Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронный консультант (часть первая) 4 page. Во-вторых, натуральное хозяйство - замкнутая совокупность организационно-экономических отношений





Во-вторых, натуральное хозяйство - замкнутая совокупность организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы разобщенных и обособившихся друг от друга хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица сама обеспечивает себя всем необходимым для жизни, выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению. Основа натурального хозяйства - земледелие и домашнее ремесло (изготовление изделий из шкур животных; плетение веревок, корзин и сетей; пошив одежды, обуви и т. п.).

Рис. 1 Основные черты натурального хозяйства

 

В-третьих, натуральному хозяйству свойственны прямые экономиче­ские связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле «производство — распределение - потребление», то есть созданная продукция распределяется между всеми участниками производ­ства и, минуя ее обмен, идет в личное и производительное потребление.

Иными признаками наделено товарное производство (рис. 2):

Рис. 2. Основные черты товарного хозяйства

 

Во-первых, производство товаров основано на общественном разделе­нии труда, которое складывается между отдельными хозяйственным единицами. Здесь важно различать разделение труда на предприятии и в обществе. В первом случае речь идет о таком расчленении коллективного труда, которое происходит во время незавершенного изготовления какой-то части конечного продукта. Только разделение труда между предприятиями (особенное, общее и международное) служит необходимой предпосылкой товарного обмена на рынках.

Во-вторых, товарное хозяйство является открытой совокупностью организационно-экономических отношений. Здесь работники создают продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит, как правило, за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по форму­ле «производство — обмен — потребление». Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Именно через посредство рыночной торговли устанавливаются экономические отношения между изготовителями и потребителями товаров.

Сравнение натурального и товарного производства позволяет выявить достоинства и недостатки каждого из них.

Очевидно, что натуральное хозяйство имеет ряд положительных черт:

• в нем наиболее просто наложены экономические отношения между
производителями и потребителями (как это имеет место, скажем,
в домашнем хозяйстве);

• участники хозяйства сами непосредственно решают все организационно-экономические вопросы: что, как (с помощью каких средств и ресурсов) и для кого создавать блага;

• замкнутое хозяйство, обладая всеми необходимыми производственными ресурсами, не зависит от неблагоприятных внешних воз­действии, в том числе от неустойчивого состояния национальной экономики.

Вместе с тем натуральное хозяйство имеет очень значительные отри­цательные черты:

• в нем преобладает универсальный труд, что неблагоприятно сказы­вается на совершенствовании факторов производства;

• при универсальном ручном труде применяется простейшая техника, что характерно для доиндустриального производства;

• работники натурального производства обладают, естественно, низ­кой выработкой',

• для такого производства вполне закономерно повторение производства продукции в прежних размерах, на неизменной основе. Это не обеспечивает рост выпуска благ в расчете на душу населения;

• производство не сопровождается увеличением разнообразия видов создаваемых продуктов, что приводит к сохранению на длительный период времени традиционных потребностей.

Если попытаться наглядно представить причинно-следственные зависимости между основными признаками натурального хозяйства, то траектория его движения предстанет в виде замкнутого круга экономического застоя (рис. 3).

В противовес натуральному производству товарное хозяйство отличается гораздо более значительными положительными признаками:

• его развитие основывается на непрестанном развитии всех видов об-щественного разделения труда;

• совершенствование специализации труда неразрывно связано с развитием техники и технологии, характерными для индустриального и постиндустриального производства;

• товарному хозяйству свойствен рост выработки работников;

• для выпуска товарной продукции закономерно расширенное воспроизводство. Вследствие этого достигается увеличение количества продукции, приходящейся на душу населения;

• развивающееся на основе разделения труда товарное хозяйство способно непрерывно увеличивать количество новых благ и услуг, что ведет к возвышению потребностей.

 


Рис. 3 Круг экономического застоя

 

Между тем товарное хозяйство в своем развитии наталкивается на ряд препятствий и ограничений:

• существует большой разрыв во времени и в пространстве между теми, кто создает товары, и теми, кто их потребляет. Причем взаимосвязь между производством товаров и их потреблением осуществляется через рыночное пространство, на котором действуют совершенно другие экономические законы. Это, безусловно, усложняет условия хозяйственной деятельности производителей, продавцов и потребителей рыночных продуктов;

• товаропроизводителям приходится предварительно самим решать организационно-экономические вопросы: что, как и для кого создавать вещи и услуги, предназначенные для большей частью неизвестных потребителей. Однако окончательный ответ на эти вопро­сы дается только на рынке в результате купли-продажи товаров. Причем этот ответ может оказаться не тем, на который рассчитыва­ли создатели товаров;

• работая на рынок, товаропроизводители, разумеется, во многом за­висят от внешних благоприятных и неблагоприятных условий хозяйст­венной деятельности, в первую очередь от состояния рынка.

Помимо указанных причин на развитие товарного производства могут неодинаково воздействовать разные формы собственности. Одни из них способствуют, другие препятствуют такому развитию. Например, если товары изготавливают частные собственники, то они обладают наи­большей экономической свободой для непрерывного углубления разделения труда и специализации производства, а стало быть, для прогресса товарного производства.

Если взглянуть на все мировое экономическое пространство, то можно заметить наличие двух типов организации хозяйства. Во всех странах с индустриальным и постиндустриальным производством, выпускающих подавляющую часть мировой продукции, ведущую экономическую роль играет развитое товарное хозяйство. Причем во второй половине XX в. ряд развивающихся стран, названных «новые индустриальные страны», совершили прорыв к современному товарному производству. В отличие от этого немало стран в Африке, Азии и Латинской Америке еще сохранили доиндустриальное натуральное производство.

Что касается нашей страны, то натуральное производство оказалось очень сильно развито в сельском хозяйстве. Оно еще больше увеличи­лось в 1990-х гг. За этот период доля личных подсобных хозяйств в общем производстве сельскохозяйственной продук­ции (в том числе товарной) повысилась с 24 до 59%. Таким способом население стало в большей мере обеспечивать себя необходимыми видами продовольствия.

Таким образом, современная экономика как в нашей стране, так и во всем мире в целом является смешанной в том отношении, что соединяет товарные - как ведущие и определяющие - и нетоварные связи.

 

1.16 Продукты натурального и товарного хозяйства и их

полезность. Общее свойство всех благ

Всякий экономический продукт имеет непременное качество ─ полезность, т. е, способность удовлетворять какие-то потребно­сти людей.

Полезность продукта может показаться очень простым и ясным при­знаком. Ведь речь идет о натурально-вещественных свойствах предметов потребления (скажем, хлеба, обуви и т. п.) и средств производства (на­пример, трактора, компьютера и т.д.). Однако при внимательном озна­комлении с этим признаком возникают непростые вопросы.

Первый вопрос: всякий ли произведенный людьми продукт прино­сит им пользу?

В экономической теории под потребностью подразумеваются много­образные человеческие нужды, которые могут порождаться как биологи­ческими, так и духовными, социальными обстоятельствами, даже фанта­зией. Правда, медицина установила, что некоторые продукты приносят вред здоровью человека (скажем, табачные изделия, алкоголь). Поэтому общество выступает против их опасного распространения. В уголовном порядке преследуются действия, связанные с незаконным изготовлени­ем, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических или психотропных веществ.

Второй вопрос: сколько полезностей имеет каждое благо?

Люди постоянно открывают полезные качества вещей на практике и с помощью науки на протяжении многих веков. Сейчас установлено, что материальные блага имеют, как правило, множество нужных людям свойств, или, образно говоря, пучок полезностей. Так, опытная домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюд она может приготовить, скажем, из куска мяса.

Наконец, третий вопрос: как полезности разных продуктов взаимосвя­заны между собой?

Этот вопрос приобрел важное практическое значение в странах с развитой экономикой. Здесь сейчас достигнуто огромное разнообразие производимых благ, что позволяет удовлетворять сложные разные по своему характеру потребности людей. Одновременно для производителей и потребителей возрастают возможности выбора полезностей. Для них становится необходимым правильно определить степень экономической выгодности создания и потребления тех или иных продуктов. В связи с этим на практике встречаются три варианта соотношения полезностей вещей.

В первом случае мы встречаем взаимозаменяемые продукты. Если рас­тет потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами могут служить, положим, пары вещей: сливочное масло и маргарин, кефир и простокваша.

В другом случае приобретаются взаимодополняемые блага. Они сопут­ствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоаппарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к нему.

В третьем случае обнаруживаются независимые продукты, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» блага. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой (например, бананы и рыба, трико­тажные изделия и наручные часы).

Тем не менее остается невыясненным вопрос: различаются ли между собой продукты натурального и товарного производства?

Чем различаются продукты натурального и товарного производства

Продукты двух типов организации производства вполне естественно различаются по названию: в натуральном хозяйстве создается натуральный продукт, а в товарном — товар.

Однако за этими неодинаковыми наименованиями благ скрываются их важные качественные отличия.

Так, с одной стороны, и натуральный продукт, и товар, несомненно, имеют общее исходное свойство — полезность. С другой стороны, важно видеть, насколько велико различие двух типов благ по их экономическому назначению - по организационно-хозяйственным отношениям между людьми. Ибо в первом случае продукт создается для внутреннего по­требления в замкнутом хозяйстве, а в другом случае предназначается для его продажи другим людям на рынке.

Обыденное мышление часто отождествляет экономические свойства продуктов двух типов организации производства. Определенным основа­нием для этого служит тот факт, что, скажем, по своим природным свой­ствам яблоки определенного сорта не различаются между собой, будь они собраны в собственном саду или же приобретены на рынке.

Однако если мы признаем, что всякий товар - полезная вещь, то можно ли считать наоборот, что в развитом товарном хозяйстве любое благо - это товар?

Ответ мы получим, если сможем уяснить: в каких случаях полезная вещь - товар? Для этого последовательно разберем три дилеммы.

1-я дилемма. Все блага, используемые для потребления, можно под­разделить на два вида: а) созданные природой (вода, дикорастущие плоды и т. п.) или б) произведенные трудом. В каком случае мы имеем дело с товаром?

Очевидно, что товаром мы признаем не даровой продукт природы (лавровый лист), а то, на что затрачен человеческий труд, требующий соответствующего возмещения.

2-я дилемма. Все изготовленные трудом полезные вещи можно разде­лить на две группы: а) созданные для себя и б) произведенные для других людей. Что здесь можно признать товаром?

Разумеется, товарами не могут быть изделия, приготовленные для собственных нужд (как в натуральном хозяйстве). Ими будут вещи, соз­данные для иных людей, т. е. общественные полезности.

3-я дилемма. Общественные полезности также бывают двух видов: а) отчуждаемые другим людям безвозмездно и б) передаваемые на рынке потребителям путем эквивалентного (равноценного) обмена на иную вещь.

Естественно, не будут товарами изделия, достающиеся иным лицам бесплатно (например, подарок или продукт, который раб отдает господи­ну безвозмездно). Продаваемая на рынке полезная вещь предполагает эк­вивалентное возмещение.

Стало быть, теперь мы смогли найти логически обоснованный ответ на вопрос о том, когда полезное благо является товаром. Заодно опреде­лили отличительные особенности товара по сравнению с натуральным продуктом. Товар - это созданная трудом общественная полезность, предназначаемая для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

Из данного определения видно: товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость - способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определен­ных пропорциях (соотношениях) обмена. Например, на рынке можно приравнять друг к другу (цифры условные): 10 м хлопчатобумажной тка­ни, 1 стол, 40 кг картофеля и пр. Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде:

хА = уВ = zС =...,

где А, В, С - полезные вещи;

х, у, z количественные пропорции обмена.

Подобное равенство меновых соотношений повседневно и миллиар­ды раз повторяется в практике рынка. Оно кажется обычным и понят­ным всем людям.

Если задуматься о меновом равенстве, то окажется, что здесь неясно главное: что в товарах, чему и почему равно?

В самом деле, равны ли обмениваемые, а следовательно, приравнен­ные друг к другу товары как полезности? Совершенно очевидно: в обме­не представлены разнородные блага (ткань, стол, картофель - как в приведенном здесь примере). Ведь никто не продает какое-то благо определенного вида за одинаковую по качеству полезность. Полезные вещи несопоста­вимы и в количественном отношении: ткани измеряются в метрах, сто­лы - в штуках, картофель - в килограммах и т. д.

Выходит, что на рынке с товарами происходит нечто непонятное. Здесь в определенных количествах обмениваются продукты, которые — как это для всех очевидно - совершенно несопоставимы и качественно, и количественно. Загадочным является вопрос: почему в таком случае в рыночном обмене устанавливается меновое равенство?

Экономическая теория дала ответ на этот вопрос в XVIII-XIX вв. То­гда было признано: общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Это положение можно записать в алгебраическом виде следующим образом:

хА = уВ = zТ = Sт ,

где Sт — стоимость товаров, делающих их равноценными.

Значит, всякий товар имеет два свойства: 1) видимый признак — по­лезность и 2) внутренне присущий ему — стоимость.

Но на данном выводе нельзя, как говорится, ставить точку. Чтобы лучше разобраться в производстве и обмене товаров, важно выяснить су­щество стоимости, воплощенной в товарах.

1.17 Противоположные концепции сущности стоимости товаров

Почему возникли противоположные концепции

В экономической теории возникли два противоречащих друг другу учения о сущности стоимости товара:

1) трудовая теория стоимости классической политической эконо­мии и

2) в экономике - концепция предельной субъективной ценности (полезности) благ. С тех пор расхождения во взглядах по данному вопросу не преодо­лены.

Объективной причиной наличия совершенно разных оценок свойств товаров являются противоречия между производителями, продавцами товаров, с одной стороны, и покупателями, потребителями благ - с другой. Эти субъекты товарного хозяйства имеют противоположные интере­сы, касающиеся оценки полезности и ценности товаров.

Во-первых, изготовители товаров, естественно, применяют объек­тивную оценку их качества. Ведь полезность продуктов неотделима от их вещественных свойств. Эти свойства и подлежат изме­рению в процессе производства. Так, в железной руде определяется количество содержащегося в ней железа и других составных частей. Если количество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает их качество, а тем самым увеличивает их потребительную ценность.

Что касается покупателей, то они довольно часто придерживаются своих субъективных оценок пользы материальных благ, подчас пренебре­гая их объективными качествами. Они смотрят на рыночные продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений.

Субъективная оценка полезности во многом зависит от редкости са­мих благ и от объема их потребления. Известно, что по мере насыщения потребностей (в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости, таких, например, как хлеб, вода) человек может чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной порции товара. Одно дело, скажем, первый глоток воды в жаркий день и иное - пятый и десятый.

Во-вторых, прямо противоположными являются взаимоотношении между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) при определении меновой стоимости товаров. Если продавцы заинтересованы в том, чтобы их товар обменивался на большое количество благ, то покупатели, напротив, стремятся снизить такие обменные пропорции.

Нетрудно заметить, что сторонники трудовой теории стоимости и концепции субъективной ценности отражают товарно-рыночные отношения c двух позиций: 1) с позиции товаропроизводителей, продавцов и 2) с позиции покупателей, потребителей.

О чем говорит трудовая теория стоимости

Основное содержание этой теории можно кратко выразить в следующих положениях.

Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание ─ стоимость. Поэтому они могут при­равниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.

Это значит, что меновая стоимость - форма, в которой проявляется стоимость. Благодаря стоимости все товары становятся качественно од­нородными (в них заключен одинаковый общественный труд) и количе­ственно равными в меновой пропорции.

Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным пото­му, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. Стало быть, стоимость — во­площенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество обще­ственного труда.

Если вернуться к общей формуле меновой пропорции, то теперь мы сможем продолжить ее таким образом:

хА = уВ = zС = Sт = Т0

где Т0 - общественный труд производителя, воплощенный в товаре.

Третье положение. Труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой, не ква­лифицированный труд), то он количественно измеряется протяженно­стью во времени (в рабочих часах).

Если какой-то продукт требует больше рабочего времени для своего изготовления, то его стоимость будет выше, и наоборот.

Четвертое положение. В каждой отрасли товарного хозяйства на один и тот же вид продукта работники обычно затрачивают различное по величине индивидуальное рабочее время. Это происходит не случайно. Ведь независимые друг от друга частные производители имеют различ­ные условия производства (неодинаковые средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (на­пряженности) трудовых усилий. Поэтому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же типа и качества (например, картофель) по соответствующей индивидуальной стоимости.

Однако на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на одинаковый продукт наибольшее по величине рабочее время (это мог быть самый неискусный и ленивый). Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Именно этой стоимости соответствуй рыночная цена (количество денег за товар), по которой продается основная масса благ.

Трудовая теория стоимости имеет внутреннюю логику, в которой все ее положения связываются между собой в единую цепь. Эту цепь можно кратко представить в формуле товаропроизводитель — общественный труд (рабочее время) — товар — общественная стоимость - рыночная цена. Очевидно, что здесь отображен взгляд на товарно-рыночные отношения с вполне определенной стороны - с позиции товаропроизводителя (продавца) продукта.

Между тем трудовая теория стоимости имеет ряд исторических огра­ничений и недостатков.

Прежде всего, эта теория в полной мере отражает эпоху существова­ния простого товарного хозяйства - со времени начала постоянного производства товаров и вплоть до XVI в.

При простом товарном производстве рабочее время на практике было единственным мерилом стоимости товаров, создаваемых у всех на глазах. В условиях доиндустриального производства крестьяне и ремесленники затрачивали на изготовление товарок труд и только труд. Что ка­сается возмещения средств производства, полученных со стороны, то они затрачивали тоже свою рабочую силу. Могли ли они поэтому обменивать свои продукты на продукты других производителей иначе, чем пропорционально затраченному труду? По-видимому, нет.

Нельзя признать случайным тот факт, что в эпоху простого товарного-производства за продолжительные периоды времени рыночные цены в среднем совпадали со стоимостями с точностью до величины, которой можно пренебречь. Но после XV в. произошел переход к капиталистическому товарному производству. В новых условиях закон стоимости претерпел большие изменения. Они привели к тому, что рыночная цена, как правило, перестала непосредственно совпадать со стоимостью. Наоборот, она стала устойчиво отклоняться от средних, общественно необхо­димых затрат труда.

Примечательно, что после перехода к индустриальному и постинду­стриальному производству трудовая теория стоимости не смогла объяс­нить ряд новейших хозяйственных процессов. Так, до сих пор неясно, как можно количественно соизмерить деятельность научного работника и труд неквалифицированного рабочего. Столь же непонятно, скажем, кем создается стоимость товаров на полностью автоматизированном за­воде, где рабочие места занимают роботы.

1. 18 Концепция предельной полезности как сущности стоимости товаров. Значение для практики теорий стоимости (ценности) товаров

Австрийская школа предельной полезности выдвинула следующие основные положения.

Первое положение. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами вещи. Полезность - это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного продукта в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага - это понимание человеком зна­чения потребляемой веши для его жизни и благосостояния.

Второе положение. Полезные блага подразделяются на два вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают ценными для себя, ибо они имеются в таком из­бытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребно­стей;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насы­щения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.

Третье положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользо­ваться, постепенно уменьшается так что наконец наступает насыщение.

Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съе­дает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба, до тех пор пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

Основатели австрийской школы экономической теории стремились придать закону убывающей полезности всеобщее значение.

Четвертое положение. Ценность благ определяет предельная полезность,т. е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовле­творяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Если предельная полезность достигает «точки насыщения», то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи. Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность. Такое состояние пресыщения известно многим людям, подрывавшим свое нормальное самочувствие и здоровье.

Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «зги пас», то предельная полезность вещи снижается, Когда «запас» уменьша­ется, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказыва­ется на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») иена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предель­ного продукта».

Концепция предельной субъективной полезности имеет свою внут­реннюю логику Ее можно представить в краткой формуле: потребитель (покупатель) — субъективная полезность — ценность блага — предельная полезность - рыночная цена. Так, по-видимому, можно оценить товарно-рыночные отношения со стороны потребителя (покупателя).

Однако теория предельной полезности не вполне соответствует хозяйственной практике и содержит внутренние противоречия. Вот несколько подтверждений этого.

Во-первых, рыночный обмен одного товара на другие блага предполагает установление их меновой стоимости. Но если каждый товаровладелец и покупатель имеет свою субъективную оценку полезности продуктов, то все такие оценки, естественно, не совпадают. Тогда становит­ся невозможно определить меновую стоимость и общую рыночную цепу товаров.

Во-вторых, закон убывающей полезности не является универсальным. Он проявляет свое действие в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище). Такие вещи имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон скорее всего неприменим подавляющей массе товаров — многочисленным непродовольственным продуктам и тем более к средствам производства.

В-третьих, свойственная концепции предельной полезности трактовка редкости и ограниченности благ, по существу, игнорирует современный прогресс. Между тем, современный прогресс техники и технологии способен во многом преодолевать ограниченность природных факторов производства.

Ознакомление с двумя учениями о товаре и его свойствах позволило нам подойти к пониманию того, насколько они полезны для хозяйствен­ной практики.

Теории стоимости (ценности): каково их значение для практики

В рассмотренных выше учениях имеется ряд положений, правильно ориентирующих хозяйственную практику. К ним, на­пример, относятся следующие утверждения, которые характеризуют то­варный обмен как реально существующее единство противоположных сторон:

• приобретаемые покупателем блага имеют лично для него ценность,
поскольку удовлетворяют его потребности. Неслучайно в совре­менной хозяйственной практике широко развит маркетинг — дея­тельность фирм, позволяющая, в частности, лучше учитывать субъ­ективные запросы и предпочтения потребителей. Покупателю предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее подходящие лично для него блага;

Date: 2015-08-06; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию