Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория созревания А. Гезелла, Л. Термена. Ортогенетический принцип Г. Вернера
Гезелл и Термен основывались на роли наследственного фактора в объяснении возрастных изменений. Гезелл: начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Биологическая модель: отождествлял развитие и рост. Сводил развитие к простому увеличению, биологическому росту, созреванию – «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивая зависимость развития лишь от созревания организма. Обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Термен осуществил одно из самых длительных лонгитюдных исследований – оно продолжалось в течение 50 (!) лет. Отслеживал развитие одарённых детей. По мнению Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной одаренностью и более высокими достижениями в образовании. Результат: корреляции не обнаружилось. Нормативный подход: исследование проблем «принятия ролей», «личностного роста», исследования пола и порядка рождения в развитии. Вернер: ортогенетический принцип (эволюция происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности). Осуществил сравнительный анализ филогенеза, онтогенеза, микрогенеза, этногенеза, патогенеза. Психология, психопатология и психология особых состояний сознания имеют общую генетическую основу. Все организмы рождаются с установленными на минимальном уровне видовыми функциональными структурами, которые позволяют им взаимодействовать со средой, чтобы впитывать опыт. Организм активно принимает и исследует свойства среды, благодаря чему происходит физиологическое и/или психическое развитие. Организация предшествующих стадий логически подразумевает, но не содержит в себе организацию последующих стадий, поэтому взаимодействие организма со средой меняется на протяжении жизни. Среда — это сцена; организм — актер на этой сцене; он не просто реагирует на среду, он — оператор на своей сцене. С возрастом всё активнее «подстраивает» сцену под свои нужды. 10.Первые теории, объясняющие развитие: концепция рекапитуляции, теория трех ступеней детского развития, концепция конвергенции двух факторов. Концепция рекапитуляции: Геккель: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза; Холл: ребёнок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Теория трех ступеней развития: Бюлер: развитие = 1) инстинкт, 2) дрессура, 3) интеллект. Теория конвергенции двух факторов: Штерн: психическое развитие – результат слияния внутренних задатков с внешними условиями жизни. Наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды. Главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше имеет возможностей для разворачивания наследственных факторов. 11.Экзогенное направление: ранний бихевиоризм. Теория бихевиоризма Б. Скиннера. Стадии ритуализации по Э. Эриксону. В биогенетических вариантах развитие отождествлялось с ростом. В бихевиоризме развитие отождествляется с научением, приобретением нового опыта под воздействием среды (экзогенное направление). Скиннер, Торндайк, Бижу, Баер. Скиннер: научение с подкреплением (последующим). С помощью подкрепления можно сформировать любой тип поведения. Развитие отождествляет с обучением, различие только в сроках: обучение охватывает небольшие отрезки времени, а развитие –продолжительные периоды. Развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции. Поведение целиком и полностью определяется влиянием внешней среды и так же, как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано. Эриксон: ритуализация = повторяющиеся формы поведения: 1. Младенчество: первый год жизни. Развивается параметр социального взаимодействия (доверие или недоверие к окружению). 2. Раннее детство: 2-й и 3-й год жизни. Развивается самостоятельность (учится ходить, открывать, толкать, тянуть, держать, бросать. Но если воспитатели спешат сделать за ребенка то, на что он может сам – развивается стыдливость и нерешительность. 3. Возраст игры: 4-5лет. Начинает сам придумывать себе занятия, фантазировать. Социальный параметр развивается между предприимчивостью и чувством вины. 4. Школьный возраст: 6-11лет (начальная школа). Развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. 5. Юность: 12-18 лет. Пробуждение любви и ревности к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. 6. Ранняя зрелость: период ухаживания и ранние годы семейной жизни (от конца юности до начала среднего возраста). Социальный параметр – от близости до одиночества. 7. Средняя зрелость: дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. Появление новогой параметра личности – от общечеловечности до самопоглощенности. 8. Поздняя зрелость: когда основная работа жизни закончилась и наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр – между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности – если, оглядываясь на прожитое, ощущается удовлетворение. Date: 2015-08-15; view: 1184; Нарушение авторских прав |