Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XIX. Специализированные искусственные семиотики 385⇐ ПредыдущаяСтр 125 из 125
торых удается представить определенный фрагмент действительности (планирование и организация производства, модели принятия решений, управление персоналом, распределение ресурсов, технологический цикл, организация внешних экономических и информационных связей и др.). Информационно-поисковый язык состоит из идеографического словаря (тезауруса) и формальной грамматики (включающей список внеконтекстных и контекстных отношений между элементами тезауруса и правила комбинирования элементов). Тезаурус представляет собой тематически организованный свод всех терминов и других знаков, отражающих систему понятий соответствующей сферы деятельности. В компьютеризированных системах управления информационно-поисковые языки строятся как человеко-машинные системы, т. е. доступные для специалиста и машины1. С помощью информационно-поискового языка на предприятии или в объединении создается информационно-справочный фонд (массив перфокарт и/или файлов, архив и библиотека данных), который включает базы данных, организованных по задачам или другим потребностям пользователей, рабочие программы, а также каталоги и описания состава и организации наличной информации. Совокупность всех массивов информации длительного хранения (обычно организованных в библиотеки данных) образует банк данных. Помимо базы данных (одна или несколько баз) банк данных включает систему управления базами данных и набор программ, описывающих решаемые задачи2. 138.2 Информационно-логические языки разрабатываются для строго логического, сжатого и универсального (наднационального) представления научно-технической информации. Мысль о том, что множество частных понятий можно представить как результат «правильных» комбинаций ограниченного набора общих понятий, была высказана и отчасти реализована (в «Ars magna») Раймундом Луллием (1236—1315), знаменитым испанским грамматиком, алхимиком и первым в Европе арабистом. 1 Для филолога хорошим, профессионально близким и практическим введе 2 Об информационно-поисковых языках см.: Панков И.П., Захаров В.П. При 386 Ч а с т ь n я т а я. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ Эта идея всю жизнь увлекала Готфрида Лейбница. В 20 лет он написал об этом диссертацию с характерным названием «О комбинаторном искусстве», позже - работу «Элементы универсальной характеристики» (1679). Лейбниц так раскрывает свой замысел: «Мною найдено средство достичь того же •... что сделали Декарт и другие для арифметики и геометрии с помощью алгебры и анализа, но уже для всех наук посредством Искусства формул. <... > Тем самым указан путь, на котором все существующие на свете составные понятия могут быть разложены на небольшое количество простых понятий, являющихся как бы их алфавитом, и посредством правильного метода из комбинаций букв такого алфавита могут быть со временем вновь получены все вещи вместе с их теоретическими доказательствами» (цит. по: Кондаков 1975, 279). Информационно-логические языки строились как логические исчисления умозаключений и использовали логикоматематическую (международную) символику, однако скоро выяснилось, что их универсальность проблематичНа. На практике, при разработке автоматизированных (человеко-машинных) систем управления, оказались полезны конкретные системы, пригодные для символьного представления ограниченного фрагмента реальности (например, планирования затрат отдельного предприятия или нескольких фаз технологического процесса). Примером информационно-логического языка может служить Универсальный семантический код (УСК), разработанный В. В. Мартынов 1977, 148-153).
Фрагмент словаря Универсального семантического кода(по Матрынову) х хочет действовать Агент посредством фасцинационного эффек- тара делает так, что сам призван действовать- Х ПРИХОДИТ в 't' Агент посредством нижнего неотчуждаемо- го эффектора снабжает собой объект (приходит в объект) Как видим, семантическое кодирование представляет собой вариант компонентного семантического анализа с ограниченным набором исходных компонентов. В работе В. В. Мартынова -«Основы семантического кодирования» к символьным средствам пред-
Лекция XlX. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СЕМИОТИКИ 387 ставления семантики добавлены графические - схемы семантичecKиx преобразований физических и информационныхк глаголов; геометрическое (векторное и в виде графов) представление семантических инвариантов названий ряда действий и др. Усилиям Луллия И Лейбница выявить -<<простые понятия, являющиеся как бы алфавитом», из «букв» которого состоят «все существующие на свете составные понятия», СОЗВУЧНЫ поиски некоторых школ в современной лингвистической семантике (ср. -«семантические пpu.ми- тивы» А. ВежбицкоЙ). К проблематике информационно-логических языков близки задачи по разработке процедур (в том числе автоматических) свертывания и развертывания научной информации в сферах документографического, фактографического и концептографического информационного обслуживания (информативное и метаинформативное свертывание, аннотирование, реферирование и др.) (см.: Блюменау 1982). Об информационных языках подробно см.: Котов, Якутин 1979; Котов, Новиков, Скокан 1987, проблема 1997. Языки программирования. Это класс формализованных (т.е. логико-математических) систем записи', предназначенных для автоматической (компьютерной) переработки информации. Они применяются как в общении человека и компьютера,так и в передаче от человека к человеку специальной информации (относящийся к программированию) Языки программирования имеют уровневое (иерархическое) строение. Как и в естественном языки, уровни языков программирования различаються по характеру той информации, кофавитный уровень, представляющий собой набор (в каждом языке свой) элементарных, но несамостоятельных единиц, для записи информации; цифр, букв, разделительных знаков(«,;./() и др.), обозначений констант (g;E b lh/)? Символов отношений, математических действий и функций, логических функций, служебных слов(интегрировать, пробел, пусть, стоп, таблица, формат, шаг и др.); 2) уровень имен, представляющих собой символьные (алфавитно-цифровые) цепочки, Т.е. уровень компьютерных аналогов слов 3) уровень выражений (непредикативных комбинаций имен); 1 Формализованность языка означает, что его использование'происходит по точным (единообразным) правилам построения выражений и их понимания. В формализованных языках следствия выводятся не на основе рассуждений, а Ш?9редством заданных операций, преобразующих символьные конструкции,
388 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ 4) уровень операторов (синтаксических конструкций, содержащих предписания для совершения определенной последовательности действий); 5) уровень текста или программы (содержащий семантически и синтаксически завершенную последовательность предписаний)l7'" В современных языках программирования возрастает их естественно-языковая компонента. Она базируется на лексике естественного языка (образующей в алфавите языка программы класс «служебных слов») и является нерезервированной (открытой). В зависимости от назначения и характера информации, передаваемой на языке программирования, различают два класса таких языков. Первый класс - это информационно-ynравляющие (или алгоритмические, процедурные, императивные) языки, создаваемые для записи команд, идущих от человека к компьютеру. Алгоритмический язык содержит систему правил и символов для записи к о м а н Д (с различением в каЖдОЙ команде фиксированнoгo кода операции и переменной адресной части). Число «живых»алгоритмических языков программирования, т.е. используе- мых В настоящее время для создания программ, измеряется сотнями. В их числе - бейсик, форmран, алгол, паскаль, кобол и др. Второй класс языков программирования составляют проблемно ориентированные (или непроцедурные, декларативные) языки, создаваемые не столько для построения (вычисления) результата, сколько для описания(декларацииего желаемых свойств. Это более мощное средство программирования, синтеза аглогитмов и искусственного интеллекта.
Лекция Х/Х. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СЕМИОТИКИ 389 др.). Языки человеко-машинной коммуникации развиваются в направлении от чисто математических и даже ЧУЖдых человеку кодов1 ко все более «мягким» семиотикам, которые по сути представляют собой естественно-искусственны е языки. Почему возрастает значимОСТЬ символиче• ских семиотик? Из истории знаков известно, что все знаки в тот момент, когда их создавали или когда они сами «возникали» (как в естественных семиотиках), были так или иначе мотивированы: если не иконически (как знак 11 ('параллельно'), 1. ('перпендикуляр') и некоторые другие, включая, может быть, и знак -- 'минус', см. п. 47), то благодаря вторичной (системно-структурной) мотивированности по отношению к другим знакамю своего поля (например, знак ТОЖдества =, знак неточного равенства ~, знак неравенства:;с, знаки:2:: 'больше или равно',:S; 'меньше или равно' производны от знака равенства =). Некоторые знаки мотивированы «намеком» на их написание (обычно на первую или две первые буквы в их названии, иногда латинском, см.п. 51). Однако впоследствии иконическая мотивация нередко утрачивалась, и связано это было отнюдь не только с забыванием. Иногда от иконичности сознательно отказывались. Так произошло в частности, с римкимии цифрами, обладавшими значительной наглядностью благодаря правилам комбинации исходных символов. Например, числа II и III вполне иконичны по отношению немотивированные арабские цифры более удобны для записи и вычислений в силу своей абстрактности и чистой символичности. Аналогичный отказ от наглядности знаков известен в истории химии. Один из создателей атомной теории строения веществ, английский естествоиспытатель Джон Дальтон в 180801810 гг. стал обозначать химические элементы небольшими кружками с различным рисунком или штриховкой внутри кружба; сложные вещества(соединения элементов) Далюто передал сочетанием соответствующих кружков в нужном количестве (до семи атомов). Преняв этот способ изображения веществ, один из современников восторженно писал: «Какая счастливая идея озображать атомы и строение соединений символами-идкя, которая придавала столько ясности взглядам Дальтона! Я был озарен новым светом,
,.
29. 30. Языки программирования различаются меЖдУ собой также в зависимости от категории пользователей, на которых ориентирован конкретный язык, - компьютер. профессиональный программист или неопрофессионал. Одно из магистрельные направлений в совершенствовании языков программирования состоит в создании все более «дружествееных» по отношению к человеку программ (интерактивые, диалоговые режимы работы, развитые средства подсказки, защиты от ошибок и
390 Часть пятая. ЗАКЛЮЧЕНИЕ сразу поразившим мой ум, и чутьем понял огромное значение этой теорию>'. Однако уже через десять лет шведский химик Якоб Берцелиус использует систему знаков без всякой иконичности: вместо кружочков атомов и пирамидок из кружков он предлагает буквенные символы (первая или две первых буквы латинских или греческих названий) и цифровые показатели (индексы), указывающие на количество атомов того или иного элемента. Иначе говоря, химическая символика приобретает современный вид. Символическая запись соединений казалась чисто техническим усовершенствованием специального языка, однако это сразу же позволило Берцелиусу записывать химические реакции и решать уравнения, что было важно как для химической теории, так и для развития вычислительной химии. .Иконичность тормозила абстрактное и потому чисто теоретическое понимание некоторых явлений. Р. Л. Грегори, размышляя об изменении роли наглядности в познании, показывает, как в учебниках физики рубежа XIX и хх.вв. стремительно менялся способ представления электрической цепи. Вначале это были вполне «реалистические» зарисовки (в терминах семиотики - uконuческuе знаки) конкретных установок - конденсатора (источника тока), сопротивления, проводов, клемм, лампочек и т.Д. Однако для понимания сути конденсатора не только не нужна, но 11 вредна наглядность, потому что форма конденсатора бывает разной. «Изобразительное» пnедставленне конденсатора или сопротивления мегало понять, что важен не их вид, не строение, а функция. Всего за два десятилетия физики перешли от рисунков к схемам, которых рисуни уступили место условным обозначениям компонентов установки, напоминавшим прежние «картинки» не более чем иероглиф- свой рисуночный прототип. Некоторые компоненты вообще заменились буквами, например, сопротивление стали обозначать кружком с буквой R внутри (R-сопротивление-,) Оказывается, символы помогают понимать недоступное глазу. На рубеже XIX-XX вв. познание впервые встретилось с реальностью, недоступной глазу (в том числе микроскопу). Таковы, с одной стороны, процессы и явления микромира, изучаемые в электронике, квантовой механике, физиологии мозга, молекулярной биологии и некоторых других областях естествознания некоторые макропроцессы- как в естественных науках(например, эволюция звезд, происхождение планетных систем и т.п.), так и в социальных (например, промышленная или информационная революция, изменения в общественном сознании и т.п.). I Цит. по кн: Джуа М. История химии. - М., 1975. - С. 171.
Лекция ХХ. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ 391 Исследователь подобных процессов видит, наблюдает лишь з н а к и изучаемых явлений (например, кривую на осциллографе, электроэнцефалограмму, статистические данные, материалы социологического анкетирования и т.п.). Здесь бессильНЫ чувственный опыт или воображение 1. Здесь принципиально нужно а б с тр а к т н о е понимание, т. е. познание, которое не только приходит к абстрактным формулам, но и исходит из абстракций и не может быть подтверждено показаниями чувств. Знаки-символы, основной класс знаков естественного языка и наук, играли вьщающуюся роль в развитии мышления. Как писал Р.Л. Грегори, «ДЛЯ развития мышления необходимы символы, так как именно они освободили мозг от тирании сенсорного восприятия» (Грегори 1972, 171). По мере расширения научного знания за пределы того, что доступно органам чувств человека, роль знаков-символов будет возрастать. «нам придется научиться жить среди несенсорной информации и возникающих из нее мыслительных, но не воспринимаемых концепций физики. Перед нами стоит вопрос: в какой мере мозг человека способен справиться с концепциями, чуждыми нашему опыту, полученному с помощью органов чувств?Наше будущее зависит от того, каким будет ответ на этот вопрос»(Грегори 1972, 179; см. также:Бодров 2000). 1 «Ср. студенческую насмешку радиоэлектронщиков над новичками: А почему провода прямые, если ток идет по синусоиде?
Date: 2015-07-25; view: 745; Нарушение авторских прав |