Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общее представление о сознании. Сознание и психика
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности человека, а также психику животных. Психика -активность имеющая небиологический характер, это свойство высокоорганизованной живой материи активно отражать объективный мир, выстраивать неотчуждаемую от субьекта картину этого мира и регулировать на этой основе поведение и деятельность. Функции психики -обеспечение адаптации= отражение объективной реальности+регуляция индивидуального поведения и деятельности+обеспечение целостности организма. 4основных уровня развития психики живых организмов -раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Каждый из этих уровней имеет свои стадии развития. Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходит в процессе физиологического и социального развития индивида(онтогенез) этот процесс индивидуален и обусловлен особенностями социального развития и генетичекойпредрасположенностью.Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. В психологии сознание рассматривается какнаивысшая форма отражения 1реальной действительности, регулирующая деятельность человека и связанная с речью,2конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Мир выступает для субъекта вне его сознания — как объективное «поле» и объект деятельности. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Личностный смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями. Характерные особенности и структурные компоненты сознания: сознание зависит от усвоения знаний и опыта личности. В процессе развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшей мотивом познавательной деятельности, человека как субъекта сознания. Различение субъекта "Я" и объекта "Я", противопоставление себя как личности другому объективному миру, основой самосознания стало самопознание, т.е.осознание собственных физических и морально-психологических качеств. Целеустремлённость, эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, если этого требуют обстоятельства.Критичность отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.Состояния сознания рассматриваются как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс психического отражения окружающего мира и деятельность. Роль сна Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям: 1) сон, рассматриваемый как период отдыха, 2) состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование – это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру. В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон – это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Так, недостаток сна существенно сказывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыслительная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после 2-3 дней лишения сна. Сейчас известно, что сон – не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют "медленный сон" и "быстрый, парадоксальный сон" в зависимости от особенностей мозговой активности. Согласно гипотезе Хартмана (1978), отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации. Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследование Фаулкса (1971) показали, что сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание. Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, т.е. сновидения представляют собой механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеобразным "окном" в бессознательное человека и своеобразным "каналом" обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное "бессознательное" способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания.
16. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория. Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде, унаследованная от предшествующих поколений и множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного,биологического и социального. Формы деятельности: познание, общение, труд. Виды деятельности: игра, учение, труд. Основы теории деятельности С.Л Рубинштейн в статье «Принцип творческой самодеятельности»1922 сформулировал принцип единства сознания и деятельности, кот в 30гг был положен в основу деятельностного подхода в советской психологии. Леонтьев - деятельность является основополагающим, вся советская психология построена на этом понятии. Истоки теории деятельности: объективная рефлексология Бехтерева; реактология Корнилова; бихевиоризм Уотсона; культурно-историческая концепция Выготского — более всего. По Выготскому, деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий. Принцип единства сознания и деятельностиРубинштейн: психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. по Леонтьеву - это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Внутренняя деятельность формируется из внешней. Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, о созидательной цели. Выделение целей и формирование действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления. Достижение цели, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач. 17 Категория общения в психологической науке. Общение и деятельность связаны. Общение рассматривается как форма совместной деятельности, ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачиСтруктура общения выделятся на три уровня анализа (Ломов) 1 макроуровень: общение индивида с другими людьми и социальными группами. 2 мезауровень общение целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью». 3 микроуровень: включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера. «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами Регуляторно-коммуникативная функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе ихвзаимодействия, реальных контактов, (индивид может воздействовать на мотивы, поведение. Аффективно-коммуникативная функция общения важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Эмоции возникают и развиваются в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Date: 2015-07-27; view: 1394; Нарушение авторских прав |