Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Выполнение теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра





(Инструкции и временные паузы предъявляются через магни­тофон.) Время выполнения — 90 минут.

Перед включением магнитофона экспериментатор объясняет учащимся, что вопросы можно задавать только после прочтен­ной инструкции и разбора следующих за ней примеров. Во время выполнения заданий спрашивать ни о чем нельзя. В ходе прове­дения тестирования психолог контролирует правильность записи в бланк для ответов и следит за своевременным перелистывани­ем учащимися страниц тестовой тетради.

П. Несколько слов о мышлении.

«Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и серд­це прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок счи­тается такая: «Что на свете всего быстрее?» (Дать возможность учащимся ответить на этот вопрос.)

Умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль че­ловеческая.»

— Что же такое «мысль», «мышление»?

— Надо ли специально учиться думать?

— Можно ли этому научиться?

— Что отличает человека от всех других живых существ?

(Обладание разумом, умение думать.) (Возможна организация групповой дискуссии на эту тему.) (Подробное содержание беседы см. в книге «Развивающие и коррекционные программы для работ с младшими школьниками и подростками» под ред. И.В. Дубровиной, Москва—Тула, 1994.)

III. Интерпретация данных теста Р. Амтхауэра.

1) Учащимся раздаются бланки с таблицей результатов, по ко­торой школьники сами строят график, отражающий их структуру интеллекта и выраженность способностей.

2) Психолог интерпретирует результаты. (См. «Руководство к применению теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. — Обнинск: «Принтер», 1993», а также статью М.К. Акимо­вой и В.Т.Козловой «Анализ индивидуальных особеннос­тей мышления старшеклассников с Помощью теста струк­туры интеллекта Р. Амтхауера» //Детский практический психолог. — Обнинск, ноябрь, 1994, с. 21— 24.)

 

IV. Беседа о способностях. \..

Вступительная часть

Во вступительной части желательно подчеркнуть, что у каж­дого человека есть способности, пояснить, зачем необходимо тестирование способностей и как это может помочь при выборе карьеры. (»Самая большая ошибка при поиске работы — не знать, на что способен. И это в такой области, от которой зави­сит ваше будущее благополучие» — Дейл Карнеги.)

Теоретические сведения

Что такое способности?

Способности — это то, что помогает быстрому приобретению, закреплению и эффективному использованию на практике зна­ний, умений и навыков. Известный психолог Борис Михайлович Теплов, долгое время изучая эту проблему, дал такое определе­ние способностям: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, поня­тие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или уме­ниям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности бывают общие, т.е. такие, с помощью которых человек может достичь успеха в самых различных видах деятель­ности (например, умственные способности, развитая память, со­вершенная речь и др.).

В отличие от общих бывают способности специальные, кото­рые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные и др.).

Каждый человек имеет потенциальные (скрытые) возможнос­ти для развития способностей. Они становятся реальными, когда под влиянием требований профессионального труда скла­дывается система качеств, благодаря которой достигается успех в деятельности. Отсюда ясно, что способности очень динамич­ны, подвижны.

В истории известно множество примеров проявления способ­ностей к различным видам деятельности в раннем возрасте.

Так, замечательный французский математик, создатель тео­рии групп Эварист Галуа, выдающиеся заслуги которого призна­ны сейчас учеными всего мира, прожил всего 20 лет. Он не был вундеркиндом и при жизни не добился никакой известности. Первым учителем Галуа стала его мать, умная, хорошо образо­ванная женщина. В возрасте 12 лет он поступил в Королевский коллеж Луи-ле-Гран, в котором учились дети из семей, принад­лежавших к высшим кругам буржуазии. Преподаватели отмечали «незаурядные способности» своего воспитанника. В 15 лет Эва­рист отдает предпочтение математике. Быстрота, с которой он продвигался вперед в этой науке, казалась необычной. По выра­жению одного из преподавателей «он был одержим бесом математики»... Накануне расовой дуэли Галуа правил свои математи­ческие работы. Этот исключительно одаренный молодой человек оставил всего шестьдесят написанных от руки страниц, которые открыли миру имя ученого-математика Эвариста Галуа.


— Какие еще примеры раннего проявления способностей вы знаете? (М.Ю. Лермонтов, Вольфганг Моцарт и др.)

Способности не зависят от возраста. Вы узнали о примерах проявления способностей в раннем возрасте. Эти случаи доказы­вают, что способности не являются результатом только обученности, что их развитие предполагает соответствующие задатки.

Известны примеры яркого проявления способностей и в пожилом возрасте. Первая выставка картин Любови Михайловны Майковой состоялась, когда ей было 87 лет, рисовать она начала в 79, а до этого работала в колхозе и никуда из села не выезжала. За одну только зиму бабушка Люба нарисовала 200 картин. Бол­гарским телевидением сделан двухчасовой фильм о ее творчест­ве. «Почему Вы начали рисовать только в 79 лет, почему не рань­ше?» — Любовь Михайловна не могла ответить на этот вопрос. Автор статьи ответил за нее так: «Художник рождается и в чреве матери, и на склоне лет своих. И ничто не может этому поме­шать. Нигде. И ни в какие времена».

Значит, неспособных людей нет. Важно только отыскать в себе эту «изюминку» и развивать ее. Если по тесту структуры ин­теллекта у вас невысокие результаты, если вы не обнаружили в себе развитых словесных, счетных или пространственных спо­собностей, не отчаивайтесь! Скорее всего, у вас есть другие спо­собности — музыкальные, художественные, педагогические. Или, возможно, вы — общительный, коммуникабельный чело­век, у вас хорошие организаторские способности? Или вы умеете что-то хорошо делать своими руками? Ищите, пробуйте, исполь­зуйте любую возможность, чтобы раскрыть новые грани своего внутреннего мира, своих способностей.







Date: 2015-07-27; view: 723; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию