Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики





Психика отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности, целостность и нерасчленённость психики. В психологии под филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В истории естествознания существовали различные попытки локализовать психику в природе: Пан-психизм (психика присуща всему);Антропопсихизм (психика только у человека) – Декарт; Биопсихизм (психика у всего живого, в том числе у растений) – Вундт; Нейропсихизм (психика только у тех, у кого есть нервная система) – Дарвин;Мозгопсихизм (психика только у тех, у кого есть головной мозг) - К.К. Платонов;Сенсопсихизм (психика есть только у тех организмов, у кого есть сенсорная система) (Леонтьев). По Леонтьеву, обьективный критерий психики-способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Воздействия это те виды энергии или свойства предметов, кот не учавствуют непосредственно в обмене веществ ими животное не питается, они неразрушают его организм. раздражимость –реакция организма на биологически значимые воздействия, которые непосредственно участвуют в обменных процессах,раздражимость не есть психическое это биологическая реакция. Внешне раздражимость проявляется в 2 формах: притягивание, приближение (положительное воздействие), отталкивание. избегание (отрицат. воздействие).Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы: у кишечнополостных гидра, медуза) н.с. - это отдельные н. клетки с отростками или сетевидная н. с.; здесь наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители;дальнейший шаг – узловая н.сс управляющим центром (черви).У насекомых уже отчетливо выделяются брюшной.грудной и головной участки. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.развитие психики у животных (Ананьев): 1стадия элементарной сенсорной психики: поведение жив. побуждается свойством, кот. непосредственно не совпадает со свойством от кот. зависит жизнь данного ж.. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета.Эта стадия присутствует у инфузорий, червей. ракообразных. насекомых. Для этой стадии характерно инстинктивное поведение - наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. инстинкт - это ответ всего организма в отличии от рефлекса; и=шаблонны, слепы. проявляются одинаково в одинаковых действиях.2. стадия Перцептивной психикиХарактеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двиг. навыки обнаруживаются у ж.. имеющих кору г. м. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков. 3.стадия интеллекта (обезьяны.дельфины). Этим ж. доступно целостное отражение отдельных предметов.а также отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:1. После ряда безуспешных попыток, вдруг находится успешное решение.2.При аналогичной ситуации успешное решение воспроизводится.3.Решение легко переносится в др. ситуации.4. Способность решать двухфазные задачи (первая часть действий ж непосредственно не ведет к достижению желаемого результата - она подготовительная; фаза использования. 4.стадия сознания: отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.Сознание: мозг + появление центров речи- отсюда-логическое познание, отражение обусловл. речью – отсюда - появление языка, появление деят-ти, передача опытачеловек).психика=первая сигнальная система Павлов(речь-вторая сигнсис-ма) Этапы становления психики: 1)тропизмы (таксисы) – уровень раздражимости (фототропизмы (на свет);термотропизмы (на температуру);хемотропизмы (на физическую биологическую среду);топотропизмы (на механические воздействия) 2)рефлексы – точечные автоматические реакции отдельных органов на раздражение внешней среды, непсихические реакции психических органов. 3)инстинкты – сложные стереотипные генетически запрограммированные формыповедения 4) научение – приобретение прижизненного опыта путём проб и ошибок 5)интеллектуальное поведение – решение жизненных задач без предварительных проб и ошибок путём инсайта (озарения).

13. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности человека, а также психику животных. Психикка-активность имеющая небиологический характер, это свойство высокоорганизованной живой материи заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении неотчуждаемой от субьекта картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Функции психики -обеспечение адаптации= отражение объективной реальности+регуляция индивидуального поведения и деятельности+обеспечение целостности организма. 4основных уровня развития психики живых организмов -раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Каждый из этих уровней имеет свои стадии развития. Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходит в процессе физиологического и социального развития индивида(онтогенез) этот процесс индивидуален и обусловлен особенностями социального развития и генетичекойпредрасположенностью.Главная проблема, это соотношения наследственности и среды, роль обучения и воспитания в формировании человеческой психики.Штерн считал, что психическое развитие - результат конвергенции двух факторов одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка.Основное содержание онтогенеза составляет деятельность и общение ребенка, в ходе интериоризации ребенок 'выращивает' и 'присваивает' социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения на основе чего и формируется его сознание и личность.Развитие – закономерное изменения психических процессов во времени, выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.Факторы развития: наследственность, среда, активность.Специфика возрастной эволюции психики: 1. Возрастная изменчивость различных форм психики, различается интенсивностью в зависимости от этапов жизни. 2. Возраст. Особенности проявляются в единстсве с индивидуальной вариативностью. Чем старше человек тем значительнее вариативность.Возрастные периоды психического развития представляют собой качественно своеобразные ступени формирования детской личности. Особое значение для характеристики возраста имеет ведущая деятельность, в которой реализуются типичные для данной ступени развития отношения ребенка с людьми и предметной действительностью и осуществляются основные изменения его психики. В процессе ведущей деятельности совершается активное усвоение детьми социального опыта. Переход от более элементарных к более сложным ведущим деятельностям увеличивает возможность усвоения нового опыта и знаменует переход на новую возрастную стадию, образуя новообразования в психике ребенка. Стадии развития: КРИЗИСЫ

Пренатальные: зародышевая, эмбриональная, стадия плода.

Постнатальные:

1. Новорожденности 0-1м – познавательная деят – коммуникат.улыбка

2. Младенчество1 1-6м – предметная деят – комлпекс оживления

3. Младенчество2 6-12м – манипулятивнаядеят – возникновение образов и представлений, способных мотивировать его поведение и деятельность

4. Раннее детство 1-3г – игровая деят – автономная детская речь, система Я, комплекс гордость за достижения

5. Дошкольный возраст 3-7л – общение – обобщение собств.переживаний, общ.совзр.исверстн.произвольно, опосредовано правилами

6. Младший школьный возраст 7-10 – учебная – рефлексия, мор.качества, произв.поведение, внутр.план действий.

7. подростковый период 11 -16 л- учебная, познават – чувство зрелости, абстр.мышл.

8. Старший школьный возраст и юношеский 16-18л. Проф/учебно-проф. – откр.внутреннего мира, формир.мировоззрений, жизн.планов, теоретич.мышление

9. Молодость – 18-25л – профдеят, родит – абстрактные мысли, проф.статусныеновообр.

10. Взрослость 25-60 – становл.проф..роли, реализация в семье – новые статусы.

Переодизация возраста  Холл, выделял стадию рытья и копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата (5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет), земледельческую стадию (11—15 лет), стадию промышленности и торговли (15 —20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т.п.

Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов — принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. фазы развития по Фрейду: оральная фаза (1-й год жизни)--»анальная фаза (2— 3-й годы жизни)--»фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет)--»латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания).Л.С.Выготский построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. Ж.Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур: стадии мышления с его рефлексами и приспособительными реакциями- стадии интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами)
 Э.Эриксон, охватывает всю жизнь: первая фаза - младенчество, доверием или недоверием вторая фаза - раннее детство: 2-3 автономией или стыдом и сомнением, третья фаза дошкольный возраст: 4—5 инициативой или чувством вины, четвертая фаза школьный возраст 6-11-12 лет, чувством ценности и трудолюбия или малоценности, пятая фаза юношество индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности, шестая фаза молодость20-30 близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией, седьмая фаза зрелость 30-40 творческим началом, застоем, восьмая фаза старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 и старше целостностью личности раздвоенностью и отчаянием.

 

Date: 2015-07-27; view: 903; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию