Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии





Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, - это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще называется "формирующий") обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов

 

 

37.Диагностика как сфера профессиональной деятельности педагога

Диагностика - это деятельность по установлению диагноза или учение о способах его получения (т.е. о способах осуществления такой дея­тельности).

Как и во всякой деятельности, специфика диагностической деятельности проявляется на уровне объекта и предмета, цели и. задач. Уточним значение этих характеристик, их соотношение между собой.

Объект - то на что направлена деятельность (педагогические явления, поведение и отношения субъектов, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления.

Предмет педагогической диагностики - измерение (оценка) интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс.

В научном исследовании предметом диагностики могут быть законы и закономерности как устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи.

Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности.

Задача - заданный в определенных условиях образ результата деятельности, который должен быть достигнут преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

В число диагностических задач входят:

- выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;

- определение исходного состояния воспитанности класса для разработки программы или плана работы с ним;

- выявление условий продуктивности учебной деятельности учащегося или класса;

- оценка эффективности определенных действий педагога;

- изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.

Диагностическая деятельность в работе педагога выходит на первый план при первичном знакомстве с классом или новым ребенком, пришедшим в класс, при анализе и оценке промежуточных результатов по этапам работы (подведение итогов отдельного праздника, урока, четверти, года), в проблемных случаях (затруднение ребенка, правонарушение, отклоняющееся поведение) для определения оптимальных форм педагогической помощи ребенку.


Виды диагностики

Диагностическая деятельность педагога - неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.

В последние годы в отечественной и зарубежной педагогике все чаще говорится о необходимости мониторинга педагогического процесса как целостной системы.

М ониторинг - это нормативная контрольно-аналитическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы - педагогической диагностики.

Мониторинг характеризуется не только системностью (сложным составом, структурой, логической соподчиненностью компонентов), но и систематичностью (продолжительностью, периодической повторяемостью).

Мониторинг воспитательного процесса, как его определяет Н.Е. Щуркова, - это последовательное и постоянное прослеживание характеристик воспитанности детей в процессе их взросления и духовного развития, фиксируемое на бумаге в виде четких количественных данных.

В педагогической науке выделяются несколько видов мониторинга:


- по функциям - стратегический, тактический и оперативный (в масштабе целей образования) мониторинг;

- по этапам обучения - входной (отборочный), учебный (промежуточный), выходной (итоговый) мониторинг;

- по временной зависимости - ретроспективный, предупредительный (опережающий), текущий мониторинг;

- по частоте процедур - разовый, периодический, систематический мониторинг;

- по охвату объекта наблюдения - локальный, выборочный, сплошной мониторинг;

- по организационным формам - индивидуальный, групповой, фронтальный мониторинг;

- по формам объект-субъектных отношений - внешний или социальный мониторинг, взаимоконтроль, самоанализ;

-по используемому инструментарию - стандартизованный, нестандартизованный, матричный мониторинг и др.

Диагностический мониторинг - целенаправленный сбор информации о состоянии управляющей системы и результатах педагогического процесса; проверка выполнения учебных программ и плана;

мониторинг деятельности, направленный на определение усвоения учениками знаний и умений, навыков, уровня их обученности и воспитанности;

мониторинг согласования управления - выявление затруднений учителей с целью оказания им помощи.

.М. Борытко, который определяет функции психолого-педагогической диагностики:

1. Информационная функция. Предоставление участникам педагогического процесса полученной диагностической информации,

2. Прогностическая функция. Предвидение и обоснование перспектив и возможностей дальнейшего развития объектов диагностики.

3. Контрольно-корректировочной функции, она позволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруднений, которые испытывают обучающий и обучающийся.

4. Оценивающая (или оценочная) функция относится в большей степени к оценке состояния объекта диагностики,

5.Стимулирующая -«определяет роль самого процесса диагностики и по- лучаемых данных в развитии рефлексии, самосознания, самооценки, самоот- ношения, в осознанности формирования позиции обучаемого, воспитанника

Закономерности диагностической деятельности В. М. Полонский подчеркивает, что закономерность - «выражение связи и взаимозависимости педагогических явлений», а закон - «выражение всеобщих, существенных, часто повторяющихся связей, предметов и явлений педагогической действительности, признаваемых обязательными»

1. Закономерности цели педагогической диагностики Цель диагностики зависит от:

- уровня осуществления педагогического процесса;

- потребностей и возможностей педагогического процесса;

2. Закономерности содержания педагогической диагностики Содержание педагогической диагностики зависит от:

- потребностей педагогического процесса и целей диагностики;

- темпов социального и научно-технического прогресса;

- возрастных возможностей обучающихся;

3. Закономерности качества педагогической диагностики Эффективность каждого нового этапа диагностирования зависит от:

- продуктивности предыдущего этапа и осуществления коррекции свойств объектов диагностики;

- характера и объема изучаемого учебного материала;

- организационно-педагогического воздействия субъектов диагностики;

- профессионально важных личностных качеств студентов;

- времени диагностики.

4. Закономерности методов педагогической диагностики Эффективность диагностических методов зависит от:


- знаний и навыков субъектов диагностики в применении методов;

- цели диагностики;

- содержания диагностики;

- возраста обучающихся;

- профессионально важных личностных качеств студентов;

- материально-технического обеспечения;

- организации учебного процесса.

5. Закономерность управления педагогической диагностикой Продуктивность педагогической диагностики зависит от:

- интенсивности обратных связей в системе обучения;

- обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования педагогической диагностики Продуктивность педагогической диагностики зависит от:

- внутренних стимулов (мотивов) диагностики;

- внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. С закономерностями педагогической диагностики неразрывно связаны принципы педагогической диагностики.

Принцип - основное исходное положение, которое фиксирует знание об объективной реальности педагогических фактов или явлений и выступает в качестве средства отображения этой реальности и способа познания действительности.







Date: 2015-07-27; view: 1169; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию