случаях относительно таможенной деятельности такой механизм наиболее корректно называть механизмом администрирования. Однако, учитывая перспективу развития таможенного дела в России, в целях общности теоретической модели воспользуемся понятием «регулирование» и для таможенной деятельности. Информационный поток ВЭД - это иерархическая система общемирового, государственного и таможенного информационных потоков, адекватно отображающая систему финансово-товарных потоков в целях как ее анализа, так и реструктуризации. Структура общей теоретической модели, представленная в его деятельном выражении, приведена на рис. 40. В рамках модели относительно системы финансово-товарных потоков взаимоувязаны обе сферы деятельности - внешнеэкономическая и таможенная, соответствующее информационное обеспечение и каналы информационно-аналитического взаимодействия, а также механизмы регулирования ВЭД. Теоретическая модель построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической и таможенной деятельности за счет согласованного воздействия на эти процессы всех существующих регуляторов. Объектом регулирования-контроля является система финансово-товарных потоков в сфере ВЭД (России или мира). Основное же содержание парадигмы регулирования-контроля связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере ВЭД. Базу для подготовки таких решений составляют методология системных исследований, информационное и методическое обеспечение соответствующих сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В дальнейшем определим данную совокупность как информационно-аналитическое обеспечение таможенного менеджмента.
Иерархическая система механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представлена следующими компонентами: межгосударственным механизмом регулирования, механизмом государственного регулирования ВЭД, механизмом влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность (механизмом таможенного администрирования), а также их взаимосвязями. Представленные механизмы структурированы относительно указанных сфер, а финансово-товарные потоки государства рассматриваются в составе СФТП мировой торговли. Связи между механизмами, а также каналы информационно-аналитического взаимодействия разбиваются на три типа: • связи и каналы, характеризующие ситуацию в сфере внешнеэкономической деятельности (ситуации мирового - Рm, государственного - Ps и таможенного - Pt уровней); • связи и каналы, по которым осуществляется согласование (интеграция) механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенного - Mt и государственного - Ms с межгосударственным - Mm; • связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешнеэкономической деятельности (от межгосударственного уровня до таможенного с непосредственным влиянием на СФТП в виде стратегий: общемировой - Rm, государственной - Rs, таможенной - Rt). Таким образом, в модели центральным объектом регулирования является система финансовых и товарных потоков. Основное же содержание регулирования - поиск эффективной системы финансово-товарных потоков (системы финансовых потоков) и реструктуризация существующей платформы. Частные модели таможенного регулирования можно представить в виде инструментально-методической, функциональной и процедурно-технологической моделей (рис. 41,42 и 43 соответственно). Каждая из представленных моделей позволяет по-своему увидеть регулятор, исследовать и принять решения с акцентом на инструментально-методическое (см. рис. 41), функциональное (см. рис. 42) или процедурно-технологическое регулирование (см. рис. 43). Очевидно, что разработке и применению в практике управления модели процедурно-технологического регулирования предшествует создание инструментально-методической и функциональной моделей. Более того, все три типа моделей по своей «конструкции» полностью соответствуют базовой принципиальной модели управления для социально-экономических систем (гл. 6 «Таможенное дело России как объект управления»).
Date: 2015-08-06; view: 1050; Нарушение авторских прав |