Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования





В учреждениях дошкольного образования организация образовательного процесса осуществляется круглогодично с общей продолжительностью каникул 110 дней: летние – 90 календарных дней; зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. Обращаем внимание, что в период каникул специально организованные формы (игра, занятие) с воспитанниками не планируются, рекомендуется проводить физкультурно-оздоровительную и художественно-эстетическую работу с детьми.

Обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Основной язык обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования (белорусский или русский) определяется его учредителем с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

В соответствии с учебной программой дошкольного образования с воспитанниками учреждений дошкольного образования с белорусским (русским) языком обучения проводятся специально организованные занятия, игры как по развитию русской, так и белорусской речи и культуры речевого общения, в учреждениях дошкольного образования с белорусским языком обучения образовательный процесс осуществляется на белорусском языке. Целесообразным является проведение мероприятий, посвященных творчеству белорусских поэтов и писателей, Дню белорусской письменности, белорусской культуры и др., обеспечение взаимосвязи с традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством.

С целью качественной реализации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с белорусским языком обучения изданы учебные издания, утвержденные или допущенные в качестве определенного вида издания Министерством образования Республики Беларусь (см. научно-методическое обеспечение дошкольного образования).

В учреждении дошкольного образования в соответствии с пожеланиями законных представителей воспитанников по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства либо изучается язык национального меньшинства. На основании запросов родителей управления (отделы) образования, спорта и туризма формируют группы, образовательный процесс в которых осуществляется на языке национального меньшинства. Министерство образования рекомендует принять меры, направленные на расширение возможности получения дошкольного образования на языке национального меньшинства и обеспечение права каждого гражданина в соответствии с Конституцией Республики Беларусь выбирать язык обучения. С этой целью необходимо организовывать разъяснение нормативных правовых актов о возможности выбора языка обучения в индивидуальных беседах с родителями, на родительских собраниях, через средства массовой информации, сайты и порталы управлений (отделов) образования, учреждений дошкольного образования.

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования формы образовательного процесса – игра и занятие, организованные по инициативе педагога с учетом закономерностей развития детей в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности и должна быть отражена в учебном плане учреждения дошкольного образования (далее – учебный план). Учебный план разрабатывается на основе типового учебного плана дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133) и утверждается руководителем учреждения.

Учебный план составляется с учетом рекомендаций Министерства образования (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году от 28 июня 2012 г.) и специфики учреждения дошкольного образования (возраст воспитанников, язык обучения и воспитания, наличие специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания, спектр образовательных услуг, оказываемых учреждением дошкольного образования, материально-технические условия (наличие бассейна) и пр.).


Учебный план включает в себя:

· перечень образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё мовы і культура маўленчых зносін», «Обучение грамоте», «Искусство»;

· количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников;

· общее количество учебных часов (игр, занятий) в неделю;

· максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного воспитанника (в астрономических часах).

При составлении учебного плана необходимо учитывать требования постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил ”Требования для учреждений дошкольного образования“ и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые самостоятельно организовываются детьми или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве. Нерегламентированная деятельность воспитанников включает:

· самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

· организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Основная модель организации образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста – совместная деятельность взрослых и воспитанников, которая предполагает деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения воспитанников в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

При организации образовательного процесса в группах первого раннего возраста (до одного года) проводятся индивидуальные игры в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями воспитанников.

Обращаем внимание педагогов, что занятие в учреждении дошкольного образования не должно отождествляться с занятием как дидактической формой учебной деятельности, а рассматриваться как увлекательный, занимательный процесс в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, направленный на решение задач учебной программы дошкольного образования в специально организованной деятельности воспитанников, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования.

При организации образовательного процесса важным является создание условий для разностороннего развития воспитанников, их творческих способностей. С этой целью в учреждении дошкольного образования для всех возрастных групп необходимо обеспечить:


· благоприятный психологический климат в учреждении дошкольного образования (педагогический коллектив, группы воспитанников);

· возможность выбора деятельности воспитанниками в соответствии с их возможностями, способностями и интересами;

· использование многообразных форм организации занятий, включающих разные специфически детские виды деятельности (игровая, изобразительная, конструктивная, музыкальная, детское экспериментирование и др.);

· взаимосвязь специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников;

· создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;

· применение методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей, введение элементов проблемности, заданий открытого типа, имеющих разные варианты решений;

· включение субъектного опыта путем создания игровых и эмоционально-значимых ситуаций, позволяющих каждому воспитаннику проявить активность, инициативность и самостоятельность;

· формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому воспитаннику чувство комфортности и успешности.

Эффективным средством творческого развития воспитанников является использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и электронных средств обучения (далее – ЭСО), входящих в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности. Внедрение в образовательный процесс учреждений дошкольного образования ИКТ и ЭСО способствует формированию у воспитанников мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в современном информационном обществе. Стратегия ее реализации состоит в осуществлении различных взаимодействий детей с окружающим миром в условиях образовательной мультимедиа среды, призванной обеспечить формирование у них психических новообразований, личностный рост и развитие интеллектуально-творческого потенциала.

 

При организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с использованием ИКТ и ЭСО должны соблюдаться следующие требования:

· с учетом психофизиологических и психологических особенностей становления и развития личности ребенка, опоры на зону его ближайшего развития, наличия фактора сохранения и укрепления детского здоровья занятия, игры проводятся с воспитанниками, начиная со старшей группы (от 5 до 7 лет);

· кратность проведения занятий, игр – не более 2 раз в неделю;

· одновременное использование одной персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) для двух и более детей не допускается;

· продолжительность непрерывного занятия, игры, связанных с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ, составляет не более 10 минут;


· портативные ПЭВМ (нетбуки, ноутбуки и другое) и видеодисплейный терминал (ВДТ) (планшеты, электронные книги и другое) в образовательном процессе для деятельности детей не используются;

· использование в работе с воспитанниками компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается;

· занятия, игры проводятся в присутствии педагогического работника и предполагают их совместную деятельность.

 

Данные требования распространяются и на иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

 

Министерство образования обращает внимание на то, что региональным органам управления образованием следует оптимизировать процесс информатизации и компьютеризации учреждений дошкольного образования, направленный на их оснащение средствами современной компьютерной техники, оптимальное использование ИКТ и ЭСО в образовательном процессе, а также обеспечение развития сетевой инфраструктуры в сфере дошкольного образования.

Институтам развития образования необходимо обеспечить повышение компьютерной грамотности педагогических работников с целью использования ИКТ и ЭСО в образовательном процессе учреждений дошкольного образования на основе организации вебинаров, интернет-конференций, проблемных семинаров, интерактивных открытых занятий, методических объединений и других необходимых обучающих мероприятий по данной проблеме в условиях дистанционного обучения.

Учреждениям дошкольного образования необходимо содействовать повышению мотивации и стимулированию педагогов к использованию ИКТ и ЭСО в образовательном процессе.

В специально организованной деятельности применение ИКТ и ЭСО может выступать фрагментом занятия, проводимого по подгруппам, которое рационально организовать в условиях компьютерной аудитории. Выбор форм, методов и средств обучения с использованием ИКТ и ЭСО определяются педагогом самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к формированию представлений и умений у воспитанников с учетом их возрастных и психологических особенностей. В нерегламентированной деятельности воспитанников применение ИКТ и ЭСО может иметь место в процессе организации дидактических игр, бесед, чтения литературных произведений, обогащения познавательного и жизненного опыта на основе организации виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Содержание работы должно быть логическим продолжением закрепления материала образовательных областей учебной программы дошкольного образования, осваиваемого ранее в условиях специально организованной деятельности. При этом использовать ИКТ и ЭСО следует вариативно в сочетании с другими средствами.

С целью качественной реализации учебной программы дошкольного образования Министерство образования рекомендует применять методики и технологии, в том числе ИКТ, содержание которых:

· соответствует специфике развития личности в дошкольном детстве, предполагает организацию обучения в рамках специфичных для дошкольников видах деятельности – игровой, речевой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.;

· создает условия для творческой активности воспитанника как полноправного участника образовательного процесса, определяет ориентиры профессиональной деятельности педагога и поведения родителей (законных представителей) в общении;

· обеспечивает условия выбора для ребенка развивающих игровых заданий в соответствии с его интересами, потребностями и склонностями, образовательных технологий для педагогических работников, родителей (законных представителей), возможность их варьирования при осуществлении индивидуального подхода к воспитанникам;

· обеспечивает преемственность дошкольного и первой ступени общего среднего образования, которое осуществляется за счет отбора содержания, адекватного основным направлениям развития воспитанников, а также нацеленности педагогических методик и технологий на развитие их познавательной активности, творческих способностей, личностных качеств;

· является доступными как для педагогов учреждений дошкольного образования, так и родителей (законных представителей) воспитанников, тем самым способствует созданию единых «стартовых условий» при поступлении в школу детей, посещающих дошкольные учреждения, и детей, воспитывающихся дома.

Обращаем внимание педагогов учреждений дошкольного образования, что в учебных изданиях, утвержденных либо допущенных к применению в образовательном процессе в качестве определенного вида издания Министерством образования Республики Беларусь представлены методики, соответствующие вышеуказанным требованиям.

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ







Date: 2015-08-06; view: 5262; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию