Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие направления психологической науки (краткий обзор)





Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, развития, функционировании психики как особой формы жизнедеятельности человека, а также психику животных. Психология сознания – парадигма – сознание состоит из ощущений (параметры-пространство,время,модальность,интенсивность) и чувствований (удовольствие-неудовольствие,напряжение-разрядка,возбуждение-успокоение) при изучении этих составляющих может быть раскрыта сущность сознания (структуралистский подход), важно также описывать функции сознания (функциональных подход). В середине XVII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология(Д. Гартли).Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера. Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.Стержнемассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. подход =структурализм, предмет =сознание,пытались найти элементы сознания, позже из-за несостоятельности подхода структурный подход сменил фунуциональный подход, при этом подходе стали изучать функции психического. Метод =интроспекция, психология сознаниязашла в тупик иззанесостоятельности метода Психоаналитическое направление-Фрейд Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. предмет= бессознательноеКорни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку "основным беспокойством" (или "базальной тревогой"), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.К. Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие "коллективного бессознательного". Парадигма- психический детерминизмПсихоанализ рассматривает в качестве осн. детерминанты личностного развития первичные влечения и потребности,.ПА подчеркивает БСз и иррациональные силы в качестве контролирующих факторов поведения. Фрейд охарактеризивал психику как поле боя между непримиримыми силами инкстинкта, рассудка и сознания. ПА теория служит примером психодинамического подхода к личности, она отводит главное место сложному взаимодействию между инстинктами мотивами и влечениями. Методы исследования- свободные ассоциации,анализ оговорок, описок, забываний анализ сновидений, интерпритацию. Главное поле деятельности - область переноса и сопротивления. цель п\а\за –сделать бессознательные процессы осознанными,увелицение силы Эго по отношению к Суперэго, Ид, и внешнему миру. Направления: классический ПА, аналитическая психология Юнга, индивидуальная психология Адлера, интерперсоональная психотерапия Салливана, характерологический анализ Хорни, гумманистический ПА Фрома, эго-анализ Кляйн и Бихевиоризм (Скинер) Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок.личность есть поведение, а невроз - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому осн. задача Пт - обучение новым адаптивным способам поведения. Использует принципы социальной, экспериментальной психологии. Личность это опыт который человек приобрел в течение жизни. Набор изученных моделей поведения. Рассматривает внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Внутренние переменные рассматриваются как скрытые реакции на внешние раздражители. Цель формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник улучшить самоконтроль. Направления=рационально-эмоциональная ПТ Эллиса, когнитивная ПТ Бекка, когнитивно-поведенческая. ПоведенческаяПт Осн. цель поведенческой Пт - замена неадаптивных форм поведения на адаптивные в процессе научения. Научение осуществляется на основании определенных схем: S – R или S - r - s - R (расширенная схема), где r и s - промежуточные переменные, психологические составляющие, опосредующие реакции. В качестве предмета= не сознание, а «поведение», рассматриваемое как совокупность реакций организма на внешние стимулы. парадигма =стимул-реакция,потому что это психические факты, метод =лабораторный эксперимент, изучали человека и животных. Гуманистическая психология предмет исследования – высшие проявления человека, отличающие его от животных, метод – идеографическое исследование, парадигма – человек природно запрограммирован на самоактуализацию и актуализацию. Практический выход – гумманистическая психотерапия. Исследователи, разрабатывающие гуманистическую психологию:АбрахамМаслоу, Гордон Олпорт, Карл РэнсомРоджерс Гуманистическое (феноменологическое) - в качестве осн. потребности личности рассматривает самоактуализацию, а невроз - результат блокирования потребности в самоактуализации. Задача Пт в приобретении пациентом нового эмоц. опыта, которы способствует адекватному восприятию себя, своего образа Я, самоактуализации. Гуманистическиенаправления- ЭкзистенциальнаяПт, Логотерапия, Клиент-центрированная Пт.Г. направление видит Ч от природы активным, самоутверждающимся, способным к позитивному росту. Усилие терапевта направлены не просто на лечение болезни, а на личностный рост. Патология понимается как уменьшение возможностей для самовыражения, а невроз - результат отчуждения индивида от себя, своего общества или мира. В терапевтическом процессе инсайт заменяется эмоциями и переживаниями. Акцент “там и тогда” переносится на “здесь и теперь”. Гештальтпсихология предмет исследования – целостные психические структуры, метод – эксперимент (феноменологический), парадигма – свойства целого не сводится к свойствам их частей. Практический выход – гештальттерапия. Исследователи, разрабатывающие гештальтпсихологию:МаксВертгеймер, Карл Дункер, Вольфганг Кёлер,Курт Левин Феноменология =на уровне мышления-феномен инсайта, на уровне восприятия-выделение фигуры из фона, на уровне личности-законченный цикл контакта Фриц Перлз. Фигуро-фоновые отношения. Переструктурирование восприятия. Основной принцип – анализ частей не может привести к пониманию целого. Целое опред-ся не суммой частей, а их взаимодействием и взаимозависимостью. Отвергал идею разделения человека и среды, духа и тела. Восприятие мира происходит с разной концентрацией внимания: важное в центре – образует фигуру. Построение и завершение гештальтов – естественный ритм жизнедеятельности организма.Здоровый человек – саморегулирующееся существо. Каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой. Полное равновесие = четкая фигура, отклонение – размывание контуров фигуры.Гештальт-терапия – синтез ПА + экзист ПТ + бихевиоризм + психодрама (отреагирование конфликтов) + дзен-буддизм (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего). Саморегуляция – выбор фигуры (доминирующая потребность – желание, чувство, мысль) и фона. Потребность удовлетворена=гештальт завершен следовательно появляется новый гештальт.Неотрегированная потребность – незавершенный гештальт. Задача терапевта – помочь пациенту осознать потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в итоге нейтрализовать. Метод -лабораторный эксперимент. Когнитивная психология предмет исследования – познавательные процессы, человек познающий, метод – эксперимент и моделирование, парадигма – познавательные процессы играют ведущую роль в функционировании психики. Практический результат – технологии обучения и развитие информационных технологий. Исследователи, разрабатывающие когнитивную психологию:УльрикНайссер, Бек,Эллисс взяли из бихевиоризма формулу стимул-реакция, но в качестве промежуточной переменной выходит мышление,воснове всех процессов-мышление. Бек=м\у стимулом и р-цией лежит восприятие обьекта, если обьект воспринимается через неадаптивныекогниции, это вызывает неадаптивное поведение.SOR-формула. Эллис=АВС-формула, м\устимулом и р-цией лежат убеждения, автоматические мысли. Цель-осознание негативных когниций, обучение рассмотрению неадаптивных когниций, изменение правил регуляции. Приемы-наблюдение,анализСобственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации,одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, занимающееся преимущественно исследованиями познавтельных психических процессов. Возникло на рубеже 50—60-х гг. XX в,основные достижения когнитивизма связаны с разработкой многочисленных моделей восприятия, памяти, опознания, внимания и мышления. психология деятельности: предмет исследования – деятельность, единство психики и деятельности, метод – формирующий эксперимент, парадигма – психическое развитие обеспечивается включением в деятельность. Практический результат – технологии обучения и воспитания и обеспечение труда, для осуществления деятельности необходима зона ближайшего развития. прием -формирующий эксперимент исследователи С.Л Рубинштейн, Леонтьев

 

Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, развития, функционировании, психики как особой формы жизнедеятельности человека, а также психику животных.

Психофизическая проблема в психологии имеет отношение к решению фундаментальных методологических вопросов таких как предмет пси,способы научного обьяснения впси, проблредукционизма.До сих пор нет окончательного решения, суть: как соотносятся физиологические и психические процессы?2 основных решения:1 принцип психофизического взаимодействия -о разделении всего сущего на две субстанции (телесную и духовную). Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Это объяснение получило название психофизического взаимодействия и определялось Р. Декартом следующим образом: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя его работать и изменять свой ход. Теория Р. Декарта о психофизическом взаимодействии дала начало для становления психологии как самостоятельной науки.2. принцип психофизического параллелизма. Г. Лейбниц, пытаясь опровергнуть теорию Р. Декарта, выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам: душа действует по закону конечных причин (например, в соответствии с целью), а тело — по законам действующих причин. Они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума. Тем не менее, в этой гармонии духовное в определенном смысле главенствует над телом, а тело является производной от души.Суть невозможности причинного взаимодействия. На этой позициистояла психология сознания (В. Вундт). Согласно принципу психофизического взаимодействия:1физиологические процессы влияют на психические, а психические — на физиологические. (напр нарушения психических процессов памяти, мышления, речи в результате мозговой патологии — мозговых травм, опухолей; фармакологических воздействий — алкоголя, наркотиков; раздражении мозговых центров хирургическое вмешат.)это влияние мозга на психику.2влияния психики на физиологические процессы ( произвольные движения, захотел — и поднял руку; психосоматические заболевания язвы желудка, инфаркты; психотерапевтические эффекты — излечение болезней в результате внушения, собственно психотерапии).НО как же быть с законом сохранения энергии, если бы материальные процессы вызывались идеальной психической причиной,то это означало бы возникновение энергии из ничего и наоборот превращение материального процесса в психический означало бы исчезновение энергии?самый распространенный вариант ответа на этот вопрос - отказ от полного отождествления психического и идеального, следует различать 2 плана анализа: Онтологический план — это план бытия. Гносеологический план — план познания, отражения.С онтологической точки зрения образ — это материальный процесс в мозговом веществе - влияние тела на психику и психики на тело, происходит взаимодействие материального с материальным же,но эти процессы все равно выступают в 2 разных качествах или формах субьективной и обькетивной, следовательно скорее всего процессы не переходят из одного ряда в другой, а может быть действуют параллельно, а это уже шаг в сторону психофизичекого параллелизма.Существует несколько парадигм психофизического параллелизма - дуалистический параллелизм (самостоятельная сущность духовногои материального начал)и монистический параллелизм (физиологические и психические процессы = две стороны одного процесса), Б. Спиноза разработал возможное решение психофизиологической проблемы в духе монизма, выдвинув концепцию о том, что нет двух отдельных субстанций, а есть единая природа (Бог), имеющая разные свойства (атрибуты), из чего следует, что сознание и тело — атрибуты природы. Позиция монизма утверждает единство мира в его различных проявлениях (духовного и материального). Так как единая субстанция обладает как атрибутами протяжения, так и мышления, Б. Спиноза сделал вывод, что чем более активен человек в мире, тем более совершенно он действует, то есть чем выше организация тела, тем выше духовное сознание главное для параллелизма что психич и физиологич процессы протекают параллельно и независимо друг от друга. Но если физиологичесие процессы н зависят от психических, то всю жизнедеятельность чел можно описать средствами физиологии.Параллелистическое решение влечет за собой взгляд на психику как на эпифеномен,аэтот взгляд, доведенный до когца приводит к абсурду(можно поно понять творчество Малевича, непредполагая у него вовсе каких-либо чувств,переживаний,мыслей,сознания. Современный математик Дж. Синг обозначает реально существующий мир « D-миром»(т.е. действительным миром), а наши представления, теории, о нем — « М-миром » (т.е. модельным миром).Прцессонтологизациион описывает как превращение М-Мира в «D-мир»,а ошибку в которую при это впадают ученые называет « синдромом Пигмалиона» психофизическую проблему можно решить(Гиппенрейтер) если помнить о 2 вещах: 1-онтологизация стороны которая выделяется ванализе, превращение ее в самостоятельный процесс приведет к редукционизму;2-из того факта что мозговой процесс сопровождает любые, даже самые сложные и тонкие движения души, не следует то, что эти движения могут быть адекватно описаны на физиологическом языке. Самый общий вывод состоит в следующем: чем дальше будет развиваться физиология, тем более четко будут вычленяться задачи, решение которых более доступно только психологии с ее особым языком.

Date: 2015-07-27; view: 679; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию