Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, - это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту. Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям. Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента. В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще называется "формирующий") обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов
37.Диагностика как сфера профессиональной деятельности педагога Диагностика - это деятельность по установлению диагноза или учение о способах его получения (т.е. о способах осуществления такой деятельности). Как и во всякой деятельности, специфика диагностической деятельности проявляется на уровне объекта и предмета, цели и. задач. Уточним значение этих характеристик, их соотношение между собой. Объект - то на что направлена деятельность (педагогические явления, поведение и отношения субъектов, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления. Предмет педагогической диагностики - измерение (оценка) интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс. В научном исследовании предметом диагностики могут быть законы и закономерности как устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи. Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности. Задача - заданный в определенных условиях образ результата деятельности, который должен быть достигнут преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. В число диагностических задач входят: - выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений; - определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним; - выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса; - оценка эффективности определенных действий педагога; - изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д. Диагностическая деятельность в работе педагога выходит на первый план при первичном знакомстве с классом или новым ребенком, пришедшим в класс, при анализе и оценке промежуточных результатов по этапам работы (подведение итогов отдельного праздника, урока, четверти, года), в проблемных случаях (затруднение ребенка, правонарушение, отклоняющееся поведение) для определения оптимальных форм педагогической помощи ребенку. Диагностическая деятельность педагога - неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. В последние годы в отечественной и зарубежной педагогике все чаще говорится о необходимости мониторинга педагогического процесса как целостной системы. М ониторинг - это нормативная контрольно-аналитическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы - педагогической диагностики. Мониторинг характеризуется не только системностью (сложным составом, структурой, логической соподчиненностью компонентов), но и систематичностью (продолжительностью, периодической повторяемостью). Мониторинг воспитательного процесса, как его определяет Н.Е. Щуркова, - это последовательное и постоянное прослеживание характеристик воспитанности детей в процессе их взросления и духовного развития, фиксируемое на бумаге в виде четких количественных данных. В педагогической науке выделяются несколько видов мониторинга: - по функциям - стратегический, тактический и оперативный (в масштабе целей образования) мониторинг; - по этапам обучения - входной (отборочный), учебный (промежуточный), выходной (итоговый) мониторинг; - по временной зависимости - ретроспективный, предупредительный (опережающий), текущий мониторинг; - по частоте процедур - разовый, периодический, систематический мониторинг; - по охвату объекта наблюдения - локальный, выборочный, сплошной мониторинг; - по организационным формам - индивидуальный, групповой, фронтальный мониторинг; - по формам объект-субъектных отношений - внешний или социальный мониторинг, взаимоконтроль, самоанализ; -по используемому инструментарию - стандартизованный, нестандартизованный, матричный мониторинг и др. Диагностический мониторинг - целенаправленный сбор информации о состоянии управляющей системы и результатах педагогического процесса; проверка выполнения учебных программ и плана; мониторинг деятельности, направленный на определение усвоения учениками знаний и умений, навыков, уровня их обученности и воспитанности; мониторинг согласования управления - выявление затруднений учителей с целью оказания им помощи. .М. Борытко, который определяет функции психолого-педагогической диагностики: 1. Информационная функция. Предоставление участникам педагогического процесса полученной диагностической информации, 2. Прогностическая функция. Предвидение и обоснование перспектив и возможностей дальнейшего развития объектов диагностики. 3. Контрольно-корректировочной функции, она позволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруднений, которые испытывают обучающий и обучающийся. 4. Оценивающая (или оценочная) функция относится в большей степени к оценке состояния объекта диагностики, 5.Стимулирующая -«определяет роль самого процесса диагностики и по- лучаемых данных в развитии рефлексии, самосознания, самооценки, самоот- ношения, в осознанности формирования позиции обучаемого, воспитанника Закономерности диагностической деятельности В. М. Полонский подчеркивает, что закономерность - «выражение связи и взаимозависимости педагогических явлений», а закон - «выражение всеобщих, существенных, часто повторяющихся связей, предметов и явлений педагогической действительности, признаваемых обязательными» 1. Закономерности цели педагогической диагностики Цель диагностики зависит от: - уровня осуществления педагогического процесса; - потребностей и возможностей педагогического процесса; 2. Закономерности содержания педагогической диагностики Содержание педагогической диагностики зависит от: - потребностей педагогического процесса и целей диагностики; - темпов социального и научно-технического прогресса; - возрастных возможностей обучающихся; 3. Закономерности качества педагогической диагностики Эффективность каждого нового этапа диагностирования зависит от: - продуктивности предыдущего этапа и осуществления коррекции свойств объектов диагностики; - характера и объема изучаемого учебного материала; - организационно-педагогического воздействия субъектов диагностики; - профессионально важных личностных качеств студентов; - времени диагностики. 4. Закономерности методов педагогической диагностики Эффективность диагностических методов зависит от: - знаний и навыков субъектов диагностики в применении методов; - цели диагностики; - содержания диагностики; - возраста обучающихся; - профессионально важных личностных качеств студентов; - материально-технического обеспечения; - организации учебного процесса. 5. Закономерность управления педагогической диагностикой Продуктивность педагогической диагностики зависит от: - интенсивности обратных связей в системе обучения; - обоснованности корректирующих воздействий. 6. Закономерность стимулирования педагогической диагностики Продуктивность педагогической диагностики зависит от: - внутренних стимулов (мотивов) диагностики; - внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. С закономерностями педагогической диагностики неразрывно связаны принципы педагогической диагностики. Принцип - основное исходное положение, которое фиксирует знание об объективной реальности педагогических фактов или явлений и выступает в качестве средства отображения этой реальности и способа познания действительности. Date: 2015-07-27; view: 1169; Нарушение авторских прав |