Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронный консультант (часть первая) 6 page





· мак­симальной приватизацией,

· открытостью рынков,

· высоким уров­нем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка, в частности, развитой системой методов финансово-бюджетного регулирования национальной экономики,

· конвертируемостью ва­люты,

· экономическим ростом и циклическим характером развития экономики в целом.

1.23 Единство и различия связанных с рынком категорий

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Рынок стал результатом естественно-исторического развития обмена и условий, породивших товарное хозяйство. Рынок возник 6—7 тысячелетий назад, развивался и продолжает развиваться в настоящее время. Он есть результат цивилизации. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

· как процесс движения товаров и услуг, как процесс обществен­ного обмена веществ;

· как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные то­варопроизводители и потребители вступают в контакты.

Необходимо различать обмен в широком смысле — деятельностью, услугами, опытом, результатами и т.д., и обмен в узком смысле — только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).]

Товарное обращение — более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговля — этодеятельность людей по осуществлению товарно­го обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладель­цев — продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок со­ставляют суть торговой деятельности.

Торговые услуги отношения посреднической деятельности лю­дей, осуществляющих куплю-продажу товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятель­ности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособле­ние торговой деятельности от производителя товаров (которому оказывают услугу по реализации его товара, более быстрому и эко­номичному возмещению затрат на производство этого товара) и от потребителей (им оказывают услуги по удовлетворению их плате­жеспособного спроса) — другое важное обстоятельство для появ­ления торговых услуг, которые можно разделить на основные и дополнительные.

К основным торговым услугам относятся такие торговые опера­ции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключе­ние хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, ока­зание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных доку­ментов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связан­ные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование ко­торого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения,

В сфере обращения имеют место услуги финансовой и кредитной систем, которые удовлетворяют потребности самостоятельно­го движения стоимости в денежной форме и в строгом смысле не являются торговыми услугами. Такое представление о торговых ус­лугах составлено на основе методологии К.Маркса, его анализа сущности торгового капитала, известного еще с древних времен.

Торговый капитал — капитал, функционирующий в сфере обращения, по Марксу, представляет собой обособившуюся часть про­мышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство то­варов, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслу­живание. Вступ­ление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в дележе общей массы прибавочной стоимости и получении торговой прибыли. Движение торгового ка­питала характеризуется формулой Д—Т—Д', где Д — деньги, Т -товар, а Д'— деньги с приращением, с торговой прибылью. Торго­вая прибыль как расчетная категория выступает как разница между покупной и продажной ценой, получение которой является опре­деляющим мотивом деятельности торговца.


Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужи­ли отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков происхо­дит выделение особой группы лиц— купцов, специализировав­шихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.

В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляет­ся от промышленного довольно сильно. В настоящее время все за­метнее начинает проявляться противоположная тенденция. Круп­ные промышленные компании создают часто собственную сбыто­вую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.

Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что, они выражают единую сущность — экономические связи между людь­ми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) состоит в том, что каждая категория находится в опреде­ленной субординации, в определенном приближении или отдале­нии от сущности (обмен —сущность 1-го порядка; обращение —2-го; рынок — 3-го порядка).

 

1.24 Важнейшие функции рынка

Сущность рынка находит свое выражение в главных его эконо­мических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность (рис. 1).

 

 

 


Рис. 1. Важнейшие функции рынка

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и по­требления в ассортиментной структуре, сбалансированность спро­са и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональ­ность в производстве и обмене между регионами, сферами нацио­нальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".


Стимулирующая функция состоит в побуждении производите­лей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наи­меньшими затратами и получением достаточной прибыли, стиму­лировании научно-технического прогресса и на его основе — ин­тенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного кон­тролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через посто­янно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек об­ращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечива­ет взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно..." Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя — в удовлетворении по­требности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквива­лентность рыночной сделки.

 

1.25 Рыночная система. Типы рынков

Рыночная система (капитализм) – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Система рыночной экономики и предпринимательства охватывает следующие основные вопросы (рис. 1):

 

 

Рис. 1. Структура национального рыночного хозяйства

 


• правовую основу;

• принципы рыночной экономики;

• признаки рыночной экономики и предпринимательства;

• инфраструктуру рыночной экономики;

• взаимодействие субъектов рыночной экономики;

• взаимосвязи информационных и материальных потоков в рыночной экономике;

• функции государства в рыночной экономике;

• систему бизнеса на микро- мезо- и макроуровнях.

Типология рынков в системе экономических отношений.

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров. Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами.

Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.

2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.

3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.

4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.

5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.).

6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.

7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.

8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Преимущества свободного рынка заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает: эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу вы­бора и действий рыночных субъектов; максимальное использова­ние достижений НТР; способность к удовлетворению разнообраз­ных потребностей; повышение качества товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

Но свободный рынок имеет и следующие серьезные недостатки.

1. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населе­ния, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он жестокий и безразличный к бедным лю­дям, не обеспечивает социальную "защиту" населения.

С позиций рыночных отношений любой доход, получен­ный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское существование.

Трудоустраиваются только те, на чью рабо­чую силу имеется спрос. Свободный рынок не гарантирует полной занятости населения, а также стабильного уровня цен.

С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем.

2. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства. Имеет место нехватка денег. Проблему эмиссии денег берет на себя госу­дарство в лице Госбанка.

3. Деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д. Свободный рынок, таким образом, не способ­ствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

4. Свободный рынок не создает стимулы для производства това­ров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от кото­рых никто не получает прибыли (оборона, государственное управ­ление, охрана природы и др.).

5. Рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно- технические достижения, но не выделяет средства для фундамен­тальных исследований в науке и технике, а они крайне необходи­мы для развития общества в отдаленной перспективе.

6. Экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.

7 Рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчиненными исключительно коммерческим кри­териям (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.

Свободный рынок — это абстракция: в настоящее время, да и в прошлом (в различной мере) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая госу­дарственность. Сегодня у нас многие считают, что переход к ры­ночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение ини­циативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.

В действительности полной свободы нет и быть не может. Итак, не может быть полной экономической свободы, но долж­на быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развити­ем нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.

Регулируемый рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия:

· с помощью своего собственного рыночного механизма, элемен­тами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, пред­ложение и др.;

· а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д. Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал В.Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регу­лирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отве­чало бы этому требованию.

Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (т.е. напоминающий) характер, свидетельствую­щий об усилении то собственно рыночного механизма, то государ­ственного регулирования.

1.26 Многокритериальный характер системы и структуры рынка по объектам: потребительский, факторов производства, капитала,

информации, инноваций, недвижимости,

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элемен­ты на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков,

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики струк­туры и системы рынка.

По объектам структура рынка может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).

Потребительский рынок. Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки товаров и услуг (бытовых, коммунальных, транспортных). Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека.

Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. В рамках этого рынка выделяется продовольственный рынок и рынок промышленных товаров.

 
 

 


Рис. 1 Структура рынка с учетом критерия объекта рыночных отношений

Рынок недвижимости. Рынок недвижимости – это система правовых, экономических, организационных и культурных отношений между субъектами рынка по поводу создания, формирования, распределения, обмена, потребления полезных свойств, а также прав и обязанностей, вытекающих из обладания объектами недвижимости.

Рынок недвижимости представляет собой совокупность следующих структурных элементов: объектов недвижимости; экономических субъектов, оперирующих на рынке; процессов функционирования рынка; инфраструктуры рынка.

Рынок недвижимости в национальной экономике выполняет следующие функции:

· эффективное решение социальных задач, связанных с созданием и использованием полезных свойств недвижимости;

· отчуждение полных или частичных прав собственности на объекты недвижимости от одного экономического субъекта к другому и защиту его прав;

· свободное формирование цен на объекты и услуги;

· перераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими видами объектов недвижимости (жилья, производственных зданий, земельных участков и т.п.);

· перераспределение инвестиционных потоков между конкурирующими способами использования земель.

Субъектами рынка недвижимости могут являться: строительные организации; риэлтеры (лица, осуществляющие различные сделки с недвижимым имуществом и правами на него); оценщики (обоснуют мнение независимой стороны о рыночной стоимости недвижимости); девелоперы (инициируют варианты развития недвижимости, включая организацию финансирования проекта); банки (участие в инвестиционных и девелоперских проектах, ипотечное кредитование).

Рынок факторов производства. Рынок труда, или рабочей силы, в принципе существовал всегда. До недавнего времени отрицался то­варный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы пред­полагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нани­мателем. Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифици­рованных рабочих, управляющих, руководителей фирм. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

Рынок реального капитала - к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производ­ственного назначения или те товары и услуги, которые непосред­ственно не предназначены для удовлетворения потребностей насе­ления, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на реше­ние задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций или капитальных вложений.

К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организа­ции и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знания и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п.

Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактически проис­ходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает са­мостоятельное движение, обращение. Реальный капитал — это фон­ды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сы­рье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капи­тал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая назы­вается курсом ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг существует две организационные фор­мы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращают­ся ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а так­же продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структур­ные сдвиги в экономике.

Рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные уча­стки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур.

Большинство сде­лок на данном рынке связано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономическое отношения владение посредством присвоения ренты. Новый хозяин-арендатор получает абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Присвоение земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. На рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.

Денежный рынок. Если на обычном то­варном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом цены товаров, то на финан­совом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложения денег прежде всего формируется за счет сбережений населе­ния, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получе­нию процента. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворение интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие получают доход в форме процента за предоставленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.

Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсут­ствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному свободному и аукционному курсу.

Рынок информационных продуктов. Рынок информационных продуктов— это особый рынок, пред­метом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, раз­личного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информацион­ный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллек­туальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный, продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Оп­ределенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Информационный рынок выступает в роли предвестника буду­щего состояния прочих рынков. Информационный рынок объектив­но связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью приня­тия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в его прямом функцио­нальном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъек­тов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационали­заторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рас­сматривать инновации как товар, который целесообразно прода­вать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок лицензий это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наиболь­шее распространение в международной практике получили лицен­зионные соглашения, предусматривающие комплексный техноло­гический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предо­ставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой; спе­цификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

 

1.27 Многокритериальный характер структуры рынка: по субъектам, общественному разделению труда, уровню насыщения, степени зрелости, ограниченности конкуренции, соответствию действующему законодательству, ассортименту товара







Date: 2015-08-06; view: 547; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию