Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контент-анализ, как метод психолого-педагогической диагностики
Основные операции этого метода были разработаны в 20-30-е гг. XX в. американскими социологами Х.Лассуэлом и Б. Берельсоном в основном для изучения материалов средств массовой информации. Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, проявляющиеся в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества. В условиях работы школы источником информации могут служить протоколы собраний, планы работы, сочинения, письма, дневники, записки учеников друг другу. Полученные с их помощью данные вне зависимости от способа фиксации могут служить документом для диагностирования. В диагностике под документом п онимается специально созданный человеком предмет, цель которого - передача или хранение информации. Документы разделяют: - по типу авторства на личные (составленные частным лицом по собственной инициативе) и общественные; - по способу фиксирования на письменные, изобразительные, фонетические (т.е. звуковые); - по отношению к источнику информации на первичные и вторичные; - по статусу документального источника на официальные (документы и бумаги разных учреждений) и неофициальные (личные материалы); - по способу получения на естественно существующие и целевые (созданные педагогом); - по степени персонификации на личные (характеризующие личность) и безличные, или общественные (данные прессы, протоколы собраний и т.п.). Различают личную и общественную документацию. К личной документации относятся письма, автобиографии, мемуары, дневники, воспоминания, интервью и т.п. К общественной документации учебные, календарно-тематические, поурочные планы, планы воспитательной работы, классные журналы, продукты деятельности учащихся, Важной проблемой контент-анализа является выявление динамики исследуемого явления или процесса, изменения характера причинно-следственных связей. Еще один метод диагностической деятельности педагога - изучение педагогического опыта. Опытная работа выражается в том, что педагог эмпирически (путем проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет или адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приемы работы, пособия, рекомендации и пр., Диагностический эксперимент - это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в естественных или искусственно созданных и управляемых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы. Эксперимент как метод диагностики подразумевает: - изучение объекта как в естественных, так и в специально созданных и контролируемых условиях; - воспроизведение отдельных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях для изучения их без сопутствующих обстоятельств; - научно-объективную и доказательную проверку правильности гипотезы исследования. Эксперимент - это такой метод диагностической деятельности, при котором происходит активное целенаправленное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий или введения в него новых (экспериментальных) факторов для выявления причинно-следственных зависимостей. Главные достоинства диагностического эксперимента заключаются в том, что он позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых; повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях. По условиям проведения выделяют следующие виды экспериментов: естественный (полевой) эксперимент, который проводится таким образом, чтобы экспериментальные ситуации, создаваемые для анализа тех или иных педагогических явлений, не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов. лабораторный эксперимент, который проводится в специально созданных условиях. поисковый эксперимент, проводящийся для обнаружения фактов, предопределяющих проблему исследования. констатирующий эксперимент, который проводится для установления исходных данных, начального состояния исследуемого объекта. формирующий, или преобразующий, эксперимент - применение конкретных мер по решению исследуемой научной проблемы; создание психолого-педагогической ситуации для положительного преобразования исходного состояния педагогического пространства. контрольный эксперимент — проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике. сравнительный эксперимент - сопоставительный анализ педагогических явлений или процессов в зависимости от различных внешних условий (или их системы), в которых они наблюдаются, или различных экспериментальных факторов. По масштабу выделяют: глобальные эксперименты, охватывающие значительное число испытуемых, организаторами которых, как правило, выступают государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием. локальные эксперименты, проводящиеся в рамках нескольких классов (групп) или образовательных учреждений; микроэксперименты, проводящиеся с минимальным охватом их участников и организуемые отдельными педагогами с целью совершенствования собственной деятельности\ Диагностический эксперимент невозможен без гипотезы - предполагаемого решения проблемной задачи. Основное назначение эксперимента - проверка научных предположений (гипотезы) и такое изучение разнообразных сторон обучения и воспитания, которое невозможно провести другими методами. Под опросом понимается метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). Социологический опрос направлен на получение информации о внешней стороне (поступках, мнениях, интересах) деятельности опрашиваемых, а полученная информация всегда рассматривается в контексте функционирования определенных общественных групп и общества в целом. Опрос, проводимый в социально-психологических исследованиях, направлен на выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов человека. Психолога прежде всего интересует не сам по себе факт наличия поступка, а та психологическая реальность, которая его обусловливает. Опрос, проводимый в целях педагогической диагностики, используется не только для выявления причин того или иного явления (хотя это и важная задача), но также для построения прогноза протекания процесса и самое главное - для выработки рекомендаций об оптимальном характере педагогической помощи обучаемому (воспитаннику) в его саморазвитии. Виды опросов: - групповые опросы, когда интервьюер обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам, - индивидуальные опросы, когда интервьюер работает лишь с одним из опрашиваемых; - очные опросы, когда интервьюер лично контактирует с опрашиваемым, - заочные опросы, когда интервьюер лично не контактирует с опрашиваемым; - устные опросы, когда информация фиксируется интервьюером, - письменные опросы, когда отвечающий сам заполняет анкету или опросник; - целенаправленные опросы, имеющие программу, план, опросник, - свободные (беспрограммные) опросы, которые проводятся в начале диагностики для уточнения проблемы, цели, задачи и гипотезы; - специализированные опросы (экспертов, влиятельных лиц) - массовые опросы (представителей различных категорий); - стандартизованные (формальные, массовые) опросы - нестандартизованные (творческие, свободные) опросы - глубокие (психоаналитические, клинические) опросы, - явные опросы, когда ответы не записываются в присутствии опрашиваемого, внешне выглядящие как свободный разговор людей, - сплошные опросы, когда опрашиваются все обучаемые, воспитанники и т.д., - выборочные опросы, направленные на специальную выборку опрашиваемых. По предполагаемым ответам вопросы делятся на: открытые, предполагающие свободную форму ответов, которые подвергаются качественному, а не количественному анализу, или же требующие до обработки ответов оценки диагноста, перевода в заранее разработанную шкалу; закрытые (альтернативные), предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных. Также к ним относятся вопросы - меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько вариантов ответов; полузакрытые, предоставляющие возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант. По открытости вопросы могут быть п рямыми или косвенными ( в ответах на которые не содержится прямых оценок, По цели вопросы разделяются на: содержательные, направленные на сбор информации о содержании исследуемого явления; функциональные, используемые для оптимизации, упорядочения течения опроса; вопросы-фильтры, направленные на отсеивание некомпетентных в предмете опроса респондентов; контрольные, использующиеся для проверки искренности ответов (так называемая «шкала лжи»); буферные, использующиеся для имитации непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым. Опрос включает следующие этапы: - Этап адаптации, направленный на решение двух важных задач - создания у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройки его к участию в диагностике. Он состоит из обращения и нескольких вопросов. Обращение - завязка, начало опроса - момент весьма ответственный. От начала опроса во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо психологически подготовить респондента к беседе. - Этап достижения поставленной цели, на котором происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы. - Этап снятия психологического напряжения, которое может накапливаться в процессе опроса. Для этого рекомендуется в конце опроса задавать функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации. К опросным методам относятся беседа, интервьюирование и анкетирование, каждый из которых имеет свои особенности в проведении. Беседа - это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым. Он применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения. Беседа может использоваться для достижения следующих задач: - выяснения фактов, событий, свидетелем или участником которых был испытуемый; -установления его отношения к ним; -выяснения причин конкретных проблемных ситуаций; - исследования методов и средств воспитания, которые применялись к испытуемому; - установления причин его аномального поведения; Планирование беседы осуществляется в несколько этапов. На первом этапе планирования беседы определяется цель беседы, объект и предмет разговора. На втором этапе планирования отрабатывается ход беседы: с чего лучше начать разговор (повод для начала разговора); как перейти к основной теме; как удержать инициативу; какие типы вопросов лучше использовать на разных этапах беседы; как влиять на активность и искренность испытуемого, какие для этого использовать приемы общения; как правильно выйти из диалога. На третьем этапе прогнозируются результаты беседы, которые должны быть получены. Интервью в системе диагностики. Интервью - это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по собственному вопросу, а испытуемый отвечает. Date: 2015-07-27; view: 3042; Нарушение авторских прав |