Научные и прикладные задачи психологии развития
1) Описание развития («что имеем?») = количественная и качественная характеристика возрастных изменений; определение уровня развития.
2) Объяснение развития («как это возникло?») = определение причин и условий, приведших к данному уровню развития; анализ связи свойств и нарушений личности с условиями среды развития, воспитателями, особыми событиями.
3) Прогноз развития («что будет, если …?») = предсказание результата развития на основе анализа его уровня и условий; прогноз результата применении мер вмешательства.
4) Коррекция развития = управление им через изменение возможных причин:
- постановка целей развития и коррекции («что должно быть?») – что возможно, реально, а что должно быть исключено;
- планирование коррекционных мероприятий («как могут быть достигнуты цели?») – что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект;
- оценка коррекции развития («к чему это привело?») – что дали коррекционные мероприятия.
4.Классические понятия психологии развития: рост, созревание, дифференциация.
1) Рост – количественные изменения;
2) Созревание – внутренняя регуляция развития; качественные физические изменения, ведущие к психическим изменениям; больше зависит от наследственности;
3) Дифференциация – расширение и структурирование психики и способов поведения.
5.Классические понятия психологии развития: научение, запечатление, социализация.
4) Научение – внешняя регуляция развития; обретение знаний, установок, мотивов и т.д.; больше зависит от среды;
5) Запечатление (импринтинг) – не контролируемое сознанием усвоение норм, требований, поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца;
6) Социализация – приобретение типичных для его окружения ценностных представлений, норм и ролей, врастание в окружающее общество и культуру.
6. Критерии оценки теорий развития. Отношения в системе «Субъект – среда».
Выготский разделил все теории развития на 3 группы:
1) Критерий – аналогия с другими процессами развития:
- Холл – аналогия с развитием общества (период рытья и копания; охоты; конец дикости и становление цивилизации;, период романтизма; стадия промышленности и торговли).
2) Критерий – один, отдельно взятый признак развития:
- Блонский – смена зубов (беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство).
- Штерн – периоды активности (игра, учение, труд) или развитие речи (фаза первого слова, однословных и двусловных предложений, грамматизации и т.д.).
- Фрейд – изменение зон удовлетворения либидо (оральная, анальная, фаллическая, латентная, скрытая (созревание) и генитальная фазы.
- Пиаже – развитие мышления (сенсомоторный интеллект – рефлексы; интуитивное мышление; стадия конкретных операций и стадия формальных операций).
- Колберг – уровень развития морали (доморальный уровень – избегание наказания; уровень конвенциональной морали – ориентация на авторитет; уровень автономной морали – ориентации на общепринятые моральные нормы).
3) Критерий – особенности самого развития:
- Гезелл – «плотность» развития (с взрослением уменьшается).
- Выготский – смена стабильных периодов и кризисов (кризис новорождённости – период младенчества – кризис первого года жизни – раннее детство – кризис 3 лет – дошкольный возраст – кризис 7 лет – младший школьный период – пубертатный кризис – подростковый возраст – кризис 17 лет).
- Эриксон – физическое, социальное и психическое развитие и отношения с окружением (младенчество = доверие/недоверие; раннее детство = автономия/сомнение; дошкольный возраст – инициатива/чувство вины; школьный возраст – ценность/малоценность; юношество – индивидуальность, идентичность/растворение в обществе; молодость – интимность, солидарность/изоляция; 7) зрелость – творчество/застой; старший взрослый возраст (от 40 лет) - целостность личности/раздвоенность, отчаяние).
Отношения в системе «Субъект – Среда»:
1) Исключение субъекта и среды: развитие определяют не-субъект и не-среда;
2) Аддитивность субъекта и среды: развитие = результат, сумма совместных усилий субъекта и среды;
3) Исключение среды: только сам субъект определяет своё развитие;
4) Исключение субъекта: развитие определяется только средой;
5) Мультипликативность субъекта и среды: определяют развитие и субъект, и среда, но в разной степени; их отношения могут быть многомерны: субъект подавляется средой; субъект изучает среду, субъект включается в среду, субъект врастает в среду; субъект преодолевает среду.
Date: 2015-08-15; view: 460; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|