Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы. 1. Составьте схему «Дифференциальная диагностика физиологических и патологических недостатков речи детей дошкольного возраста»





1. Составьте схему «Дифференциальная диагностика физиологических и патологических недостатков речи детей дошкольного возраста»

Занятие 12. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

 

1. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

2. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

3. Формы речевой патологии: нарушения звуковой стороны речи (функциональные и органические дислалии, ринолалия, дизартрия).

4. Формы речевой патологии: нарушения лексико-грамматической стороны речи (алалия, афазия, задержки речевого развития).

5. Формы речевой патологии: нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, парафазия, заикание); нарушения голоса (ринофония, фонастения, дисфония, афония); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).


Вопросы для проверки знаний.

1. Раскройте значение клинико-педагогической классификации (цель, принцип, назначение)
2. Какова основная цель использования психолого-педагогической классификации речевых нарушений? Раскройте основные ее характеристики.
3. Является ли какая-либо из предложенных классификаций приоритетной? Почему?
4. Раскройте содержание терминов: «физиологическая дислалия», «функциональная дислалия», «механическая дислалия», «ринолалия», «дизартрия».
5. Раскройте содержание терминов «ринофония», «дисфония», «афония». Укажите сходство и различие этих расстройств голоса.
6. Раскройте содержание терминов «баттаризм», «тахилалия», «заикание», «итерации». Докажите, что эти речевые нарушения относятся к нарушениям темпа и ритма речи.
7. Раскройте содержание терминов «алалия», «афазия». Какой структурный компонент речи здесь преимущественно нарушен?
8. Дайте определение понятиям «фонетико-фонематические нарушения речи», «общее недоразвитие речи». Как согласуются между собой клиническая и педагогическая характеристики речевых нарушений?

 

Занятие 8. Учение о болезнях речи в сочинениях древнейших медицинских писателей

Вопросы для проверки знаний

 

1. Приемы врачевания у народов Древнего Востока.
2. Медицинские познания у древних египтян.
3. Религиозные мифы и сказания о речевых расстройствах.
4. Вопросы сохранения здоровья и воспитания человека в трудах философов, медиков и риторов древности.

 

 

Занятие 9. Упоминания о речевых расстройствах и приемах врачевания в священной средневековой литературе

 

 

Вопросы для проверки знаний

 

1. Культура Древнего Египта и приемы врачевания.
2. О речевых расстройствах в священной литературе Индии и Китая, Древней Греции и Риме, Византии.
3. Религиозные мифы и сказания о речевых дефектах.
4. Пословицы и поговорки о речи и языке.
5. Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения.

 

 

Занятие 10. Сочинения врачей, философов Древнего Востока о болезнях речи и способах их лечения

 

Вопросы для проверки знаний

 

1. Учение о болезнях речи в литературе древнейших медицинских писателей.
2. Мифы и сказания в литературных памятниках Древнего Востока о болезнях речи и способах их лечения.
3. Описание речевых расстройств в Китайской литературе.

Занятие11. Древние славяне о дефектах речи и приемах их устранения

Вопросы для проверки знаний

 

1. Описание дефектов речи в древнерусском языке.
2. Пословицы и поговорки о речи и языке русского народа.
3. Древние славяне о речевых расстройствах.

Занятие 12. Формирование правильной речи в трудах основоположников зарубежной педагогики

Вопросы для проверки знаний

 

1. Творчество мыслителей- гуманистов энциклопедистов, просветителей, общественных деятелей, о формировании правильной речи в Западной Европе.
2. Взгляды на речь детей, как объект изучения и воспитания педагогов – гуманистов в Западной Европе.
3. Правильность речи детей и возможные ее недостатки в трудах основоположников зарубежной педагогики.

Занятие 13. Выдающиеся просветители, энциклопедисты, общественные деятели и педагоги-гуманисты России о формировании правильной речи у детей

 

Вопросы для проверки знаний

 

1. Значение языка для развития человеческого общества.
2. Сочинения Я.А.Коменского, М.В. Ломоносова, А.Н.Радищева о значении языка для развития общества.
3. Взгляды выдающихся просветителей и педагогов - гуманистов на роль речи в развитии ребенка.
4. Последовательность формирования детской речи в работах К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Чернышевского.


Занятие 14. Организация логопедической помощи в системе образования и здравоохранения в советский период

 

Вопросы для проверки знаний

 

1. Логопедическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи.
2. Организация школьных логопедических пунктов.
3. Организация специальных учреждений для лиц с тяжелыми речевыми расстройствами и их обслуживание.

 

 

Занятие 15. Организация логопедической помощи населению в Кыргызской республике.

1. Сеть учреждений логопедической помощи населению.
2. Организация логопедической службы в системе образования и здравоохранения.
3. Организация специальных учреждений для лиц с тяжелыми формами слухоречевых расстройств.
4. Об организации работы психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов.
5. Диагностическая помощь населению психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов.
6. Подготовка педагогов-дефектологов. Профиль подготовки специалиста логопеда. .


12. Краткий словарь терминов.
А
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Аграфия (дисграфия) – невозможность или частичное специфическое нарушение письма.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алексия (дислексия) – невозможность или частичное специфическео нарушение процесса чтения.
Анамнез психологический (от греч. воспоминание) – совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы.
Асфиксия – удушие плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие поражения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Аутизм (от греч. auto – сам) – термин для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении.
Афазия (от греч. а – отрицат. частица, phasis – высказывание) – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.
Афония – полное отсутствие голоса (дис- частичное).
Б
Блоки мозга – структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека (по Лурия А.Р.); включает: 1) блок регуляции уровня активации мозга; 2) блок приема, переработки и хранения информации; 3) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Брока центр – центр моторной речи, расположенной в задней части нижней лобной извилины левого полушария.
В
Вернике центр – центр восприятия речи, расположенной в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария.
Внутренняя речь – произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.
Высшие психические функции – сложные, прижизненно сформированные системные психические процессы, социальные по своему происхождению.
Г
Гипоксия – кислородное голодание организма.
Д
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
З
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Задержка речевого развития – замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.
Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребенка. З. п. р. – парциальное недоразвитие ВПФ, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.
К
Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.
Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Коррекция нарушений речи – исправление недостатков речи средствами специального обучения и воспитания.
Л
Латерализация функций головного мозга – процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности.
Логопедическое воздействие – педагогический процесс по коррекции, компенсации речи ребенка.
Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
М
Механизм нарушения речи – характер отклонений процессов и операций в возникновении и развитии речевой деятельности.
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Н
Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных нарушениях и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.
О
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
П
Патогенез нарушений речи – раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития нарушений речевой деятельности.
Пренатальный – относящийся к периоду перед рождением.
Р
Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
С
Симптом нарушения речи – признак (проявление) нарушения речевой деятельности.
Синдром – сочетание признаков (симптомов) речевой деятельности в нарушенном виде.
Структура речевого дефекта – совокупность речевых и неречевых симптомов и их связи.
Судороги – непроизвольные сокращения мышц.
Т
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.



Ф
Фактор риска – различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.
Э
Этиология – учение о причинах.
Ц
Церебральный – мозговой.
Я
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения.

 


 

 







Date: 2015-07-27; view: 1553; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию