Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полезный контрперенос





Изначальный взгляд Фрейда на контрперенос был схож с его взглядами на перенос: он рассматривал его как препятствие терапевтическому прогрессу. Несмотря на то, что в конечном итоге Фрейд изменил свое мнение в отношении переноса и увидел в нем только неизбежный, но и необходимый и ценный процесс, его мнение относительно контрпереноса осталось прежним. В последние годы своей деятельности он считал контрперенос, признаком невроза, который существует у аналитика и которого следует избегать. Но это — не мыслительный процесс, из которого можно извлечь полезную информацию о пациенте.

Концепция контрпереноса стало быстро развиваться, когда он стал рассматриваться в качестве важного феномена, способствующего пониманию скрытого смысла предъявляемого пациентом материала,. В психоаналитической литературе первое недвусмысленное утверждение о ценности контрпереноса сделала в 1950 году Пола Хейманн.2 Она высказала мнение, что контрперенос охватывает весь спектр чувств, которые испытывает к пациенту врач и настаивала на том, что аналитикам следует использовать свои эмоциональные реакции в качестве ключа к пониманию того, что происходит с пациентом. Ее главное предположение заключалось в том, что бессознательное аналитика понимает бессознательное пациента. Этот раппорт проявляется в виде ответного чувства по отношению к пациенту. Аналитик должен обладать способностью справляться с чувствами, которые у него пробудились, подчиняя их главной задаче анализа, вместо того чтобы их разряжать.

Лет за пятнадцать до Хейманн Юнг выдвигал многие из этих идей. В Тавистокских лекциях он говорил, что «любые процессы эмоционального характера немедленно вызывают такие же процессы у других»3. В терапевтическом процессе эмоции пациента оказывают влияние на аналитика, и «он не может сделать ничего лучше, чем осознать, что испытывает это влияние... Он просто обязан впитать в себя эмоции пациента и зеркально отразить их обратно»4.


ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРПЕРЕНОСА 49

В работе Психология переноса Юнг развил эту точку зрения, утверждая, что аналитик должен буквально принять на себя и разделить страдания пациента5. Собственными чувствами аналитика, считал Юнг, в таких случаях управляет то же бессознательное содержание, что и у пациента. Этот процесс создает возможности для терапии, если аналитик способен осознавать содержание переноса. Понимая, какой именно материал активизировался в аналитике, его можно вернуть пациенту в приемлемой для интеграции форме.

Идея Юнга о терапевтической ценности интроек-ции аналитиком патологии пациента была развита Фордхэ-мом в концепцию «синтонного» контрпереноса. Концепция Фордхэма совпадает с идеей Рэкера о «полезном» контрпереносе и идеей «истинного» контрпереноса Адлера6.

Предпосылка этих идей заключалась в том, что вследствие воздействия бессознательного аналитики начинают осознавать свои внутренние реакции, на которые они не могут полностью полагаться, исходя из собственной психологии. Эти реакции приобретают значение только в том случае, когда рассматриваются с. точки зрения психологии пациента. Конструктивное терапевтическое вмешательство является выражением взаимного обмена, в процессе которого психическое содержание передается бессознательно от пациента аналитику, а уже затем — сознательно от аналитика пациенту.

Например, на первой сессии с одной моей пациенткой, пока она рассказывала об оскорбляющем ее любовнике, у меня возникла страшная фантазия, что сейчас тот человек находится за дверью и вот-вот ворвется в комнату и пристрелит нас. обоих. Позже пациентка, испытывая огромный стыд, рассказала мне сон, в котором она убивала свою мать. Тогда я понял, что каким-то образом я идентифицировался с ее матерью и боялся, что меня убьют, а этот страх в моей фантазии проецировался на образ любовника. Осознание своего контрпереноса в фантазии помогло мне понять связь, существующую между раздирающим ее гневом и оскорбляющими ее мужчинами, с которыми она вступала в близкие отношения. Только через несколько месяцев я помог ей понять,


50 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

что она дает все основания и провоцирует мужчин ее оскорблять, чтобы избавиться от собственного непереносимого гнева и ненависти. Носителями этого гнева становятся мужчины, тогда как она, во избежание чувства вины, бессознательно идентифицируется с матерью, которую в воображении пациентки приводят в ужас кровожадные порывы дочери.

Иногда в таких случаях собственные реакции контрпереноса аналитика рядятся в одежды образов, созданных из материала пациента. Такие реакции легко воспринимаются так, будто они имеют отношение к психологии пациента. Но бывает и так, что эти реакции проявляются в виде собственных образов аналитика. Такие контрпереносы часто приводят к сопротивлению аналитика, ибо он впадает в заблуждение, по ошибке принимая их за собственные реакции, и тогда может легко проигнорировать их значимость для пациента. Обращая пристальное внимание на образы или язык фантазий, можно часто обнаружить отличительные черты, которые, как правило, не свойственны аналитику. Чтобы понять такие реакции контрпереноса, аналитику следует отделять содержание фантазий контрпереноса от конкретных образов, в которых оно проявляется. Точно так же конкретные образы, в виде которых появляются архетипы, должны быть отделены от архетипических аспектов, которые таким образом находят свое выражение.


Например, женщина, о которой я уже упоминал выше, почти всю сессию упорно молчала. Размышляя о причинах такого сопротивления, я припомнил свои прежние интерпретации ее слишком послушного поведения по отношению к своему боссу, которые она тогда приняла в штыки. Я предположил, что ее разозлили мои предыдущие замечания, а ее молчание служило выражением этого гнева.

Во время продолжительного молчания, последовавшего за этой интерпретацией, я фантазировал, как я сексуально доминировал в отношениях с одной знакомой женщиной. В процессе рефлексии этой фантазии возникло множество разных аспектов: во-первых, садомазохистское доминирование не доставляет мне удовольствия; во-вторых, женщи-


ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРПЕРЕНОСА 51

на из фантазии была моим другом. Недавно она, сильно смущаясь, рассказала мне, что обнаружила мазохистскую часть своей личности и открыла для себя, что она ведет ее к деградации; в-третьих, я не чувствовал ни малейшего желания, возникшего вследствие этой фантазии или связанного с ней переживания, «отреагировать» (act out) этот сюжет на своей пациентке.

Неожиданно проявившаяся в моем сознании скрытая тема, стоящая в стороне от всплывавших во мне личных образов, касалась какой-то женщины, стыдившейся своего желания ощущать на себе сексуальное доминирование. Я решил, что в основе упорного молчаливого сопротивления моей пациентки лежал именно такой стыд. Она скорее была сексуально возбуждена, чем зла на меня; ее сексуально возбуждало любое унижение, реальное или воображаемое, которое она испытывала при общении со мной, и при этом слишком хорошо держала себя в руках, чтобы это показать.

Пока я так думал, у пациентки внезапно вырвалось, что она знала о том, что я не одобрял ее поведения и раздражался на нее за то, что та подчинялась своему боссу. Исходя из своей фантазии контрпереноса, я высказал мнение, что причиной ее сопротивления может быть реакция на мысли обо мне. Она огорченно призналась, что мысль о том, как я на нее орал, ее тиранизировал, доминировал над ней — совсем как ее босс, — ее сексуально возбуждала. Эта реакция служила аналогом ее подчинению боссу. Она осознала, что, скорее, не злилась на босса за его доминирование, а, напротив, провоцировала его, чтобы получить сексуальное удовлетворение.

Важными психологическими процессами, которые пытается использовать аналитик, извлекая смысл из таких переживаний контрпереноса, являются эмпатия, постепенная идентификация и воображение. Познавая психику пациента и используя собственное воображение, аналитик эмпа-тически ощущает внутренний мир пациента, позволяя своей психике реагировать точно так же, как реагировала бы его психика. Если защита аналитика слабее, чем у пациента, его воображение порождает ассоциации — образы, чувства и



52 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

мысли, указывающие на то, что происходит у пациента в бессознательном. Это сознательный процесс, благодаря которому аналитик связывается со своим бессознательным, чтобы понять что-то в отношении других.

Для иллюстрации возьмем случай, который я обсуждал со своим стажером. Он касался пациентки, с которой у него сложились хорошие аналитические отношения и которая внезапно стала проявлять по отношению к нему враждебность и отчуждение. Она не только чувствовала свой регресс, но И сам процесс анализа вызывал сильные сомнения в отношении какого-либо прогресса. Сначала стажер подумал, что ее негативные эмоции связаны с. его предстоящим отпуском. Однако эта интерпретация оказалась неэффективной, не дала инсайта и не привела к изменению в ее настроении. После нескольких недель бесполезной, бесплодной работы стажер заметил, что он в смятении, с содроганием ждет каждой следующей сессии с ней, и дело дошло до того, что у него появилось желание, чтобы она из-за болезни вообще отменила анализ. Я намекнул, чтобы он постарался использовать эти реакции в качестве основы для самоанализа своих образов. Его фантазии указывали ему на его страх перед пациенткой, которая может решить, что он беспомощный, бесполезный, некомпетентный, и откажется от его услуг. Что она будет обвинять его в неспособности помочь ей понять, что именно в ней возбуждает отрицательные эмоции, и найти в них определенный смысл. Он чувствовал себя неадекватным, отверженным и нелюбимым тем, кто, как ему бы хотелось, его оценил. Он чувствовал себя ребенком, находящимся в пятилетнем возрасте.

В свою очередь, я размышлял над тем, были ли фантазии стажера отражением внутреннего мира пациентки. Возможно, у нее возникло ощущение, что он не удовлетворен ее продвижением в анализе, что она недостаточно хороша, неадекватна как пациентка и что он готов от нее отказаться. Тогда стажер-аналитик припомнил замеченные им проявления эротического контрпереноса, которые он ранее проигнорировал, не откликнувшись на сон, о котором пациентка упомянула вскользь много времени тому назад. В этом сне


ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРПЕРЕНОСА 53

учитель провалил ее на экзамене, так как она не могла бегло говорить по-французски. Она пожаловалась учителю, что это только первый урок, и она могла бы овладеть предметом к концу курса. Но учитель отказался изменить ей оценку.


Исходя из ее ассоциаций, французский язык по ее представлениям был языком любви. Стажер интуитивно понял, что она начала испытывать по отношению к нему романтические и эротические чувства и чувствовала его нетерпение в отношении ее развития. При переносе он как бы стал ее отцом, уклонявшимся от ее попыток выражения любви. В своем юном воображении она обвиняла себя в недостаточности его чувств, в неадекватности, ощущала, что не выдерживает сравнения со своей матерью. Предстоящие каникулы стажера воспринимались ею как намерение от нее отдалиться из-за едва зарождающихся неуклюжих романтических чувств. В ее воображении он собирался уйти от нее с другой женщиной, ее матерью, которая больше подходила ему для романтических отношений. Получив такой инсайт, аналитик мог спокойно выслушивать ее ассоциации, обладая новой перспективой, и соответствующим образом интепретиро-вать природу ее боли и ее ответной агрессии.

Этот пример может послужить иллюстрацией, как в результате воздействия бессознательного аналитик воспринимает фантазии пациента раньше, чем их осознает сам пациент. Переживание такого контрпереноса дает полезную информацию об отношениях пациента с аналитиком. Однако, с терапевтической точки зрения, часто бывает нецелесообразно интерпретировать извлеченную из контрпереноса информацию, прежде чем пациент даст соответствующий материал, раскрывающий фантазии, находящиеся близко к поверхности, которые можно сопереживать вместе с ним. Если аналитик интерпретирует понимаемый им материал контрпереноса без относящейся к делу ассоциации пациента, он, как правило, рассчитывает на свою интуицию и авторитет в преодолении защиты пациента, вместо того, чтобы интерпретировать его сопротивление.

Мой опыт говорит о том, что интервенции оказываются более успешными, если они основываются на предо-


54 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

ставленной пациентом информации, а не на интуиции терапевта. Это вовсе не означает, что терапевт не должен использовать свою интуицию, чтобы понять, какое значение для пациента имеет его контрперенос, и, более того, что ему следует поостеречься использовать свои прочие функции. Наоборот, терапевты используют свое интуитивное понимание реакции контрпереноса, чтобы сформулировать у себя внутри, что, по их мнению, происходит в бессознательном пациента. Но куда более терапевтично сдерживать такое формулирование до тех пор, пока из материала пациента не будет получено подтверждение и основа для интерпретаций — прежде всего, сны и ассоциации.

Интерпретации бессознательных процессов пациента, которые возникают только из интуитивного понимания аналитиком реакции контрпереноса, легко игнорируются, даже если пациент сознательно иx принимает. Если они принимаются, то при этом совершенно не обязательно усиливают в переносе иррациональную идеализацию, создавая магическую ауру аналитика, способного читать мысли пациента. Более того, интуиция может служить проводником для патологической проекции аналитика на пациента. Каким-то образом аналитик «знает», что мысли, чувства и порывы, которые он переживает, являются бессознательно воспринятыми проекциями пациента. Такое защитное применение интуиции может послужить примером невротического контрпереноса.







Date: 2015-07-27; view: 632; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию