Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контент-анализ, как метод психолого-педагогической диагностики





Основные операции этого метода были разработаны в 20-30-е гг. XX в. американскими социологами Х.Лассуэлом и Б. Берельсоном в основном для изучения материалов средств массовой инфор­мации.

Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, проявляющиеся в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества.

В условиях работы школы источником информации могут служить протоколы собраний, планы работы, сочинения, письма, дневники, записки учеников друг другу. Полученные с их помощью данные вне зависимости от способа фиксации могут служить документом для диагностирования.

В диагностике под документом п онимается специально созданный человеком предмет, цель которого - передача или хранение информации.

Документы разделяют:

- по типу авторства на личные (составленные частным лицом по собственной инициативе) и общественные;

- по способу фиксирования на письменные, изобразительные, фонетические (т.е. звуковые);

- по отношению к источнику информации на первичные и вторичные;

- по статусу документального источника на официальные (документы и бумаги разных учреждений) и неофициальные (личные материалы);

- по способу получения на естественно существующие и целевые (созданные педагогом);

- по степени персонификации на личные (характеризующие личность) и безличные, или общественные (данные прессы, протоколы собраний и т.п.).

Различают личную и общественную документацию.

К личной документации относятся письма, автобиографии, мемуары, дневники, воспоминания, интервью и т.п.

К общественной документации учебные, календарно-тематические, поурочные планы, планы воспитательной работы, классные журналы, продукты деятельности учащихся,

Важной проблемой контент-анализа является выявление динамики исследуемого явления или процесса, изменения характера причинно-следственных связей.

Еще один метод диагностической деятельности педагога - изучение педагогического опыта. Опытная работа выражается в том, что педагог эмпирически (путем проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет или адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приемы работы, пособия, рекомендации и пр.,

Диагностический эксперимент - это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в естественных или искусственно созданных и управляемых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы.

Эксперимент как метод диагностики подразумевает:

- изучение объекта как в естественных, так и в специально созданных и контролируемых условиях;

- воспроизведение отдельных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях для изучения их без сопутствующих обстоятельств;

- научно-объективную и доказательную проверку правильности гипотезы исследования.

Эксперимент - это такой метод диагностической деятельности, при котором происходит активное целенаправленное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выявления причинно-следственных зависимостей.

Главные достоинства диагностического эксперимента заключаются в том, что он позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых; повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.

По условиям проведения выделяют следующие виды экспериментов:

естественный (полевой) эксперимент, который проводится таким образом, чтобы экспериментальные ситуации, создаваемые для анализа тех или иных педагогических явлений, не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов.

лабораторный эксперимент, который проводится в специально созданных условиях.

поисковый эксперимент, проводящийся для обнаружения фактов, предопределяющих проблему исследования.

констатирующий эксперимент, который проводится для установления исходных данных, начального состояния исследуемого объекта.

формирующий, или преобразующий, эксперимент - применение конкретных мер по решению исследуемой научной проблемы; создание психолого-педагогической ситуации для положительного преобразования исходного состояния педагогического пространства.

контрольный эксперимент — проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике.

сравнительный эксперимент - сопоставительный анализ педагогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов.

По масштабу выделяют:

глобальные эксперименты, охватывающие значительное число испытуемых, организаторами которых, как правило, выступают государственные, правительственные научные учреждения и орга­ны управления образованием.

локальные эксперименты, проводящиеся в рамках нескольких классов (групп) или образовательных учреждений;

микроэксперименты, проводящиеся с минимальным охватом их участников и организуемые отдельными педагогами с целью со­вершенствования собственной деятельности\

Диагностический эксперимент невозможен без гипотезы - предполагаемого решения проблемной задачи. Основное назначение эксперимента - проверка научных предположений (гипотезы) и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами.

Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами).

Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривается в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом.

Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов человека. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт наличия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает.

Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, используется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное - для выработки рекомендаций об оптимальном характере педагогической помощи обучаемому (воспитаннику) в его саморазвитии.

Виды опросов:

- групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам,

- индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых;

- очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опра­шиваемым,

- заочные опросы, когда интервьюер лично не контактирует с опрашиваемым;

- устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером,

- письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник;

- целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник,

- свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в начале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипотезы;

- специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц)

- массовые опросы (представителей различных категорий);

- стандартизованные (формальные, массовые) опросы

- нестандартизованные (творческие, свободные) опросы

- глубокие (психоаналитические, клинические) опросы,

- явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, внешне выглядящие как свободный разговор людей,

- сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспитанники и т.д.,

- выборочные опросы, направленные на специальную выборку опрашиваемых.

По предполагаемым ответам вопросы делятся на:

открытые, предполагающие свободную форму ответов, которые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, перевода в заранее разработанную шкалу;

закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы - меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов;

полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.

По открытости вопросы могут быть п рямыми или косвенными ( в ответах на которые не содержится прямых оценок,

По цели вопросы разделяются на:

содержательные, направленные на сбор информации о содержании исследуемого явления;

функциональные, используемые для оптимизации, упорядочения течения опроса;

вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетентных в предмете опроса респондентов;

контрольные, использующиеся для проверки искренности ответов (так называемая «шкала лжи»);

буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым.

Опрос включает следующие этапы:

- Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач - создания у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение - завязка, начало опроса - момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респондента к беседе.

- Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

- Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в конце опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении.

Беседа - это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым.

Он применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.

Беседа может использоваться для достижения следующих задач:

- выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый;

-установления его отношения к ним;

-выяснения причин конкретных проблемных ситуаций;

- исследования методов и средств воспитания, которые применялись к испытуемому;

- установления причин его аномального поведения;

Планирование беседы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора.

На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы: с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора); как перейти к основной теме; как удержать инициативу; какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы; как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого использовать приемы общения; как правильно выйти из диалога.

На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены.

Интервью в системе диагностики.

Интервью - это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испытуемый отвечает.

Date: 2015-07-27; view: 2851; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию