Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология и методы психологического исследования
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др.Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Уровни методологического анализа 3ур-ня = общая методология (общий способ познания действительности — философский), =частичная/специальная методология (совокупность методологических принципов в конкретной областизнания), = совокупность конкретных методик, процедур (практика исследования).Б.Г.Ананьев предложил классификацию методов которая соответствует порядку операций в научном исследовании.Таким образом, в современной психологии складывается система методов, охватывающих цикл исследования (организационных, эмпирических, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационных). При проведении исследования должны быть соблюдены следующие принцыпы методологические принципы: по Б.Г. Ананьеву = детерминизм — особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности; степень сформированностиг.м.; влияние предыдущих этапов развития. = единство психической деятельности — изучение ребенка в процессе обучения и воспитания. = объективность — равенство экспериментальной и контрольной групп. = принцип развития — изучать психические явления в системе трех координат: актогенез (развитие процесса в ответ на раздражитель), онтогенез (процесс развития конкретного ребенка), историогенез(учет акселирации и др.). методы 1организационные методы к ним относятся методы сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования. Результаты могут быть теоретическим — в виде известных концепций, практическим — в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т. д.). 2эмпирические методы способы добывания научных данных и образования фактов.К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторного, полевого, естественного, формирующего или психолого-педагогического эксперимента), психодиагностические методы (тесты; анкеты современных типов; социометрия, интервью и беседы); моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. Применение отдельных методов зависит от того, каким организационным методом (сравнительным, лонгитюдинальным, комплексным) пользуется исследователь. 3 методы обработки данных К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный — с другой (в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил). 4 интерпретационные методы — составляют различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития, от нейронногодо поведенческого, т. е. от молекулярного. Структурный метод (типологической классификацией, психологическим профилем) - это способ исследования взаимосвязи между частями и целыми, напр функциями и личностью, отдельными параметрами развития личности в определенный момент его жизни. Основными методами получения фактовв психологии являются наблюдение, эксперимент, тест, беседа.Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Наблюдение –Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: 1 определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2 выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3 выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5 обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы. Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. лабораторный эксперимент =в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
Date: 2015-07-27; view: 709; Нарушение авторских прав |