Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства (характеристики) перцептивного образа





Восприятие психический процесс, отражающий предметы или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого формируется целостный образ. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. Перцептивный образ, не есть что-то статичное или завершенное, он формируется и существует только в процессе отражения. Сам процесс развивается от глобального, общего к расчлененному, детальному. При построении зрительного образа выделяется 5 ф аз: 1*отражение движения и положения предмета в пространстве 2*мерцание формы, 3*различение резких перепадов, кривизны; 4*глобальное адекватное восприятие; 5*адекватное отражение формы в полноте ее деталей. Существенным для восприятия являются моторные процессы - движения рук, глаз, гортани. Выделяют два вида моторных процессов: 1*поисковые, установочные, коррекционные, направленные на отражение и удержание объекта.2*гностические, участвующие в построении образа. Сенсорно-перцептивные процессы включают в себя так же элементы антиципации (предвосхищения), особенно при движении объекта. Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. 1* Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. 2*Р азличение, или собственно восприятие. Конечный результат этой операции – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. 3*Опознание. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. 4* Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики. Эмпирические характеристики образа восприяти я: 1)Первичные характеристики. 1* Пространственные характеристики:* Отражение движения объекта*Отражение местоположения объекта.*Отражение рельефа или глубины (Обнаружено множество механизмов отражения глубины и все они преимущественно приобретенные: аккомодация, конвергенция, двигательный параллакс, размер как индикатор глубины, перекрытие контуров объектов как признак удаленности, распределение света и тени, линейная и воздушная перспектива. *Отражение формы объекта*Отражение величины объекта. 2* Временные характеристики: *отражение последовательности воздействий; *отражение длительности воздействия;*отражение одновременности воздействий 3* Модальность и интенсивность. 2)Вторичные характеристики. 1*Константность - это независимость образа от внешних и внутренних условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности (форма, цвет, размер).Благодаря константности мир воспринимается как постоянный. 2*Предметность восприятия. Выделяется фигура и фон. Фигура - конкретно, четко очерченная, расположенная на переднем плане. Фон - более аморфное, неопределенное, располагается позади предмета. Границу между фигурой и фоном относят к фигуре. Пороги восприятия более низки для фона и более высоки для фигуры. Для отражения фигуры требуется больше энергетических затрат. 3*Целостность, характеристика связанная с отражением связей и отношений между элементами целого и целым Проявляется в доминировании целого над элементами. *один и тот же элемент в структуре целого может восприниматься по-разному (старушка - девушка, ваза - профиль). *любая фигура может быть составлена из разных элементов *По отдельным частям можно воспроизвести все целое (если половина текста стерта - можно прочесть весь текст).Целостность также проявляется в группировании элементов в целое. (*фактор близости - элементы, которые разделены наименьшим расстоянием, стремятся объединиться в целостную структуру; *фактор замкнутости - замкнутыми линиями элементы объединяются в целостную структуру.; *фактор хорошей формы: элементы обладающие симметрией, периодичностью, ритмом, объединяются в целостную структуру. *фактор коллективного движения. Элементы, имеющие одно направление и одну скорость движения объединяются в целостную фигуру. *фактор однородности. Элементы однородные по какому-либо признаку объединяются в целостную структуру. 4*Обобщенность – это отнесение актуального образа к другим хранящимся в памяти и представляющих класс объектов Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. восприятие пространства и времени (Челпанов Георгий Иванович создатель первого в России экспериментального института внес большой вклад в изучение восприятия пространства и времени, большинство научных исследований он проводил исходя из концепции психофизического параллелизма). Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени.К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Константность восприятия - свойство воспринимать объект и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия. Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета.Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего роста. Иллюзии - феномен восприятия искажающий пространственные свойства объекта. Кроме того на восприятие величины предмета влияет его цвет.Столь же сложным, как восприятие величины, является восприятие формы предмета. При восприятии формы свойство константности сохраняется. Так же на восприятие формы влияет его удаленность.Очень сложен процесс восприятия объемной формы. Мы воспринимаем объем формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Кроме этого в восприятии трехмерного пространства задействован вестибулярный аппарат. Существенную роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция (глазные оси сходятся при рассмотрении близких предметов), дивергенция глаз(глазные оси расходятся) и аккомодация(способность глаз приспосабливаться или устанавливаться к предметам).Центральную регуляцию пространственного восприятия осуществляют третичные зоны коры головного мозга, которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием "биологических часов". С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу.Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро, если событий было мало или они были не интересны для нас,время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным. Характерной особенностью времени является его необратимости. Мы пользуемся временной локализацией, для чего человечеством были выработаны общепризнанные интервалы: год, месяц, неделя, день и т.д.В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный.В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.



 







Date: 2015-07-27; view: 1141; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию