Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы заработной платы: основной и дополнительной 3 page





2) Ипотечный кредит. Выдается на строительство или приобретение жи­лья, покупку земли. Ипотечный кредит предоставляют банки и специализи­рованные кредитно-финансовые институты. Этот кредит также выдается в рассрочку. Процент по нему колеблется от 15% до 30% и более.

3) Государственный кредит. Заемщиком выступает государство или ме­стные органы власти. Кредит приобретает вид государственного займа, реа­лизуемого, прежде всего через Центральный банк. Кроме кредитных инсти­тутов, государственные облигации покупает население и юридические лица.

4) Международный кредит. Охватывает экономические отношения меж­ду государством и международными экономическими организациями.

Банковский кредит можно классифицировать в зависимости от срочности кредитования.

Выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды.

Краткосрочные ссуды обслуживают текущие потребности заемщика. Они выдаются на срок до одного года.

Среднесрочные и долгосрочные кредиты обслуживают долговременные потребности, связанные с модернизацией и расширением производства. Об­щепринятого стандарта отнесения кредита к разряду среднесрочного или долгосрочного нет. В России к среднесрочным ссудам относятся ссуды со сро­ком погашения от шести месяцев до одного года. К долгосрочным в нашей стране относятся кредиты на срок более года.

Помимо кратко-, средне- и долгосрочных ссуд существует "онкольный" кредит (от англ. - "ссуда до востребования"), который погаша­ется по первому требованию. Он выдается клиентам на очень короткие сроки и используется при биржевых спекуляциях.

Кредит классифицируется по видам и в зависимости от платности его ис­пользования. Выделяют платный и бесплатный, дорогой и дешевый кредиты.

Совокупность мероприятий денежной политик и (она прежде всего регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики. Т.о. совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель — регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д).

Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.

В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах — от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.


К селективным методам денежно-кредитной политики относится контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на осн6ве монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики, во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.

 

2.19 Рента и арендная плата. Виды земельной ренты

Земельная рента - это форма, в которой земля приносит доход. Под экономиче­ской рентой понимается доход собственника ресурса (земли), предложение которого строго ограничено. В пе­реводе с французского "рента" - значит "отданная", это плата которую получает собственник земли за предоставление ее в пользова­ние.

Рента - социально-экономическая категория, ее нельзя смеша­ть с арендной платой. Земельная рента в своем чистом виде - плата определенной суммы денег арендатором собственнику за право пользования землею, а арендная плата - понятие более широкое. Она включает в себя: 1) земельную ренту, 2) другие платежи, то есть плату (или процент) за вложенный в землю капитал, плату за пользование находящимися на ней строениями сельскохозяйственного и другого назначения, помещениями для содержания хранения сельхозпродуктов.

Аграрное производство связано с использованием земель, различных по плодородию и местоположению по отношению к рынкам сбыта продукции. Поэтому при одинаковом уровне хозяйствования на лучших по плодородию участках земли или участках, близко расположенных к рынкам сбыта продукции, по сравнению с худшими участками образуется в натуральной или стоимостной форме избы­точный чистый доход. Следовательно, равное количество прилагае­мого к земле овеществленного и живого труда на неодинаковых по плодородию и местонахождению землях дает различный результат приводит к разной производительности живого труда.

Реализация продукции в сельском хозяйстве в отличие от промышленности складывается не по средним условиям производ­ства, а по худшим, так как средних и лучших земель для удовлетво­рения платежеспособного спроса не хватает и, кроме того, произ­водство на худших участках должно обеспечивать ведение хотя бы простого воспроизводства и покрывать (затраты) издержки произ­водства доходами от реализации и приносить доход. В земледелии хозяйства, расположенные на средних и лучших по плодородию зе­мельных участках, получают избыточный чистый доход, выступаю­щий в виде дифференциальной ренты.


Различия в плодородии и местонахождении земельных уча­стков являются условием возникновения дифференциальной ренты, причиной же ее существования является монополия на землю как на объект хозяйства в условиях товарного производства, а источником - труд работников сельскохозяйственного производства. Существует два вида дифференциальной ренты: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.

Дифференциальная рента I - это дополнительный чистый доход, создаваемый на лучших по плодородию и местоположению земельных участках. Эти различия приводят к тому, что в хозяйствах, находящихся на лучших и средних землях, а также ближе располо­женных к пунктам сбыта продукции, на единицу продукта приходится меньше затрат. Индивидуальная стоимость продукции в этих хозяйствах ниже по сравнению с хозяйствами, находящимися на худших почвах или удаленных от рынков сбыта. Добавочный продукт, полу­чаемый с лучших по плодородию или местоположению участков земли и составляет материальную основу дифференциальной ренты 1.

Дифференциальная рента II является дополнительным чистым доходом, образующимся вследствие более интенсивного ведения хозяйства. Она связана с устойчивым повышением экономиче­ского плодородия почвы в результате добавочных вложений средств производства и труда в один и тот же участок земли. Предприятия, ведущие более интенсивное хозяйство, получают дифференциаль­ную ренту II. Величина ее зависит от размера и эффективности до­бавочных вложений в единицу земельной площади. Наибольшая эффективность достигается в тех случаях, когда производство про­дукции с единицы площади увеличивается опережающими темпами по сравнению с затратами средств и труда. Интенсификация сель­скохозяйственного производства - важный путь развития сельского хозяйства.

Дифференциальная рента образуется не только в сельском хозяйстве, но и в отраслях добывающей промышленности. При этом закономерности ее образования те же, что и в земледелии. Везде, где природные богатства закреплены в пользовании за отдельными предприятиями или собственниками и порождают различие в произ­водительности труда (будь то земля, богатый рудник, хорошо распо­ложенный участок леса), обеспечивается образование дифференци­альной ренты.

Дифференциальная рента возникает, когда производитель (фермер) использует землю как объект хозяйства, использует ее плодородие. Все земли дифференциальную ренту приносить не мо­гут. В условиях частной собственности на средства производства, кроме монополии на землю как на объект хозяйствования, имеет ме­сто монополия частной собственности на землю. Любая земля как собственность при ее эксплуатации (независимо от того, кто ее экс­плуатирует: собственник или арендатор) должна приносить доход. Этот доход выступает как абсолютная рента, которую получают все собственники земель в качестве платы за пользование ею, незави­симо от качества, местоположения и производительности дополни­тельных вложений. В этом состоит отличие абсолютной ренты от дифференциальной. Последняя получается с отдельных земельных участков; абсолютная же - со всех без исключения земель. Она - результат монополии частной собственности на землю. С ликвидацией частной собственности на землю, после национализации земли, абсолютная рента исчезает.


Кроме дифференциальной и абсолютной ренты существует монопольная рента. Это добавочный доход, получаемый в сьип> превышения цены над стоимостью товара, произведенного в особо благоприятных условиях, то есть рента за земли, на которых воз­можно производство редких сельскохозяйственных культур, это рента за пользование водой в районах орошаемого земледелия (пример монопольной ренты - выращивание цитрусовых, винограда субтропических культур в нетрадиционных районах их возделыва­ния).

Товары, произведенные в этих условиях, продаются, как пра­вило, по ценам, превышающим их стоимость, то есть по монополь­ным ценам, которые оплачиваются за счет потребителя.

Хотя земля не является продуктом труда человека и сама по себе стоимости не имеет, однако при наличии частной собственно­сти на землю она может выступать предметом (объектом) купли-продажи и имеет цену.

Цена земли равна сумме денег, которая, будучи положена в банк, даст в виде процента доход такой же величины, как и рента, получаемая с данного участка. Цена земли зависит от двух причин: от высоты ренты и от уровня процента: чем выше рента, тем выше цена земли и, чем выше процент, тем ниже цена земли.

Изучая рентные отношения, необходимо познать суть аренды земли. Аренда широко использовалась в сельском хозяйстве в тече­ние всей истории его развития.

Сохранились условия для использования арендных отноше­ний и в наши дни. Аренда земли форма хозяйствования, при кото­рой на основе договора найма между арендодателем и арендатором последнему передается право владения и пользования землей и дру­гими ресурсами за определенную плату на определенный срок.

Срок аренды, как правило, устанавливается до 5 лет. Внутри­хозяйственные арендные отношения в России получили широкое распространение в специализированных хозяйствах.

Земельный рынок является частью земельных отношений, регуля­торами которых выступают:

1) право собственности (владения, пользования и распоря­жения);

2) возможность передачи этого права (аренда, купля- продажа, залог и т.д.);

3) конкуренция и свободный рынок участков;

4) денежная оценка и свободно складывающиеся цены на землю;

5) законодательно установленная совокупность условий, при­вилегий и ограничений в использовании данных регуляторов.

Земельный рынок, как и всякий другой, предполагает взаимо­действие предложения и спроса.

Предложение земли более или менее стабильно. Земля как экономический ресурс имеет ограниченные размеры, ее предложе­ние очерчено на уровне макро- и микроэкономики.

Факторами, влияющими на предложение земли, являются ее плодородие и положение, то есть степень ее удаленности по отно­шению к рынкам сбыта продукции и центрам потребления сельско­хозяйственного сырья.

 

2.20 Роль государства в рыночной экономике. Глобальные функции государства

В современной развитой экономике основу жизнедеятельности со­ставляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыноч­ной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через нало­гообложение, бюджетное перераспределение, законодательство, вы­работку обязательных к исполнению стандартов (в том числе экономи­ческих) и т.д.

В отличие от рыночных сил государство обладает общепризнан­ным и исключительным правом принуждения, т.е. правом ограничи­вать свободу выбора экономических субъектов.

Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти.

Неоспоримо одно: государство — продукт экономического и социа­льного развития общества. Оно возникло как потребность нации в вы­полнении определенных функций (в том числе и экономических), обес­печивающих ее выживание и развитие. Государство никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу. А чтобы классы с противоречивыми экономическими интересами не съели друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует су­ществование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, от­делив общий интерес от частного.

Относительно масштабов вмешательства государства в экономику, его роли в этом процессе идет постоянная дискуссия.

Первая и важнейшая функция государства — хранить естествен­ный порядок от невежественных рук, которые за­хотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в ос­нове его, — собственность. «Законный порядок состоит в праве на вла­дение, обеспеченное и гарантированное силой наследственной и суверенной власти над соединившимися в общество людьми».

Образование — вторая функция. Необходимость образова­ния они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение — единственное сред­ство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный.

Предприятия общественного характера также указаны физиокра­тами в числе функций государства — разве хороший хозяин-собственник не должен прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и каналы очень полезны для установления связи между отдельными областями.

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Однако, говоря о государственном вмеша­тельстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пре­делах этого вмешательства. Если государ­ство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерения­ми, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики.

Надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу до­пустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осто­рожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеа­льного, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).

Способы, методы и инструменты государственного регулирования представлены на рис. 1.

Почему возник государственный сектор экономики?

В начальный период развития капитализма государство почти не вмешивалось в экономику. Единоличные собственники самостоятельно успешно справлялись почти со всеми хозяйственными делами. Но в XX столетии в западных странах государство решительно изменило свое отношение к экономике. Это было вызвано рядом объективно возникших исторических причин.

1. С образованием крупного акционерного капитала стихийность общего развития экономики стала приводить к катастрофическим нарушениям нормального хода хозяйственной деятельности.

2. Начавшаяся в середине XX в. научно-техническая революция (НТР) вызвала коренные изменения всех факторов производства на основе внедрения новейших научных достижений. Однако ни частная, ни акционерная формы собственности не в состоянии создать многие благоприятные условия для развития НТР. Поэтому государство вынуждено брать на себя заботу о развитии теоретических научных исследований в корне обновляющих жизнь людей; о подготовке в широких масштабах квалифицированных работников, специалистов и ученых, о создании перспективных отраслей хозяйства и др.

 

 

Рис. 1 Способы, методы и инструменты государственного регулирования

 

3. В XX в. резко усилилась социальная неустойчивость во многих странах, обусловленная в первую очередь очень большим разрывом в уровне богатства разных слоев населения и усилением обнищания неработающей части общества (дети, инвалиды, пенсионеры и др.). В связи с этим государство стало постоянно и активно заниматься решением многих социальных задач.

Указанные здесь и другие причины привели к созданию значительного государственного сектора национальной эко­номики. Этот сектор имеет следующие отличительные черты:

а) он основан на общей совместной (государственной) собственности;

б) формирует государственные денежные доходы путем сбора налогов (обязательных платежей) с населения и предприятий;

в) развивает производство необходимых для удовлетворения обще­ственных потребностей благ и услуг (образование, здравоохранение, сред­ства вооружения и др.);

г) создает общенациональную инфраструктуру. (Инфраструктура - составная часть общего устройства жизни национального хозяйства, носящая вспомогательный характер (в экономике это транспорт и связь, образование и профессиональное обучение, жилье и коммунальное хозяйство);

д) управляет деятельностью государственных предприятий.
Государственные предприятия имеют следующие преимущества:

Þ они обладают наибольшей устойчивостью хозяйственного положе­ния благодаря денежной и материальной поддержке государства;

Þ действуют, как правило, по плану на длительный период;

Þ работают по государственным заказам, создающим благоприятные
условия для роста и совершенствования хозяйства;

Þ имеют возможность с помощью государства непрерывно совершенствовать технику и технологию производства,

Вместе с тем государственные предприятия не лишены недостатков:

• государственное управление их работой зачастую сковывает предприимчивость и инициативу работников;

ограничивается свобода выбора хозяйственных решений;

• коллектив предприятия не может быстро откликнуться на изменив­шийся спрос потребителей их продукции до истечения срока утвержденного государственными органами плана (План - намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объемов, методов, последовательности сроков выполнения).

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма.

Провалы (фиаско) рынка — это случаи, когда ры­нок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное ис­пользование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидете­льствующих о провалах рынка:

1) монополия;

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. В связи с этим в экономической литературе подчеркивается необ­ходимость выполнения государством еще трех глобальных функций: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономиче­ский «фон», используя различные экономические инструменты, кото­рый обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Совре­менное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хо­зяйствования. Поддержание действия конкуренции — его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределе­ния доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, ка­питалов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение дохо­дов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечелове­ческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию пе­рераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6% ), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных — это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержки экономической стабильности, сглаживания цик­лической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляци­онную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя:

· обеспе­чение правовой основы и социального климата, способствующих эф­фективному функционированию рыночной экономики;

· компенса­цию негативных сторон рынка;

· поддержку малого и среднего бизнеса;

· проведение фискальной политики — изъятие части дохода хозяйству­ющих субъектов с целью формирования государственного бюджета;

· обеспечение развития фундаментальных научных исследований;

· сти­мулирование развития таких направлений НТП, которые требуют вло­жения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и свя­заны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами.

Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Рассмотрим теперь следующую функцию государства: удовлетво­рение потребностей в общественных товарах или чисто общественных благах.

Чисто общественное благо это такое благо, которое потребля­ется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потреб­ностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах кол­лективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. — эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребле­ния, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляют­ся коллективно и неизбирательны в потреблении. Последнее означа­ет, что потребление общественных товаров одним человеком не уме­ньшает его доступности для других. Такие товары неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя рав­ны нулю.

Предоставление населению общественных товаров является функ­цией государства, а их финансирование осуществляется через центра­льный или местный бюджет, Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного това­ра, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочета­нии рыночной и государственной основ.

Три рассмотренные функции — это максимум того, что может де­лать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

2.21 Распределение доходов. Неравенство

Появление теории распределения относится к XVII в. До этого вре­мени проводился лишь количественный анализ распределения дохо­дов, чем особенно замечательна была работа У. Петти «Политическая Арифметика». Слово «распределение» широко используется Ф. Кенэ в «Экономической таблице» (1758). Рассуждения о том, как создаются и распределяются богатства, имеют место в работе А. Тюрю «Эфемериды гражданина» (1770),

Концепция классической английской школы проблемы распределения тесно увязывает с теорией стоимости. Стоимость всякого про­дукта состоит из заработной платы, земельной ренты и прибыли, кото­рые являются тремя первоначальными источниками всякого дохода. По словам А. Смита, общий годичный продукт труда каждой страны должен распределяться между различными жителями страны или в ви­де заработной платы за их труд, или в виде прибыли на их капитал, или в виде ренты за их землю.

Теория распределения К. Маркса опирается на теорию трудовой стоимости и дополняется учением о прибавочной стоимости и эксплу­атации. Прибавочная стоимость, по К. Марксу, есть стоимость, соз­данная трудом наемного рабочего и безвозмездно присвоенная капи­талистом. Именно она является результатом эксплуатации. Прибавоч­ная стоимость делится между капиталистами, выполняющими различные функции в общественном производстве в целом, и в связи с этим распадается на прибыль, процент, торговую прибыль, земельную ренту.

Маржиналистская концепция распределения сложилась в ходе кри­тики марксистской теории и является частью общей теории полезности. В этой концепции используются два основных понятия: предельной производительности и вменения. Предельная единица факторов произ­водства (или предельная производительность) — это та, которая испо­льзуется для производства меньшей ценности, т.е. имеющая наимень­шую предельную полезность. Вменение — это принятие решений пред­принимателем, определяющих долю участия отдельного фактора в производстве, изменяющих комбинацию использования всех факторов по совокупности.







Date: 2015-08-06; view: 480; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию