Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По уровню насыщения
1) равновесный; 2) дефицитный; 3) избыточный; по степени зрелости: 1) неразвитый; 2) развитый; 3)формирующийся; по степени ограниченности конкуренции: 1) свободный; 2) монополистический; 3) олигополистический; 4) смешанный; по соответствию действующему законодательству: 1) легальный; 2) нелегальный ("черный" и "серый"); 1) оптовый; 2) розничный; 3) экспортный; 4) импортный; с учетом ассортимента товаров: 1) замкнутый рынок, где товары только одного производителя; 2) насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей; 3) рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; 4) смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой. В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
1.28 Сущность, основные элементы и функции инфрастуктуры рынка Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения. Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства. Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности. Инфраструктура ─ это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или полит-экономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом. Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка. При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства. Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу. Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование. Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются; 1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регулирования занятости населения и централизованного государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда); 6) информационные технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; 9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; 10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; 11) таможенная система; 12) профсоюзы работающих по найму; 13) коммерческо-выставочные комплексы; 14) система высшего и среднего экономического образования; 15) аудиторские компании; 16) консультативные (консалтинговые) компании; 17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; 18) специальные зоны свободного предпринимательства. Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие: · облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов; · повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; · организационное оформление рыночных отношений; · облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики; · подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка. Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.
1.29 Понятие и виды цен Цена — денежное выражение товарной стоимости продукции (изделий), работ, услуг. Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют: • оптовые цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли и не включают розничную торговую скидку; • розничные цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольшом объеме; • тарифы (расценки) — цены, по которым производится оплата услуг, например за пользование телефоном, за электроэнергию, газ, воду; за стрижку в парикмахерской, за ремонт квартиры. По степени свободы цены делятся: • на жестко фиксированные, твердые, назначаемые органами ценообразования. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону; • регулируемые; их величина регулируется госорганами, но это воздействие ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на определенные группы товаров. Регулирование цен может также проводиться путем установления предельного уровня рентабельности. Это означает, что отношение прибыли к издержкам не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%; • рыночные цены, свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен. Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик цен, которые позволяют выделить следующие ее виды: • аукционная — продажная цена товара, реализованного на аукционе. В основе цены аукционной лежит рыночная цена, однако цена аукционная может значительно отличаться от рыночной в связи с тем, что она отражает конъюнктуру локальных рынков уникальных и редких видов товаров и во многом зависит от мастерства аукциониста; • базисная — цена, установленная в момент заключения опционной сделки, то же, что цена осуществления опциона; • биржевого товара — складывается из биржевой котировки и надбавки или скидки с нее в зависимости от качества товара, от места поставки, предусмотренного условиями типового биржевого контракта и других отклонений от него; • государственная — цена, устанавливаемая государством; • договорная (контрактная) — цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара. Такие цены являются ценами реальных сделок, поэтому представляют наиболее достоверную информацию о ценах, что служит причиной держать их в коммерческой тайне; устанавливается по соглашению сторон и фиксируется в договоре (контракте); • коммерческая — свободная (рыночная) цена, применяемая на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары, распределяемые в централизованном порядке; • котировальная — фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный период времени, определяется на основе контрактных цен и служит ориентиром при заключении новых контрактов (в том числе и на бирже); • мировая — типичная цена товара, применяемая в международных контрактах; зависит от соотношения спроса и предложения на мировом рынке и исчисляется в свободно конвертируемой валюте; • проникновения — низкая первоначальная цена на какой-то товар, устанавливаемая с целью немедленного достижения массового спроса на рынке; • расчетная — единая цена каждой фьючерсной позиции на данный день; устанавливается расчетной палатой (как правило) на основе ценных сделок, совершенных в последнюю минуту перед окончанием торгов; применяется для подсчета депозитов и для определения цен, по которым ликвидируются фьючерсные контракты в случае поставки реального товара; • трансфертная — цена, используемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании; ее значение возрастает с увеличением объема внутрифирменной торговли; • фьючерсная — цена по биржевым фьючерсным сделкам; • цена замены — количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на другие товары и услуги. В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях наряду с текущими используются сопоставимые цены. Их использование актуально, например, при изменении цен в процессе инфляции. В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены. На основе прогнозных цен планируется деятельность фирмы в условиях рыночной экономики, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами. Классическая экономическая теория исходит из того, что в основе цены лежит стоимость, величина которой определяется затратами труда. Поэтому цена в ее интерпретации есть денежное выражение стоимости товара и определяется прежде всего издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность, что именно соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены. И все же на практике именно согласно закону равновесия спроса и предложения формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия. Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на рыночную цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подходов к цене. Маршалл исходил из того, что цена формируется в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимая со стороны спроса и со стороны предложения. Он выделяет цену спроса и цену предложения товара, которые характеризуют два взаимодействующих между собой принципа ценообразования. Цена спроса, по А. Маршаллу, — это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателя в течение определенного периода времени. Обусловлена она степенью полезности товара. Одновременно это и максимальная цена, за которую покупатели согласны купить товар или услугу. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку. Цена предложения — это цена, по которой товар поступает в продажу на конкурентный рынок, или это предельно минимальные цены, по которым производители готовы продать свою продукцию или услуги. В основе этой цены лежат издержки производства товара. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как тогда производство и сбыт становятся убыточными. Подобную модель ценообразования можно назвать двухфакторной.
1.30 Структурные элементы цен и ценовая политика предприятия Формирование различных видов цены продукции предприятия-производителя, ее основные элементы представлены на рис. 1. В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы; Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества. Именно цены, выполняя распределительную функцию, устанавливают пропорции в обмене, да не только в обмене, но и во всей экономике (пропорции между производством и потреблением, различными отраслями, сферами, регионами экономики). Выполняя стимулирующую функцию, цены стимулируют рост эффективности общественного производства, использования научно-технического процесса, внедрение новой и конкурентной продукции в производство и потребление. Учетная функция цены способствует контролю за расходованием средств фирмы и за ее финансовым состоянием. Ценовая политика фирмы — важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий. гий и другие аспекты (рис. 2).
Рис. 1 Структурные элементы цены Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости; максимизация прибыли; удержание рынка. Обеспечение выживаемости (сбыта) фирмы — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичным товарами. Важными компонентами данной ценовой политики делаются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены. К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма, делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль. Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Для достижения этой цели фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Рис. 2 Ценовая политика предприятия в системе маркетинга
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов, а именно, спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.
1.31 Мотив прибыльности как важный элемент рыночной экономики. Влияние спроса на рыночную цену продукта (услуги), Закон спроса. Изменение спроса В странах с рыночной экономикой ключевыми элементами, которые определяют, кому быть богатым, а кому - бедным, являются рыночная система ценообразования, конкуренция и частная собственность. Помимо покупателей и продавцов, признаками рыночной экономики являются еще несколько важных элементов. Один из них - частная собственность, т.е. право отдельных людей и фирм владеть средствами производства. Частная собственность побуждает людей производить товары, которые могут быть проданы и принесут прибыль, которая является вторым важным элементом в рыночной экономике. Ее еще часто называют мотивом прибыльности, который заставляет производителей изготавливать товары, пользующиеся спросом у покупателей, и поставлять их на рынок по той цене, по которой их могут купить. Этот же мотив прибыльности заставляет продавцов производить продукт с наименьшими затратами, потому, что снижение затрат позволяет: 1) повысить прибыль, то есть разницу между продажной ценой и затратами; 2) снизить цены в борьбе с конкурентами; 3) сделать и то, и другое. Производители, которые производят то, что надо, и сколько надо, могут рассчитывать на прибыль. Если же они производят слишком много или слишком мало, устанавливают очень низкие или очень высокие цены, то они могут остаться без прибыли. Помимо этого, они часто даже несут убытки. Рынок представляет собой механизм сведения вместе покупателей и продавцов, предполагающий свободу в выборе партнеров. Очевидно, что большинство людей и предприятий действуют одновременно и как покупатели и как продавцы. Но в дальнейшем удобнее считать их покупателями, когда они приобретают что-то, и продавцами, когда они чем-нибудь торгуют. Почему при рыночной экономике так важны цены? Покупатели «вступают в рынок», имея намерение купить конкретный предмет за определенную цену. При высоких ценах всегда меньше покупателей. Рост и падение цен также говорят о запасах товаров и услуг. Цены влияют на производителей, побуждая их увеличивать или уменьшать выпуск товаров. Рост цен привлекает новых производителей, и наоборот, падение цен выталкивает часть производителей с рынка. В свою очередь, что же заставляет цены расти и падать в рыночной экономике? Экономически взаимодействие покупателей и продавцов отражается во взаимодействии спроса, отражающего интересы покупателей по приобретению товара, и предложения, отражающего интересы продавцов в продаже данного товара. Важность спроса и предложения заключается в том, что рыночная экономическая система является ценоуправляемой. Это означает, что когда спрос и предложение могут меняться свободно, цена сама отвечает на вопросы Что, Как и Кто. Что из товаров и услуг будет произведено. Основная цель производителей - получение прибыли, следовательно, решение, производить или нет определенные товары, будет зависеть от того, смогут ли производители получить прибыль при той цене и при том количестве товара, которое устроит покупателя. Как товары и услуги будут произведены. Рыночная система отвечает на этот вопрос тем, что она поощряет снижение себестоимости и наказывает тех, кто не делает этого. При сохранении рыночных цен снижение себестоимости позволяет увеличить прибыль. Кто воспользуется произведенными товарами и услугами. Рыночные цены дают способ ограничить потребление дефицитных ресурсов. Тем самым они определяют, кому достанутся товары и услуги, а кому нет. Спросом называется количество товара или услуги, которое желают и могут приобрести покупатели в определенном месте, по определенной цене и за фиксированный период времени. Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара Р и цен других товаров (Ра, Рb,...); от доходов покупателей и от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом (1): Qd = f (P, Pa, Pb,..., L, T, W) (1) где: Qd - объем спроса на данный товар в единицу времени; Р, Ра, Рb,... - цены данного и других товаров; L - денежный доход; Т - вкусы и предпочтения потребителей; W - накопленное имущество. Допустим, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается (рис. 1).
Рис. 1 Изменение объема спроса при изменении цены
Закон спроса формально описывает ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товаров, чем по высокой. Или, что то же самое, при прочих равных условиях величина спроса изменяется в обратной зависимости от цены (рис. 1). При движении по кривой спроса вправо и вниз объем спроса увеличивается с одновременным уменьшением цены; при движении влево и вверх объем спроса падает с увеличением цены. «Скольжение» происходит вдоль одной и той же кривой спроса, поскольку значения всех факторов, влияющих на спрос (за исключением цены), остаются неизменными. Таким образом, термин «объем спроса» относится к какой-либо отдельной точке линии спроса. Функция спроса показывает, что цена оказывает основное, но не единственное влияние на количество любого товара или услуги, которые требуются покупателю. Изменение дохода, различные вкусы и предпочтения, цены на взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары, изменения в ожидании будущих цен, климатические или сезонные изменения, изменение количества населения и экономический принцип убывания предельной полезности могут объяснить сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. В этих случаях говорят об изменении спроса.
Рис. 2 Изменение объема спроса при постоянной цене
Из рисунка 2 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене. Отметим также, что одному и тому же объему спроса при сдвиге линии спроса соответствуют разные цены спроса.
1.32 Влияние предложения на рыночную цену продукта (услуги) Очевидно, что от цены должен зависеть и объем предложения данного товара. Объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия. Функцией предложения называют зависимость объема предложения от перечисленных выше факторов. В общем виде функция предложения имеет вид (1): Qs = f (P, Pa, Pb,..., K, C, Z) (1) где: Qs - объем предложения данного товара в единицу времени; Р, Ра, Рb,... - цены данного и других товаров; K - характер применяемой технологии; C - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия. Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (Р), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены (2): Qs = f (P) (2) Практика подсказывает нам, что по более высокой цене на рынке в большинстве случаев предлагается большее количество единиц товара. Закон предложения гласит, что его величина изменяется в прямой зависимости от изменения цены, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. Графическим изображением функции предложения от цены является кривая предложения (рис. 1). В «нормальном виде» кривая предложения направлена вверх и вправо. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере их падения — меньшее. В этом случае говорят об изменении объема предложения. Рассмотрим вначале зависимость объема предложения от одного фактора - цены данного товара при прочих неизменных условиях.
Рис. 1 Изменение объема предложения при постоянной цене Естественно предположить, что производитель, если на него не оказывается неэкономическое давление, действует, соблюдая свои собственные интересы. Это означает, что принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель будет всякий раз выбирать такой объем производства, который обеспечит ему наибольшую прибыль. Выясним, какой объем производства обеспечит производителю максимальную прибыль при каждом значении цены товара. Очевидно, что каждая следующая выпускаемая единица продукции не только обещает увеличение общей выручки, но и требует с другой стороны, увеличения издержек. Итак, выпуск дополнительной единицы продукции вызовет увеличение общей выручки на некоторую величину, которую экономисты называют предельной выручкой, и одновременное увеличение общих издержек на величину, которую называют предельными издержками. Если предельная выручка больше предельных издержек, то прибыль производителя увеличивается. А как изменяется соотношение между предельной выручкой и предельными издержками с изменением объема производства? Довольно просто дело обстоит с предельной выручкой. П ри данном значении цены товара каждая следующая выпускаемая единица товара прибавляет к общей выручке ту же величину, что и предыдущие единицы. Предельная выручка равна цене. Как же изменяются предельные издержки с изменением объема производства? Поскольку наша задача состоит в определении характера функции предложения от цены при прочих неизменных условиях, постольку эти прочие условия (цены ресурсов, уровень технологии и т.д.) остаются неизменными и причину любого изменения предельных издержек следует искать в характере самого процесса производства, в производительности используемых ресурсов (факторов производства). На объем предложения товара, кроме цены самого товара, влияют такие факторы, как: цены ресурсов, уровень технологии, цены других товаров и деятельность государства. Предложение, так же как и спрос, может изменяться под воздействием неценовых факторов самого товара, к которым относятся; - изменение цен на другие товары, приводящее к "переливу" ресурсов (уход фирм из отрасли и выход на рынок новых фирм); - природные катастрофы, политические события, технологические изменения, налоговая политика и т.д. Если изменится не цена товара, а значение какой-нибудь другой из переменных функции (2), то будет иметь место сдвиг кривой предложения (рис. 2). Р
Q2 Q1 Q
Рис. 2 Изменение предложения под неценовым влиянием
В этом случае говорят не об изменении объема предложения, а об изменении предложения. Таким образом, под воздействием ценового фактора изменения спроса и предложения происходят по их кривым, а под воздействием неценовых факторов происходит сдвиг кривых спроса и предложения в сторону увеличения или уменьшения количества реализуемого товара (сдвиг кривых D и S вправо или влево). 1.33 Понятие о частном и общем экономическом равновесии Теперь известно, что спрос на товар зависит не только от его цены, но и от цен всех заменяющих и дополняющих его товаров. Точно так же и предложение товара зависит от цен на все эти товары, а также на производственные ресурсы. Очевидно, что нарушение соответствия спроса и предложения на рынке одного товара окажет влияние на множество других рынков, а это, в свою очередь, может вызвать ответное воздействие на рынок данного товара. Вопрос лишь в силе таких влияний. Существует два подхода к проблеме экономического равновесия спроса и предложения. Один из них - с позиций частного равновесия, когда рассматриваются один или несколько рынков, взятых изолированно от остальной экономики. Другой - с позиций общего равновесия, когда рассматривается вся экономическая система в целом со всеми ее внутренними связями и взаимными влияниями. Выбор метода анализа в каждом случае зависит от цели исследования и конкретной рыночной ситуации. Как правило, изучение конкретного рынка можно достаточно успешно проводить с позиций частного равновесия, анализируя один или несколько тесно связанных между собой рынков. В то же время методы общего равновесия являются единственно возможными, если речь идет о влиянии общего роста цен, повышении заработной платы и других процессах, затрагивающих в равной мере все секторы экономики. Понятие частного равновесия Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 1). Линия D является графическим изображением функции спроса от цены, линия S - функции предложения от цены. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих двух кривых имеет очень важное значение.
Р Цена Равновесная цена D S
Равновесие спроса E и предложения Рe
Qe Q Количество товара Рис. 1 Равновесие на рынке
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается равновесная рыночная цена, которая находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца — ни один из них не может пожаловаться на невозможность купить или продать товар. Вместе с тем рыночная цена является важнейшим информационным фактором для людей, которые планируют свою деятельность в процессе "купли-продажи" на основе этой информации. Рыночная цена - это именно та цена при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги. В состоянии равновесия спроса и предложения рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, предположим, Р1>Ре (рис.2). При такой цене объем спроса составит Qs1, тогда как объем предложения Qd1. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену Р. Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например, Р2<Ре. Тогда объем спроса Qs2 окажется выше объема предложения Qd2, товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену Р. Р S D
Р1 E Рe
Р2
Qd2 Qs1 Qe Qd1 Qs2 Q
Рис.2 Дефицит и избыток на рынке
Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне Ре, при котором объемы спроса и предложения равны. Равновесие на рынке, рассмотренное нами, при определенных условиях оказывается устойчивым: любое отклонение цены от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное состояние.
1.34 Существование и единственность равновесия Рассмотрим существование равновесия на рынке. Оно возможно, если имеется одна или более неотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны и неотрицательны. На рис. 1 и 2 изображены две ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек. Р S D
Q Рис. 1 Превышение объема предложения над объемом спроса
При графическом изображении (рис. 1) это означает, что равновесие будет существовать, если линии спроса и предложения имеют хотя бы одну общую точку в неотрицательном квадранте. На рис. 1 объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене. Например, атмосферный воздух доступен нам в таких количествах, что наши потребности в нем полностью удовлетворяются по нулевой цене (бесплатно). В этом случае о воздухе говорят как о свободном благе. На рис.2 цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме производства. Сумма денег, которую потребитель готов заплатить за данный товар, недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. В этом случае считают, что равновесие существует при нулевом равновесном объеме, если цена предложения при этом объеме больше цены спроса. Перейдем к рассмотрению вопроса о единственности равновесия. На рис. 3 линия спроса имеет «нормальный» вид с характерным отрицательным наклоном.
Р
D
S Q Рис. 2 Превышение цены предложения над ценой спроса
В тоже время линия предложения меняет «знак» наклона при росте цены, что приводит к существованию двух положений равновесия - в точках Е1 и Е2. Е2 Р
D
Е1
S Q Рис. 3 Линии спроса и предложения имеют две общие точки
Считается, что такая «загибающаяся» кривая предложения характерна для трудовых ресурсов. Кривая предложения имеет положительный наклон при относительно низком уровне заработной платы, то есть увеличение последней стимулирует увеличение предложения труда. Однако, если уровень заработной платы продолжает расти, достигается точка, за которой рабочие предпочитают свободное время увеличению дохода.
Р S D
Р2 N Р1 M
D S Q
Рис. 4. Линии спроса и предложения имеют общий отрезок На рис. 4 представлен случай, когда линии спроса и предложения совпадают на отрезке МN. Равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от Р1 до Р2 и равновесном объеме Qe. Изменение цены в указанном диапазоне недостаточно «чувствительно», чтобы вызвать у потребителя изменение объема спроса, а у производителей - изменение объема предложения.
1.35 Роль конкуренции в развитии рыночного хозяйства. Понятия свободной и регулируемой конкуренции Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Конкуренция и ее экономическая роль На рынке существуют два вида противоборства продавцов и покупателей: конкуренция и монополия. Оба этих вида обладают определенным единством. Оно состоит в том, что в рыночной сделке, как известно, выступают собственники товаров и денег, которыми они обмениваются. Каждый продавец и покупатель сопоставляет в денежной форме свои расходы с доходами. При этом возможны три итога сделок: равенство затрат и результатов, убытки (расходы превышают доходы) и прибыль (результаты больше затрат). Главной целью и мотивом поведения участников сделок является, разумеется, получение прибыли. Очевидно, продавцы экономически заинтересованы в повышении цен на товары и услуги, а покупатели - в их понижении. В свою очередь, рыночная цена испытывает воздействие двух основных факторов. Это: 1) рыночная власть. Чем больше такой власти у продавцов или у покупателей, тем сильнее ее влияние на рыночную цену; 2) формы взаимодействия покупателей и продавцов. Речь идет прежде всего о двух крайне противоположных состояниях такого взаимодействия - свободной конкуренции и абсолютной монополии, которые полностью исключают друг друга. Конкуренция (от лат. — сталкиваться) ─ соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров. Рыночную конкуренцию (состязательность) можно подразделить на ряд конкретных форм и методов. А В зависимости от различия видов собственников имущества можно выделить соперничество в среде: • мелких товаропроизводителей, покупателей; • владельцев небольших капиталистических предприятий; • собственников крупных хозяйственных объединений; • а также между всеми этими участниками рынка. Б. По масштабам развития конкуренция может быть: • индивидуальной (с участием одного лица); • местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории); • внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); • межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); • национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны); • глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). В. По характеру развития рыночная состязательность подразделяется на свободную и регулируемую. Г. По приемам противоборства конкуренция делится на: • ценовую (рыночные позиции соперников подрываются путем снижения цен); • неценовую (победу одерживают посредством улучшения качества Д. Наконец, под конкуренцией понимается также борьба за получение лучших результатов в каком-то виде соперничества. К такого рода соперничеству можно отнести, скажем: • аукцион (продажу с публичных торгов какого-то товара или имущества, которые достаются лицу, предложившему за них наивысшую цену); • конкурс среди претендентов, стремящихся занять свободное место для обучения в высшем учебном заведении, для устройства на работу и т.д.. Свободная и регулируемая конкуренция Конкуренция получила образное определение «свободная» не случайно. Оно стало применяться после устранения порядков, которые еще в Средние века в большинстве городов Западной Европы установили цехи ремесленников — организации по профессии (цехи пекарей, мясников, ткачей и др.). Эти цехи строго ограничивали выпуск и продажу своих изделий, чтобы устранить конкуренцию в своей среде. В конце ХVIII-Х1Х вв. под мощным напором крупного индустриального производства на смену застою и замкнутости цеховых объединений пришли свободное капиталистическое предпринимательство и неограниченная конкуренция. Свободная конкуренция означает наличие следующих свойственных ей признаков: • на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах; • имеется никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства; • покупатели свободны от всякого ущемления прав и имеют возможность купить товары на любом рынке; • свободное соперничество обычно сопровождается борьбой с применением ценовой конкуренции (разорение соперника с помощью более низкой цены). Описанное здесь противоборство соперников вполне соответствует периоду существования свободного рынка. К отрицательным чертам такого рынка свободная конкуренция добавила еще ряд своих негативных признаков. Последние получили наименование «недобросовестная конкуренция». Речь идет о таком противоборстве продавцов и покупателей, в котором нарушаются принятые на рынке правила и нормы цивилизованного поведения. В частности, допускаются такие действия: · соперники вступают в сговор против других конкурентов и стремятся их опорочить, дискредитировать (подорвать доверие); · используется ложная реклама своей продукции; · устанавливаются дискриминационные (неравноправные для разных покупателей) цены; · в целях устранения конкурентов и захвата рынков применяется демпинг ─ продажа товаров по так называемым бросовым ценам, которые значительно ниже, чем рыночные цены внутри страны или на мировом рынке. Такого рода действия чаще всего допускают монополии. В связи с этим государство преследует недобросовестную конкуренцию в антимонопольном законодательстве, принимает меры по регулированию конкуренции. 1.36 Монополии и их виды. Монопольное ценообразование. Антимонопольное законодательство и его роль в современной экономике Монополия (от греч. — один, - продаю) - вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения. На рубеже XIX—XX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое развитие по следующей совокупности причин. 1) Рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной
Рис. 1 Виды монополии
Как известно, в XVIII-XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции. Но, в свою очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли. 2) На рубеже XIX—XX вв. ускорилось индустриальное развитие производства на основе научно-технического прогресса. Это закономерно вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении предприятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промышленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска продукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного пространства. 3) В XX в. стали быстро развиваться типы общей долевой и общей Получившие сейчас развитие монополистические объединения подразделяются на ряд групп (см. рис. 1). А. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: · объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей, — монополия. · хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию. Б. С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций: · в масштабе одной отрасли рыночной деятельности — абсолютная · в отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность абсолютной монопсонии, В отсутствие каких-либо конкурентов она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене; · в масштабе национального хозяйства может также сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.). Аналогично — в общенациональном масштабе — действует абсолютная монопсония. В. В зависимости от характера ипричин возникновения различают следующие виды монополистических объединений. Þ Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не производимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию. Под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на продукцию эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей предприятия. Такая эффективность выражается в существенном понижении хозяйственных затрат на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем изделия, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими продуктами. Þ Легальные монополии, образующиеся на законном основании К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции: а) патентная система. В данном случае имеется в виду, что выданный физическим и юридическим лицам патент - это свидетельство, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец; Принятый 23 сентября 1992 г. Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. б) авторские права. В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач, организацией эфирного или кабельного вещания (смежные права); Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (принятый 9 июля 1993 г.) установил, что автору (физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит исключительное право на использование его произведения в любой форме и любым способом. в) товарные знаки. Имеется в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Согласно Закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (принятому 23 сентября 1992г.) владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Þ Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод. Так, Федеральный закон «О естественных монополиях» (принятый 19 июля 1995 г.) регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуг» общедоступной электрической и почтовой связи. Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах: Þ создает барьеры для вхождения на.рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т. п.); Þ достигает очень высокого (по сравнению с конкурентами) уровня технологии производства; Þ применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства; Þ теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм: а) картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.; б) синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору; в) трест - объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию; г) концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение. Приобретенная монополией рыночная власть используется дли установления в ее интересах рыночных цен. Монопольное ценообразование Существо переворота в рыночном ценообразовании состоит в том, что монополии как участники рыночных сделок — в отличие от мелких товаровладельцев (способных изменять только свои индивидуальные цены) — могут сами устанавливать рыночные цены. При этом они очень своеобразно используют закон цены по массовому спросу и закон цены по массовому предложению. Мелкие товаропроизводители, участвующие в свободной индивидуальной конкуренции, могут быть охарактеризованы как цено получатели, так как они принимают рыночную цену как данную и находящуюся вне их контроля. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей. Чистый монополист диктует цену, поскольку он контролирует общий объем данного продукта. 1. Монополии, продающие товары в массовом порядке, в своих интересах используют закон цены по предложению. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искусственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к росту монопольно высокой пены. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты производящие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению. При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более высоком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода. 2. Монопсония, закупающая большие партии товаров у мелких производителей, своеобразно использует закон цены по спросу. Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создавая его большие запасы, монопсония в период сбора нового урожая устанавливает монопольно низкую цену на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. 3. Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых ножниц В нашей стране ножницы цен использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До последнего времени такого рода ножницы цен не устранены. Антимонопольное законодательство Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода дань с других предпринимателей и населения. Это порождает и обостряет социально-экономические противоречия, что не останавливает монополистические объединения. Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополии экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Назовем некоторые из этих способов: • хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества; • демпинг — преднамеренная продажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурента; • ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам); • маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей; • использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже; • разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их поглощения и присоединения к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. • промышленный шпионаж. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют промышленный шпионаж (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами. Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения, В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства. Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям. 1. Ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Признается незаконным слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, 2. Запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора). 3. Сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или «обманные» способы соперничества — демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п. В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. 1.37 Особенности экономического управления Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. В этой концепции больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений. Здесь обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы. Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, теоретики менеджмента особый упор делают на необходимость приспособления фирмы к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому фирмой. Поэтому организационно-технический аспект этой теории направлен на так называемое "планирование продукта", которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработку и внедрение на рынок нового товара, по активизации спроса на товары и получению высокой прибыли от его реализации. Установление и регулирование рыночных отношений, согласно этой концепции, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале их участников. Каждая фирма стремится не только сохранять свою долю на рынке, но и увеличить ее, потеснить конкурентов, вытеснить их с рынка, разорив либо подчинив своему влиянию и контролю. Исходя из этого, данная концепция менеджмента не только дает теоретическое обоснование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов организации хозяйственной деятельности фирм. Таким образом, все многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей. Следовательно, менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к изменяющимся рыночным условиям. Менеджмент реализуется в практической деятельности фирм как система управления и одновременно является наукой управления. Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Отсюда появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности - транснациональных корпорациях. В современных условиях существуют три научных подхода к управлению: · подход к управлению как к процессу; · системный подход; · ситуационный подход. Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в ко Date: 2015-08-06; view: 1002; Нарушение авторских прав |