Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценность переноса. Можно лишь размышлять о причинах противоречий во взглядах Юнга на ценность переноса
Можно лишь размышлять о причинах противоречий во взглядах Юнга на ценность переноса. Похоже, что некоторые из его утверждений указывают на личный конфликт с. Фрейдом. Перенос был главной содержательной частью фрейдовской терапевтической системы и одним из его самых значительных открытий. Обесценивая его значение, Юнг мог обесценивать Фрейда, точно так же как Фрейд стремился опорочить Юнга и его инсайты. Из юнговских комментариев можно частично извлечь, что, возможно, он предпочитал обходиться без переноса, ибо мог получить весь необходимый материал из снов. Юнг мог сказать об этом во время Тавистокских лекций, поскольку его аудитория больше хотела послушать о переносе, чем продолжать внимать его рассуждениям об амплификации материала сновидений. Однако на этот же аргумент нельзя ссылаться, рассматривая точно такое же утверждение в «Психологии переноса». Здесь возникает ощущение, что Юнг предпочитал работать со снами, а не с переносом. Кроме того, можно предполагать, что у Юнга существовали затруднения в связи с некоторыми аспектами собственного переноса, ощущаемые им как препятствие в своей работе. Конечно, имеется достаточно свежих материалов, свидетельствующих о том, что он испытывал значительные реакции контрпереноса, в особенности на эроти- Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ ческую компоненту позитивного переноса, с которым ему было довольно трудно справляться44. Это обстоятельство могло заставить его сыграть на понижение значимости личностной компоненты переноса и привести к попыткам найти другие средства лечения своих пациентов. Из многих трудов Юнга, имеющих отношение к этому вопросу, следует, что функции реакций переноса психологически сходны с функциями сновидений. И те и другие дают материал, соответствующий потребности в компенсации односторонней сознательной установки; и те и другие содержат Материал бессознательного в проекциях, включающих в себя объективные и субъективные ценности; и те и другие являются целенаправленными и работают на процесс индивидуации. Почему же тогда одни объявляются сопротивлением и рассматриваются как препятствие, а другим оказывается предпочтение и они выбираются в качестве средства лечения? Наконец, в Психологии переноса есть комментарии Юнга, указывающие на его предпочтение мягкого переноса сильному. Во времена Юнга психоанализ был основным способом лечения невротических расстройств. С точки зрения диагностики, сильный перенос, в особенности на ранних стадиях анализа, часто указывал, насколько серьезно состояние пациента. Только совсем недавно появилось необходимое понимание и были разработаны аналитические приемы для лечения пре-эдиповых состояний, например, пограничных расстройств, где интенсивный, и часто хаотический, перенос появляется вскоре после начала лечения45. Замечания Юнга о предпочтении мягкого переноса сильному могут основываться не только на желании облегчить себе работу, но и на его клиническом опыте, связанном с трудностями в лечении людей, развивающих сильный перенос на ранних стадиях анализа. Что же касается ценности переноса, то лично я придаю больший вес юнговским комментариям относительно его важности. Они мне представляются более обоснованными и менее затронутыми эмоциональным экстремизмом его противоречивых замечаний, обесценивающих важную ВЗГЛЯДЫ ЮНГА НА ПЕРЕНОС 43 роль переноса в аналитической работе. К тому же мой опыт говорит о том, что анализ переноса — это хороший терапевтический рычаг, который создает возможности для значительных изменений. В этом смысле для индивидуации он становится незаменимым.
4) Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ I «The Theory of Psychoanalysis,» Freud andPsydioanabysis, CW4, par. 435. [CW refers throughout to Tlie, Collected Worlts ofC.G-fung.] - Tlie Practice of Psydiotlierapy, CW 16, par. 282. 3 «On tfw Psychology of the Unconscious», CW 7, par. 113. 4 Idid., par. 96. 5 Tlie Simbotic Life, CW 18, par. 367. 0 Tlie Practice qfPsychotJierapy, CW 1(3, par 357. 7 «Some Crucial Points in Psychoanalisis (Jung-Loy Correspon- dence),» Freud and Psychoanalysis, CW 4, par. 658. 8 Ibid., par. 665. 9 The Structure and Dinamics of tlie Psyche, CW 8, par. 146. 10 «The Therapeutic Value of Abreaction», Tlie Practice of Psycliotfiera-fry, CW 16, par. 293. 11 Ibid., par. 277. 12 «On the Psychology of the Unconscious», CW 7, pars. 141-147. 13 Tlie Symbolic Life, CW 18, par. 348.14 Ibid., par. 367. 14 «Some Crucial Points in Psycho;inalysis (Jung-Loy Correspon- dence),» Freud and Psychoanalysis, CW 4, par.658. «The Psychology of the Transference», The Ptactice of Psydiotlierapy, CW 16, par. 362. 16 Tlie Symbolic Life, CW 18, pars. 338-344. 17 «On the Psychology of the Unconscious,» Tlie Essays on Analytical Psycliology, CW 7, par. 189. 18 «Some Crucial Points in Psychoanalysis (Jung-Loy Correspon- dence)», Freud and Psychoanalysis, CW 4, pars. 657-662. 19 «The Therapeutic Value of Abreaction», Tlie Practice of Psydiotlierapy, CW 16, par. 286. 20 Tlie Practice of Psydiotlierapy, CW 16, par. 454. 21 «The Relations Between the Ego and the Unconscious», CW 7, par. 211. 22 Ibid., par. 214. 23 Ibid., par. 209. 24 Tlie Symbolic Life, CW 18, pars. 363-366. 25 Tlie Practice of Psychotherapy, CW 16, pars. 455ff. 26 Tlie Symbolic Life, CW 18, par. 377. ВЗГЛЯДЫ ЮНГА НА ПЕРЕНОС 45 27 «The Relations Between the Ego;ind the Unconscious,» Two Es seys on Analytical Psycliobgy, CW 7, par. 493. 28 «The Theory of Psychoanalysis,» Freud and Psychoanalysis, CW 4, par.428. 29 «Some Crucial Points in Psychoanalysis (Jung-Loy Correspon- dence),» Freud and Psychoanalysis, CW 4, par.601 (italics in original). 30 «The Therapeutic Value of Abreaction», T7ie Practice of Psychotfiera- fy, CW 16, par. 276. 31 Ibid., par. 283. 32 «On the Psychology of the Unconscious,» Tim Essays on Analytical Psychology, CW 7, par.94, note 13. 33 «The Tavistock Lectures», TJie Symbolic Life, CW 18, par. 349. 34 Ibid., par. 350. 35Ibid., par. 351. 36 «The Psychology of the Transference», Tlie Practice of Psyclwtherapy, CW 16, par. 420. 37 Ibid., p.164. 38 Ibid., par. 420. 39 "Ibid, par. 359. 40 Ibid, par. 454. 41 «Analytical Psychology and Education,» The Development of Personal- ity, CW 17, par. 195. 42 «On the Nature ofDreams,» TIte Structure and Dynamics ofthePsycite, CW 8, par. 530. 43 «On Psychic. Energy,» Tlie Structure and Dynamics oftlie Psyche, CW 8, par. 43. 44 See A. Caiotenuto, A Secret Symmetry: Sabina Spklrein Between Jung and Freud; P. Stern, C.GJung: Tlie Haunted Propliet, pp. 131-141; A.Storr, «Review of Л Secret Symmetry: Sabina Spklrein Between Jung and Freud»;V.Rvome,Ju?ig: Man and Myth, p.257; G. Wehr./irngv A Biography, pp. 138-143, 187-190. 45 See J. Masterson, Tlie Narcissistic and Borderline Disorders; O. Kern- berg, Borderline Conditions and Pathological Narcissism; H. Spotnitz, Psychotlierapy ofPreoedipal Conditions. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРПЕРЕНОСА 1 ема контрпереноса в действительности составляет часть куда более обширной темы «раненого целителя», древнего и широко распространенного образа1. Кентавр Хирон, научивший Асклепия (Эскулапа) искусству исцеления, сам страдал от незаживающих ран. В Вавилоне существовала богиня-собака, имеющая два имени: Гула — смерть и Лабарту — исцеление. В Индии Кали была известна в качестве богини чумы, и одновременно — как целительницы. С точки зрения психологии это означает, что пациент является целителем самому себе, но вместе с тем и то, что целитель тоже ранен. Психотерапевт может быть травмирован множеством разных способов. Начнем с того, что человек, выбирающий эту профессию, обычно делает этот выбор, находясь в положении страдающего пациента. Психологическая боль заставляет будущего психотерапевта усиленно работать над своими собственными проблемами, чтобы получать удовлетворение от личной жизни. Зачастую люди, потратившие немало времени на собственное исцеление, ощущают в себе призвание к профессиональному целительству. Однако душевные раны редко заживают навсегда. Человек продолжает оставаться уязвимым, и его травма может давать о себе знать при близком соприкосновении с травмами других. Во время аналитической работы боль пациента проникает в бессознательное аналитика, и его психика заражается проекциями той боли, которую перед ним обнажили. Так у целителя вновь растравляются его собственные раны, ибо он фактически принимает на себя болезнь другого. Особенно это происходит в тех случаях, когда бессознательные конфликты ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРПЕРЕНОСА 47 пациента сходны с конфликтами, которых аналитик боится сам. Нести в себе рану — это не значит просто нести свой крест, это необходимое условие умения оказать помощь другим. Только через знание, полученное в попытках исцеления своих собственных травм, психотерапевт может помочь другому человеку. Кроме того, врач никого не исцеляет непосредственно: он только пробуждает в бессознательном пациента оздоровляющий процесс. Аналитика можно представить в качестве модели исцелившегося человека. Ар-хетипический образ раненого целителя констеллируется в бессознательном пациента, и способствует его выздоровлению именно эта констелляция, а вовсе не аналитик. Несмотря на возрождение интереса к идее раненого целителя, очень мало говорится о том, с какими конкретно травмами ему приходится сталкиваться и какое влияние они оказывают на лечение. Психологический процесс, через который аналитик старается извлечь смысл из своих внутренних переживаний, должен быть более полно и тщательно разработан. Моя цель при обсуждении этой темы заключается в том, чтобы дать толчок дальнейшим дискуссиям, посвященным тому, как мы, психоаналитики, используем свои собственные реакции для оказания терапевтической помощи своим пациентам. И, наконец, я выскажу некоторые идеи и соображения в отношении контрпереноса, проиллюстрировав их на примерах, взятых из собственной практики работы с пациентами, из своей супервизорскои деятельности, а также воспользуюсь опытом своих коллег. Важный вопрос, к которому мы здесь не будем обращаться, связан с. пользой, которую извлекает аналитик из реакций контрпереноса для того, чтобы лучше понимать самого себя. Предполагается, что аналитик — это хрупкое человеческое существо, которое признает, что в его понимании самого себя существуют пробелы и потому постоянно с ними борется, зачастую в непрерывном процессе самоанализа. Но тогда возникает вопрос: почему возник именно такой контрперенос и какое отношение он имеет к этому конкретному пациенту? 48 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ Date: 2015-07-27; view: 535; Нарушение авторских прав |