Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выделяют требования процедурные и содержательные, внутренние и внешние
Процедурные требования регулируют диагностическую деятельность процессуально. К содержательным требования м относится стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, надежности и валидности, названные Л.Ф.Бурлачуком тремя китами диагностических методик. Внутренние требования выражены в принципах диагностики, вытекающих из объективных закономерностей. Внешние требования - это правила организации диагностики. Основные диагностические подходы: 1. “Объективный” подход - диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. 2. “Субъективный” подход - диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. (опросники ценностей), 3. “Проективный” подход -диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности объектом проекции. Общетеоретические подходы в диагностике: Деятельностный подход - личность и индивидуальность человека формируются и проявляются в деятельности; педагогические явления и процессы необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности человека: его потребностей, мотивов, целей, действий. Экзистенциальный подход характеризуется акцентированием внимания к внутреннему миру ребенка, ценностно-смысловой сфере его сознания. Данный подход направлен на выявление сущностных сил человека. В его рамках исследуются различные формы внутренне обусловленной активности (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизацию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление), Личностный -ориентирует педагога на изучение условий формирования личностного опыта. Системный подход требует рассмотрения явлений и процессов в их взаимной связи, а педагогических явлений - с точки зрения таких категорий, как «система», «отношение». Вероятностный подход ориентирует педагога на вычленение вероятностных профессиональных задач, с которыми педагог чаще всего сталкивается. Компетентностный подход предполагает акцентирование внимания педагога на диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта. Гуманитарно-целостная концепция диагностической деятельности Традиционно педагогическая деятельность рассматривается с точки зрения технократической стратегии. Лозунгом этой стратегии может служить известное высказывание Ф.Бэкона: «Знание — сила!» Знание, является ведущим ориентиром педагога. По мнению И. А. Колесниковой, для данной парадигмы органичны понятия социальной нормы, стандарта, эталона. Технократическая стратегия бывает оправданна, конструктивна крайне редко. Следовательно, она не должна доминировать в диагностической деятельности педагога. Гуманитарная стратегия Гуманитаризация утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений. гуманитарная стратегия диагностики основывается на признании педагогом права ребенка самому принимать решение относительно своей жизни, судьбы. Она предполагает активное и заинтересованное участие диагностируемого в процессе диагностики Системно-целостный подход и гуманитарность в педагогике. при описании человека как системы следует выделять следующее: - элементы (компоненты, или составляющие), из которых у педагога складывается о ребенке целостное представление; - взаимосвязи и взаимозависимости между элементами; - системообразующий компонент, объединяющий эти элементы в единое целое и обусловливающий специфические свойства системы. Целостность - это внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды
39. Характеристика диагностических методов и методик Общие требования к диагностическим методам: Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерии дают возможность судить о состоянии объекта диагностики. Показатель - это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта; Операционализаци я предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой диагност, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются. Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на наличие методики экспериментальной диагностики описанного в нем явления. Объективность характеризуется корреляцией (совпадением или согласованностью) между результатами, полученными двумя оценивающими лицами. Стандартизация - это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения диагностического метода. Стандартизированность в диагностике - это неизменность заданных вопросов и задач, точность соблюдения испытуемыми инструкции, а диагностами - способов вычисления и интерпретации полученных показателей. Надежность диагностической методики. Надежность - один из критериев качества результата в диагностике, относящийся к степени точности и устойчивости показателей диагностируемого признака. Чем больше надежность методики, тем свободнее она от погрешностей измерения. Существуют три основных приема для оценки надежности диагностической методики. Прием ретеста, или повторной диагностики, позволяет обработать одни и те же задания, выполненные одними и теми же испытуемыми в разное время, и просчитать взаимосвязь результатов, выраженную в коэффициенте самокорреляции. Прием деления пополам - подборка однажды выполненных заданий делится пополам, затем устанавливаются результаты каждого испытуемого по обоим полутестам и вычисляется коэффициент корреляции между полученными результатами. Прием параллельного теста - для измерения одних и тех же знаний конструируются два различных набора заданий, которые по своему содержанию напоминают близнецов; оба параллельных набора заданий предлагаются непосредственно друг за другом или при удобном случае. В тестовой методике общепринято учитывать три коэффициента надежности: - коэффициент стабильности, или постоянства, который является показателем корреляции между результатами первого и повторного испытаний одним тестом одной и той же выборки испытуемых; - коэффициент эквивалентности, или коэффициент корреляции, результатов тестирования одного и того же контингента испытуемых вариантами одного и того же теста, либо разными, но эквивалентными по форме и цели тестами; - коэффициент внутреннего постоянства, или внутренней однородности, который соответствует корреляции результатов частей теста, показанных одними и теми же испытуемыми. Валидность диагностического метода говорит о степени соответствия метода своему назначению. Чем ближе раскрывается в диагностике тот признак, для обнаружения и измерения которого предназначен данный метод, тем выше его валидность. Понятие валидности относится не только к методу или методике, но и к критерию оценки ее качества, критерию валидности. Это основной признак, по которому можно практически судить о том, является или не является данная методика или метод валидными. Дополнительные требования к диагностическим методикам Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Репрезентативность - это представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества. Тематическая репрезентативность - это мера представленности в наборе диагностических заданий той предметной области, на которую направлена методика, т.е. области поведения в случае тестирования психологических свойств или области знания в случае педагогической диагностики. Диагностическая ценность м етодики определяется путем проведения предварительного опыта с так называемой «нейтральной группой», результаты которого в дальнейшей диагностической работе не используются. Наблюдение - это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. Различают следующие виды наблюдений: - включенное, когда диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых, - невключенное, осуществляемое диагностом со стороны; - непосредственное (прямое), когда между объектом и наблюдателем имеются прямые отношения (педагог - непосредственный свидетель педагогического процесса, организатор и исполнитель наблюдения), - опосредованное (косвенное), осуществляемое через представителей диагноста, работающих по его программе и заданию (сюда входит и самонаблюдение школьников по заданию педагога); открытое, проводящееся с ведома испытуемых, и скрытое, когда испытуемые не знают о своей подконтрольности (наблюдение ведется непосредственно педагогом или при его отсутствии при помощи записывающих технических средств); - непрерывное (лонгитюдное), которое ведется от начала до конца педагогического процесса, и дискретное, когда предметом периодического наблюдения являются лишь отдельные характеристики процесса (например, поведение школьника в определенных ситуациях, воспитательные элементы в процессе обучения); - монографическое (полусвободное), охватывающее большое количество взаимосвязанных явлений, - узкоспециальное (выборочное, формализованное) с чрезвычайно подробным выделением единиц наблюдения (эмпирических индикаторов), восприятие и фиксация которых свидетельствуют о наличии того или иного явления и его характеристик, предопределенных целью научного поиска (например, причины конфронтации между учащимися и педагогом); - наблюдение-поиск (сплошное наблюдение ), проводящееся с целью «педагогической разведки» для обнаружения фактов, задающих корректировку темы изучения учащихся, на стадии диагностического эксперимента; - полевое, осуществляющееся в естественных для диагностируемых условиях, - лабораторное, осуществляющееся в искусственно организованных условиях, в том числе в значимых для испытуемых ситуациях (его, скорее, можно отнести к эксперименту). Выделяют несколько организационных этапов наблюдения. К ним относятся: - выбор объекта наблюдения (личностные характеристики, проявляющиеся в поведении и действиях человека; поступки, характеризующие какие-то закономерности в формировании личности; любые наблюдаемые предметы и явления) и установление контингента наблюдаемых лиц; - составление плана наблюдения, для чего определяются параметры наблюдаемых объектов, время и место наблюдения; -подготовка протокола наблюдения; -проведение наблюдения и ведение протокола; - оформление результатов наблюдения (группировка, классификация, подсчет полученных данных); Date: 2015-07-27; view: 1911; Нарушение авторских прав |