Задания для самостоятельной работы. 1. Составьте схему «Дифференциальная диагностика физиологических и патологических недостатков речи детей дошкольного возраста»
1. Составьте схему «Дифференциальная диагностика физиологических и патологических недостатков речи детей дошкольного возраста»
Занятие 12. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
1. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
2. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
3. Формы речевой патологии: нарушения звуковой стороны речи (функциональные и органические дислалии, ринолалия, дизартрия).
4. Формы речевой патологии: нарушения лексико-грамматической стороны речи (алалия, афазия, задержки речевого развития).
5. Формы речевой патологии: нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, парафазия, заикание); нарушения голоса (ринофония, фонастения, дисфония, афония); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
Вопросы для проверки знаний.
1. Раскройте значение клинико-педагогической классификации (цель, принцип, назначение) 2. Какова основная цель использования психолого-педагогической классификации речевых нарушений? Раскройте основные ее характеристики. 3. Является ли какая-либо из предложенных классификаций приоритетной? Почему? 4. Раскройте содержание терминов: «физиологическая дислалия», «функциональная дислалия», «механическая дислалия», «ринолалия», «дизартрия». 5. Раскройте содержание терминов «ринофония», «дисфония», «афония». Укажите сходство и различие этих расстройств голоса. 6. Раскройте содержание терминов «баттаризм», «тахилалия», «заикание», «итерации». Докажите, что эти речевые нарушения относятся к нарушениям темпа и ритма речи. 7. Раскройте содержание терминов «алалия», «афазия». Какой структурный компонент речи здесь преимущественно нарушен? 8. Дайте определение понятиям «фонетико-фонематические нарушения речи», «общее недоразвитие речи». Как согласуются между собой клиническая и педагогическая характеристики речевых нарушений?
Занятие 8. Учение о болезнях речи в сочинениях древнейших медицинских писателей
Вопросы для проверки знаний
1. Приемы врачевания у народов Древнего Востока. 2. Медицинские познания у древних египтян. 3. Религиозные мифы и сказания о речевых расстройствах. 4. Вопросы сохранения здоровья и воспитания человека в трудах философов, медиков и риторов древности.
Занятие 9. Упоминания о речевых расстройствах и приемах врачевания в священной средневековой литературе
Вопросы для проверки знаний
1. Культура Древнего Египта и приемы врачевания. 2. О речевых расстройствах в священной литературе Индии и Китая, Древней Греции и Риме, Византии. 3. Религиозные мифы и сказания о речевых дефектах. 4. Пословицы и поговорки о речи и языке. 5. Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения.
Занятие 10. Сочинения врачей, философов Древнего Востока о болезнях речи и способах их лечения
Вопросы для проверки знаний
1. Учение о болезнях речи в литературе древнейших медицинских писателей. 2. Мифы и сказания в литературных памятниках Древнего Востока о болезнях речи и способах их лечения. 3. Описание речевых расстройств в Китайской литературе.
Занятие11. Древние славяне о дефектах речи и приемах их устранения
Вопросы для проверки знаний
1. Описание дефектов речи в древнерусском языке. 2. Пословицы и поговорки о речи и языке русского народа. 3. Древние славяне о речевых расстройствах.
Занятие 12. Формирование правильной речи в трудах основоположников зарубежной педагогики
Вопросы для проверки знаний
1. Творчество мыслителей- гуманистов энциклопедистов, просветителей, общественных деятелей, о формировании правильной речи в Западной Европе. 2. Взгляды на речь детей, как объект изучения и воспитания педагогов – гуманистов в Западной Европе. 3. Правильность речи детей и возможные ее недостатки в трудах основоположников зарубежной педагогики.
Занятие 13. Выдающиеся просветители, энциклопедисты, общественные деятели и педагоги-гуманисты России о формировании правильной речи у детей
Вопросы для проверки знаний
1. Значение языка для развития человеческого общества. 2. Сочинения Я.А.Коменского, М.В. Ломоносова, А.Н.Радищева о значении языка для развития общества. 3. Взгляды выдающихся просветителей и педагогов - гуманистов на роль речи в развитии ребенка. 4. Последовательность формирования детской речи в работах К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Чернышевского.
Занятие 14. Организация логопедической помощи в системе образования и здравоохранения в советский период
Вопросы для проверки знаний
1. Логопедическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи. 2. Организация школьных логопедических пунктов. 3. Организация специальных учреждений для лиц с тяжелыми речевыми расстройствами и их обслуживание.
Занятие 15. Организация логопедической помощи населению в Кыргызской республике.
1. Сеть учреждений логопедической помощи населению. 2. Организация логопедической службы в системе образования и здравоохранения. 3. Организация специальных учреждений для лиц с тяжелыми формами слухоречевых расстройств. 4. Об организации работы психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов. 5. Диагностическая помощь населению психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов. 6. Подготовка педагогов-дефектологов. Профиль подготовки специалиста логопеда. .
12. Краткий словарь терминов. А Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка. Аграфия (дисграфия) – невозможность или частичное специфическое нарушение письма. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алексия (дислексия) – невозможность или частичное специфическео нарушение процесса чтения. Анамнез психологический (от греч. воспоминание) – совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Асфиксия – удушие плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие поражения или утраты возбудимости дыхательного центра. Аутизм (от греч. auto – сам) – термин для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Афазия (от греч. а – отрицат. частица, phasis – высказывание) – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Афония – полное отсутствие голоса (дис- частичное). Б Блоки мозга – структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека (по Лурия А.Р.); включает: 1) блок регуляции уровня активации мозга; 2) блок приема, переработки и хранения информации; 3) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Брока центр – центр моторной речи, расположенной в задней части нижней лобной извилины левого полушария. В Вернике центр – центр восприятия речи, расположенной в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария. Внутренняя речь – произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления. Высшие психические функции – сложные, прижизненно сформированные системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Г Гипоксия – кислородное голодание организма. Д Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. З Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Задержка речевого развития – замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребенка. З. п. р. – парциальное недоразвитие ВПФ, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. К Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов. Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Коррекция нарушений речи – исправление недостатков речи средствами специального обучения и воспитания. Л Латерализация функций головного мозга – процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности. Логопедическое воздействие – педагогический процесс по коррекции, компенсации речи ребенка. Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. М Механизм нарушения речи – характер отклонений процессов и операций в возникновении и развитии речевой деятельности. Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Н Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных нарушениях и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. О Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. П Патогенез нарушений речи – раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития нарушений речевой деятельности. Пренатальный – относящийся к периоду перед рождением. Р Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. С Симптом нарушения речи – признак (проявление) нарушения речевой деятельности. Синдром – сочетание признаков (симптомов) речевой деятельности в нарушенном виде. Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов и их связи. Судороги – непроизвольные сокращения мышц. Т Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Ф Фактор риска – различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем. Э Этиология – учение о причинах. Ц Церебральный – мозговой. Я Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения.
Date: 2015-07-27; view: 1553; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|