Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XIX. Специализированные искусственные семиотики 385





торых удается представить определенный фрагмент действитель­ности (планирование и организация производства, модели при­нятия решений, управление персоналом, распределение ресур­сов, технологический цикл, организация внешних экономиче­ских и информационных связей и др.).

Информационно-поисковый язык состоит из идеографическо­го словаря (тезауруса) и формальной грамматики (включающей список внеконтекстных и контекстных отношений между элемен­тами тезауруса и правила комбинирования элементов). Тезаурус представляет собой тематически организованный свод всех тер­минов и других знаков, отражающих систему понятий соответ­ствующей сферы деятельности. В компьютеризированных системах управления информационно-поисковые языки строятся как че­ловеко-машинные системы, т. е. доступные для специалиста и ма­шины1.

С помощью информационно-поискового языка на предприя­тии или в объединении создается информационно-справочный фонд (массив перфокарт и/или файлов, архив и библиотека дан­ных), который включает базы данных, организованных по зада­чам или другим потребностям пользователей, рабочие програм­мы, а также каталоги и описания состава и организации налич­ной информации. Совокупность всех массивов информации дли­тельного хранения (обычно организованных в библиотеки дан­ных) образует банк данных. Помимо базы данных (одна или не­сколько баз) банк данных включает систему управления базами данных и набор программ, описывающих решаемые задачи2.

138.2 Информационно-логические языки разрабатываются для строго логического, сжатого и универ­сального (наднационального) представления научно-технической информации. Мысль о том, что множество частных понятий можно представить как результат «правильных» комбинаций огра­ниченного набора общих понятий, была высказана и отчасти реализована (в «Ars magna») Раймундом Луллием (1236—1315), знаменитым испанским грамматиком, алхимиком и первым в Европе арабистом.

1 Для филолога хорошим, профессионально близким и практическим введе­
нием в проблематику тезауруса могут быть лингвистический тезаурус и моногра­
фия о тезаурусном представлении языка лингвистики СЕ. Никитиной (см.: Ни­
китина 1978; Никитина 1987).

2 Об информационно-поисковых языках см.: Панков И.П., Захаров В.П. При­
кладная лингвистика. — М., 1996 (раздел «Информационно-поисковые систе­
мы»); Баранов 2001 (разделы «Оптимизация общения с ЭВМ: системы обработки
естественного языка» и «Теория и практика информационно-поисковых сис­
тем»).


386 Ч а с т ь n я т а я. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ

Эта идея всю жизнь увлекала Готфрида Лейбница. В 20 лет он написал об этом диссертацию с характерным названием «О комбинаторном ис­кусстве», позже - работу «Элементы универсальной характеристики» (1679). Лейбниц так раскрывает свой замысел: «Мною найдено средство достичь того же •... что сделали Декарт и другие для арифметики и геомет­рии с помощью алгебры и анализа, но уже для всех наук посредством Искусства формул. <... > Тем самым указан путь, на котором все суще­ствующие на свете составные понятия могут быть разложены на неболь­шое количество простых понятий, являющихся как бы их алфавитом, и посредством правильного метода из комбинаций букв такого алфавита могут быть со временем вновь получены все вещи вместе с их теорети­ческими доказательствами» (цит. по: Кондаков 1975, 279).

Информационно-логические языки строились как логические исчисления умозаключений и использовали логикоматематиче­скую (международную) символику, однако скоро выяснилось, что их универсальность проблематичНа. На практике, при разработке автоматизированных (человеко-машинных) систем управления, оказались полезны конкретные системы, пригодные для символьного представления ограниченного фрагмента реальности (напри­мер, планирования затрат отдельного предприятия или несколь­ких фаз технологического процесса).

Примером информационно-логического языка может служить Универсальный семантический код (УСК), разработанный В. В. Мар­тынов 1977, 148-153).

 

Фрагмент словаря Универсального семантического кода(по Матрынову)

х хочет действовать Агент посредством фасцинационного эффек-

тара делает так, что сам призван действовать-

Х ПРИХОДИТ в 't' Агент посредством нижнего неотчуждаемо-

го эффектора снабжает собой объект (при­ходит в объект)

Как видим, семантическое кодирование представляет собой вариант компонентного семантического анализа с ограниченным набором исходных компонентов. В работе В. В. Мартынова -«Осно­вы семантического кодирования» к символьным средствам пред-



 


 

Лекция XlX. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СЕМИОТИКИ 387

ставления семантики добавлены графические - схемы семанти­чecKиx преобразований физических и информационныхк глаголов; геометрическое (векторное и в виде графов) представление се­мантических инвариантов названий ряда действий и др. Усилиям Луллия И Лейбница выявить -<<простые понятия, являющиеся как бы алфавитом», из «букв» которого состоят «все существующие на свете составные понятия», СОЗВУЧНЫ поиски некоторых школ в совре­менной лингвистической семантике (ср. -«семантические пpu.ми- тивы» А. ВежбицкоЙ).

К проблематике информационно-логических языков близки

задачи по разработке процедур (в том числе автоматических) свер­тывания и развертывания научной информации в сферах доку­ментографического, фактографического и концептографического информационного обслуживания (информативное и метаинфор­мативное свертывание, аннотирование, реферирование и др.) (см.:

Блюменау 1982).

Об информационных языках подробно см.: Котов, Якутин 1979;

Котов, Новиков, Скокан 1987, проблема 1997.

 

Языки программирования. Это класс формали­зованных (т.е. логико-математических) систем за­писи', предназначенных для автоматической (компьютерной) переработки информации. Они применяются как в общении человека и компьютера,так и в передаче от человека к человеку специальной информации (относящийся к программированию)

Языки программирования имеют уровневое (иерархическое) строение. Как и в естественном языки, уровни языков программирования различаються по характеру той информации, кофавитный уровень, представляющий собой набор (в каждом языке свой) элементарных, но несамостоятельных единиц, для записи информации; цифр, букв, разделительных знаков(«,;./() и др.), обозначений констант (g;E b lh/)? Символов отношений, математических действий и функций, логических функций, служебных слов(интегрировать, пробел, пусть, стоп, таблица, формат, шаг и др.); 2) уровень имен, представляющих собой символьные (алфавит­но-цифровые) цепочки, Т.е. уровень компьютерных аналогов слов 3) уровень выражений (непредикативных комбинаций имен);

1 Формализованность языка означает, что его использование'происходит по точным (единообразным) правилам построения выражений и их понимания. В формализованных языках следствия выводятся не на основе рассуждений, а Ш?9редством заданных операций, преобразующих символьные конструкции,

 


388 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ

4) уровень операторов (синтаксических конструкций, содержа­щих предписания для совершения определенной последователь­ности действий); 5) уровень текста или программы (содержащий семантически и синтаксически завершенную последовательность предписаний)l7'"

В современных языках программирования возрастает их есте­ственно-языковая компонента. Она базируется на лексике естествен­ного языка (образующей в алфавите языка программы класс «слу­жебных слов») и является нерезервированной (открытой).

В зависимости от назначения и характера информации, пере­даваемой на языке программирования, различают два класса та­ких языков. Первый класс - это информационно-ynравляющие (или алгоритмические, процедурные, императивные) языки, создавае­мые для записи команд, идущих от человека к компьютеру. Алго­ритмический язык содержит систему правил и символов для за­писи к о м а н Д (с различением в каЖдОЙ команде фиксирован­нoгo кода операции и переменной адресной части). Число «живых»алгоритмических языков программирования, т.е. используе-


мых В настоящее время для создания программ, измеряется сот­нями. В их числе - бейсик, форmран, алгол, паскаль, кобол и др.

Второй класс языков программирования составляют проблем­но ориентированные (или непроцедурные, декларативные) языки, создаваемые не столько для построения (вычисления) результата, сколько для описания(декларацииего желаемых свойств. Это более мощное средство программирования, синтеза аглогитмов и искусственного интеллекта.


 

Лекция Х/Х. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СЕМИОТИКИ 389

др.). Языки человеко-машинной коммуникации развиваются в направлении от чисто математических и даже ЧУЖдых человеку кодов1 ко все более «мягким» семиотикам, которые по сути представляют собой естественно-искусственны е языки.

 

Почему возрастает значимОСТЬ символиче­• ских семиотик? Из истории знаков известно, что все знаки в тот момент, когда их создавали или когда они сами «возникали» (как в естественных семиотиках), были так или ина­че мотивированы: если не иконически (как знак 11 ('параллель­но'), 1. ('перпендикуляр') и некоторые другие, включая, может быть, и знак -- 'минус', см. п. 47), то благодаря вторичной (сис­темно-структурной) мотивированности по отношению к другим знакамю своего поля (например, знак ТОЖдества =, знак неточного равенства ~, знак неравенства:;с, знаки:2:: 'больше или равно',:S; 'меньше или равно' производны от знака равенства =). Некоторые знаки мотивированы «намеком» на их написание (обычно на первую или две первые буквы в их названии, иногда латинском, см.п. 51). Однако впоследствии иконическая мотивация нередко утра­чивалась, и связано это было отнюдь не только с забыванием. Иногда от иконичности сознательно отказывались.

Так произошло в частности, с римкимии цифрами, обладавшими значительной наглядностью благодаря правилам комбинации исходных символов. Например, числа II и III вполне иконичны по отношению немотивированные арабские цифры более удобны для записи и вычислений в силу своей абстрактности и чистой символичности.

Аналогичный отказ от наглядности знаков известен в истории химии. Один из создателей атомной теории строения веществ, английский естествоиспытатель Джон Дальтон в 180801810 гг. стал обозначать химические элементы небольшими кружками с различным рисунком или штриховкой внутри кружба; сложные вещества(соединения элементов) Далюто передал сочетанием соответствующих кружков в нужном количестве (до семи атомов). Преняв этот способ изображения веществ, один из современников восторженно писал: «Какая счастливая идея озображать атомы и строение соединений символами-идкя, которая придавала столько ясности взглядам Дальтона! Я был озарен новым светом,


 

,.


 


29.

30.

Языки программирования различаются меЖдУ собой также в зависимости от категории пользователей, на которых ориентиро­ван конкретный язык, - компьютер. профессиональный программист или неопрофессионал. Одно из магистрельные направлений в совершенствовании языков программирования состоит в создании все более «дружествееных» по отношению к человеку программ (интерактивые, диалоговые режимы работы, развитые средства подсказки, защиты от ошибок и


 




390 Часть пятая. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

сразу поразившим мой ум, и чутьем понял огромное значение этой тео­рию>'.

Однако уже через десять лет шведский химик Якоб Берцелиус ис­пользует систему знаков без всякой иконичности: вместо кружочков ато­мов и пирамидок из кружков он предлагает буквенные символы (первая или две первых буквы латинских или греческих названий) и цифровые показатели (индексы), указывающие на количество атомов того или иного элемента. Иначе говоря, химическая символика приобретает современ­ный вид. Символическая запись соединений казалась чисто техническим усовершенствованием специального языка, однако это сразу же позво­лило Берцелиусу записывать химические реакции и решать уравнения, что было важно как для химической теории, так и для развития вычис­лительной химии.

.Иконичность тормозила абстрактное и потому чисто теорети­ческое понимание некоторых явлений. Р. Л. Грегори, размышляя об изменении роли наглядности в познании, показывает, как в учебниках физики рубежа XIX и хх.вв. стремительно менялся способ представления электрической цепи.

Вначале это были вполне «реалистические» зарисовки (в терминах семиотики - uконuческuе знаки) конкретных установок - конденсатора (источника тока), сопротивления, проводов, клемм, лампочек и т.Д. Однако для понимания сути конденсатора не только не нужна, но 11 вредна наглядность, потому что форма конденсатора бывает разной. «Изобразительное» пnедставленне конденсатора или сопротивления мегало понять, что важен не их вид, не строение, а функция. Всего за два десятилетия физики перешли от рисунков к схемам, которых рисуни уступили место условным обозначениям компонентов установки, напоминавшим прежние «картинки» не более чем иероглиф- свой рисуночный прототип. Некоторые компоненты вообще заменились буквами, например, сопротивление стали обозначать кружком с буквой R внутри (R-сопротивление-,)

Оказывается, символы помогают понимать недоступное глазу. На рубеже XIX-XX вв. познание впервые встретилось с реальностью, недоступной глазу (в том числе микроскопу). Таковы, с одной стороны, процессы и явления микромира, изучаемые в электронике, квантовой механике, физиологии мозга, молекулярной биологии и некоторых других областях естествознания некоторые макропроцессы- как в естественных науках(например, эволюция звезд, происхождение планетных систем и т.п.), так и в социальных (например, промышленная или информационная революция, изменения в общественном сознании и т.п.).

I Цит. по кн: Джуа М. История химии. - М., 1975. - С. 171.


 

Лекция ХХ. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ 391

Исследователь подобных процессов видит, наблюдает лишь з н а к и изучаемых явлений (например, кривую на осциллогра­фе, электроэнцефалограмму, статистические данные, материалы социологического анкетирования и т.п.). Здесь бессильНЫ чувствен­ный опыт или воображение 1. Здесь принципиально нужно а б с т­р а к т н о е понимание, т. е. познание, которое не только прихо­дит к абстрактным формулам, но и исходит из абстракций и не может быть подтверждено показаниями чувств. Знаки-симво­лы, основной класс знаков естественного языка и наук, играли вьщающуюся роль в развитии мышления. Как писал Р.Л. Грегори, «ДЛЯ развития мышления необходимы символы, так как именно они освободили мозг от тирании сенсорного восприятия» (Грего­ри 1972, 171). По мере расширения научного знания за пределы того, что доступно органам чувств человека, роль знаков-символов будет возрастать.

«нам придется научиться жить среди несенсорной информации и возникающих из нее мыслительных, но не воспринимаемых концепций физики. Перед нами стоит вопрос: в какой мере мозг человека способен справиться с концепциями, чуждыми нашему опыту, полученному с помощью органов чувств?Наше будущее зависит от того, каким будет ответ на этот вопрос»(Грегори 1972, 179; см. также:Бодров 2000).

1 «Ср. студенческую насмешку радиоэлектронщиков над новичками: А почему провода прямые, если ток идет по синусоиде?

 







Date: 2015-07-25; view: 745; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию