Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтетические и редуктивные интерпретации





Синтетический подход к переносу связан с множеством преимуществ и подводных камней. Один из них — это слишком сильное старание не давать достаточного времени бессознательным фантазиям для того, чтобы они смогли проявиться в переносе. Пациенту требуется аналитик в качестве объекта переноса, но возникающая проекция вызывает у аналитика дискомфорт, и тогда тот может быстро возвратить ее пациенту. В таком случае субъективные интерпретации становятся защитой от пугающего бессознательного материала пациента, особенно при возникновении нега-


ВЗГЛЯДЫ ЮНГА НА ПЕРЕНОС 35

тивного переноса или проецировании пациентом на аналитика сексуальных желаний.

Кроме того, ассоциации пациента с. объектом скорее могут возникнуть вследствие его точного восприятия, нежели искажения. Если аналитик неохотно признает безошибочное бессознательное восприятие пациента, интерпретирование на субъективном уровне обеспечивает ему надежную защиту. Точно так же, в синтетическом методе в качестве защиты или своего рода сговора с пациентом может быть использована амплификация, позволяющая избежать пугающего обе стороны личного материала, который старается проявить себя в переносе.

На объективном уровне интерпретации, напротив, опасность заключается в том, что аналитик, выступающий в качестве объекта фантазий пациента, будет идентифицироваться с его проекциями и стремиться их сохранить. Эта опасность особенно сильна при наличии архетипического переноса, да и вообще любого позитивного переноса. Например, аналитик с нерешенными нарциссическими проблемами может с полной уверенностью считать объективной идеализацию себя пациентом. Аналитик с комплексом спасителя будет легко идентифицироваться с проекцией архетипа спасителя, которая является широко распространенной проекцией переноса. Единственной защитой от таких идентификаций является синтетическая техника амплификации образа пациента. Параллели помогают и аналитику, и пациенту признать безличную природу существующего в переносе материала.

Юнг имел представление об этих опасностях, о чем свидетельствует то особое значение, которое он придавал синтетическому методу и важности, которая становится свойственна объекту в процессе анализе переноса. Дело заключается в том, что отношения с объектом являются необходимым условием успешного протекания процесса индиви-дуации не только потому, что, будучи обыкновенными человеческими созданиями, мы нуждаемся для своего развития в социальном взаимодействии, но и потому, что проекции необходим объект. Через проекцию мы себя познаем; по-


36 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

этому для проявления бессознательных фантазий нам тре-

 

буются взаимоотношения с окружающими40.

Существует ошибочная тенденция отождествлять юнгианскую психотерапию с. синтетическим методом, сохраняя при этом некоторую долю критического отношения к редуктивному методу. При этом последний связывается с фрейдистским, причинным, индивидуальным подходом, который не отвечает возрастающим потребностям личности. Поскольку именно Юнг положил начало синтетическому методу, он, естественно, считается юнгианским. Выбор технических приемов перестает зависеть от решения клинициста и становится критерием того, является ли аналитик юн-гианцем. И тогда клиническое решение принимается, скорее, исходя из приверженности той или иной теоретической догме, чем из индивидуальных потребностей пациента. Часто антагонизм к редуктивной технике обуславливается защитой, и выстекает из ощущения аналитиком собственной неадекватности. Во время обучения аналитик может чувствовать себя комфортно вследствие своей компе-тентености в синтетическом подходе, но весьма неуверенно в применении редуктивных техник.

Фактически конфликты, связанные с выбором метода, имеют мало отношения к истинной точке зрения Юнга. Он явно отдавал предпочтение аналитическому подходу, основанному на клинических данных.

Таким образом, мы широко применяем редуктивный подход в тех случаях, где возникает вопрос об иллюзиях, вымысле и завышенных установках. С другой стороны, следует принимать во внимание конструктивную точку зрения во всех случаях, где сознательная установка является более или менее нормальной, но при этом способной к дальнейшему развитию... или где бессознательные тенденции... оказываются неверно понятыми... Выбор той или иной точки зрения в каждом конкретном случае следует предоставить инсайту и опыту аналитика41. Тенденция к созданию дихотомии между редуктив-ным и синтетическим — это серьезная ошибка, которая свидетельствует о недостаточном понимании концепции


ВЗГЛЯДЫ ЮНГА НА ПЕРЕНОС

Юнга. По моему мнению, это недопонимание основано на еще более глубоком непонимании причинной и целеполага-ющей точек зрения.

Синтетический метод ассоциируется с. целеполага-ющим подходом к психике, который принимает в расчет и укрепляет ориентированные на цель потребности личности. Редуктивный подход ассоциируется с инфантильной причинно-следственной связью. Однако Юнг различал два вида причинно-следственной связи: causa efficiens и causa finalis 42. Causa efficiens относится к непосредственно действующей причине и отвечает на вопрос «Почему это случилось?». Causa finalis относится к конечной причине и отвечает на вопрос «Какой цели отвечало то, что произошло?». Кое-кто ошибочно понимал редукцию к инфантильной причинно-следственной связи в смысле редукции causa efficiens, и такое психологическое объяснение совершенно неудовлетворительно с целеполагающей точки зрения. Но для Юнга редукция к инфантильной причинно-следственной зависимости представляла собой редукцию к causa finalis. В соответствии с концепцией конечности причина означала конец. Редукция к инфантильной причинно-следственной зависимости — это необходимый шаг в процессе раскрытия этого смысла, хотя при этом вопрос, о цели остается открытым.

Чаще всего для протекания индивидуационного процесса, человеку прежде всего следует разрешить инфантильные конфликты. Компенсирующий материал, необходимый для разрешения психологических расстройств и дальнейшего роста личности, может оставаться в отношениях и конфликтах раннего детства. Но для осознания этого материала необходима регрессия. Она переживается в проекции на аналитика, которая, собственно, и является переносом. В таких случаях полезна редукция к инфантильным конфликтам наряду с интерпретацией регрессии. В этом смысле применение редуктивного подхода — это целенаправленный шаг в индивидуационном процессе.

Рассматривая регрессию с точки зрения причинно-следственной связи, ее определяли, скажем, как «фиксацию


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

на матери». Но в конечном счете либидо регрессирует в imago матери, чтобы обрести там ассоциативные воспоминания, которые дадут толчок дальнейшему развитию, например, от сексуальной системы к системе ин-теллектуальнои или духовной.

Работая над инфантильными отношениями с родительскими образами, тем самым человек работает на свою индивидуацию и интеграцию архетипических аспектов. Так, например, сын, испытывающий страх перед тем, что его покинет мать, цепляется за нее, не делая никаких попыток к собственному развитию. Цель аналитика заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свои инфантильные страхи и потери, помогая развитию стабильной структуры эго, способной действовать независимо так, что создается возможность отделения от матери. Тогда в переносе проявляются все возникающие в этом процессе бесчисленные аффекты, страхи, проекции и защиты. Благодаря проекции пациента аналитик становится матерью, не желающей отделения сына и угрожающей его покинуть. Аналитик может даже на какое-то время стать боящимся отделения сыном, тогда как пациент превращается в покидающую мать, угро-жающую прекратить анализ.

Но личностная драма — это не только повторение ранних отношений с объектом; вместе с тем в ней находит свое проявление архетипический мотив героя, который борется с пожирающим аспектом Великой Матери. Подобно развитию архетипического героя, проходящего стадии сына-любовника, фаллического героя, солнечного героя и т. д., пациент проживает соответствующие стадии этой ар-хетипической драмы в своей индивидуальной динамике переноса. Точно так же, в этой индивидуальной динамике переживаются и другие архетипические мотивы и стадии личностного развития. Даже если из клинических соображений архетипические аспекты несколько смягчаются и перенос интерпретируется редуктивно и индивидуально, процесс ин-дивидуации не прекращается.

Будет ли интерпретация причинной или телеологической, связана ли она с прогрессивными, развивающими


ВЗГЛЯДЫ ЮНГА НА ПЕРЕНОС

личность целями, зависит не от того, является ли она ре-дуктивной или нет, а от видения аналитика. Если аналитик дает текущую интерпретацию, имея в перспективе потенциальное развитие анализируемого, то эта конкретная интервенция, будь она синтетическая или редуктивная, идет на пользу процессу индивидуации анализируемого и является телеологически ориентированной.

В работах Юнга о субъекте переноса ясно показано, что, по крайней мере на начальной стадии, перенос следует анализировать редуктивно. Синтетический способ интерпретации не следует применять до тех пор, пока причин-но-редуктивный подход не перестанет выявлять новый материал и не назреет необходимость работать с архетипи-ческими мотивами. Однако такие случаи встречаются крайне редко.

Согласно Юнгу, в подавляющем большинстве случаев применение редуктивного подхода приведет к отказу от личных инфантильных проекций, и анализ закончится вместе с разрешением переноса. Энергия, высвобождающаяся при разрешении невротического переноса, перетекает, укрепляя возрастающую адаптацию, которая в большинстве случаев удовлетворяет цели невроза. Но в случае применения только индивидуального, редуктивного подхода анализируемые могут остаться в подавленном состоянии, связанном с тем, что аналитик не выявил ничего, кроме массы до конца не разрешенных инфантильных конфликтов. Если его применение было более предпочтительным для состояния, в котором они находились прежде, то теперь его может оказаться недостаточно для передачи ощущения, что в их болезни были и смысл, и цель и что они представляли собой необходимую часть процесса развития.

Решение этой проблемы заключается вовсе не в преждевременном применении синтетического метода. Скорее, я убежден в том, что человеку можно придать це-леполагающую ориентацию, встраивая причинно-редуктив-ные интерпретации в конечную личностную форму, указывающую на существование целеполагающей функции пове-


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

дения анализируемого. Регрессивное инфантильное событие можно рассматривать и как симптом, и как символ.

Например, один из моих пациентов испытывал трудности в отношениях с женщинами. Его ассоциации и фантазии переноса были сосредоточены вокруг идеи эдипова соперничества. Он хотел знать, у кого из нас больше пенис, кто из нас зарабатывал больше денег и у кого было больше подружек. Пациента преследовали страшные фантазии, что, переполнившись гомосексуальной яростью, я его изнасилую. Он представлял себе, как он меня кастрирует: отрезает мой пенис и готовит из него лакомый кусочек жаркого.

В качестве редукции causa efficiens его ассоциации указывают на то, что трудности пациента в отношениях с женщинами имели отношение к его конфликту с отцом. В основе этого конфликта было чувство соперничества, желание заменить мать и гомосексуально подчиниться отцу, а также страх кастрации, от которого пациент защищался, фантазируя кастрацию отца/аналитика.

Редуктивные интерпретации, встроенные в целе-полагающую ориентацию, поддерживали бы пациента во мнении, что его относительные затруднения были связаны со спецификой эдипова конфликта в форме гомосексуального подчинения, ощущаемого как страх изнасилования, кастрации и т.д. Кроме того, можно было интерпретировать сопутствующие фантазии так, что его бессознательное проявляет этот материал в переносе, чтобы разрешить данный конфликт и тем самым освободить фаллическую потенцию от патологической фиксации, что является необходимым условием протекания у пациента индивидуаци-онного процесса.

Применение того или иного подхода к интерпретации зависит от клинических обстоятельств. У некоторых пациентов, например, переживающих патологический страх перед успехом, любое указание на целеполагающую установку будет возбуждать защитную реакцию. Работая с такими людьми, следует обязательно применять, по крайней мере сначала, строгий и точный редуктивно-причинный


ВЗГЛЯДЫ ЮНГА НА ПЕРЕНОС: 41

метод, позволяющий исследовать связь между их инфантильными страхами и избеганием успеха. Другими пациентами, например, страдающими тяжелой нарциссической патологией, редуктивные интерпретации воспринимаются как оскорбительная критика со стороны идеализируемого аналитика. Такие личности легче воспринимают и интегрируют редуктивные интерпретации, если они встроены в целе-полагающую форму. В других ситуациях требуются архетипи-ческий синтетический подход или же интервенции в переносе, сфокусированные на «здесь и теперь».

Date: 2015-07-27; view: 886; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию