![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Лекция XVIII. Семиотики искусного слова. 375
лексии над отображаемым миром, чем в корпусе произведений изобразительного искусства или музыки. Однако литературное произведение уступит живописному полотну в чувственной наглядности, в зримых подробностях жизни, а музыке — в запечатленной тонкости, иногда силе и глубине субъективного чувства. При этом степень информативности и объективности в эпической прозе выше, чем в лирической поэзии, однако ниже, чем за пределами художественной прозы (в мемуарной, исторической, документальной литературе). Относительно высокая информативность и интеллектуализм литературы обусловлены характером семантики языковых знаков (см. п. 65, 71) и многоуровневым строением литературы как знаковой системы. 134.4 Сложные знаки литературы (литературные об-разы). Они менее иконичны, чем знаки-образы 135 Уровневое строение художественной литера- туры. Гамлет на вопрос о том, что за книгу он 1 О том, насколько регулярен этот мотив, говорят контексты: Там была бы Библиотека, и в залах ее пустых / я листал бы тома с таким же количеством запятых («Развивая Платона»); Наша письменность, Томас! <...>/ помесь литеры римской с кириллицей («Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова»); Вот откуда вся жизнь, как нетвердая честная фраза / на пути к запятой (там же); так знаками препинания / заменяется голос; хуже мыши / глодал петит родного словаря («Разговор с небожителем») и др. Причем подобная редукция у Бродского отнюдь не всегда пессимистична: и без костей язык, до внятных звуков лаком, / судьбу благодарит кириллицыным знаком («Пятая годовщина»).
Вопрос о том, как «буквы сбиваются в когорту», —- это вопрос об уровнях в строении семиотик (художественных языков словесности), о том, из чего и каким образом складываются «когорты» произведений. С чего начинается произведение: с «неясного гула» в сознании поэта — размера и ритма зарождающегося стихотворения (как писал об этом Маяковский)? Или с замысла «когорты», которая куда-то «вклинится»? Или с «картинок», которые вдруг видит перед собой герой «Театрального романа» Михаила Булгакова? Цитирую: Вьюга разбудила меня однажды. Вьюжный был март и бушевал, хотя и шел уже к концу. И опять, как тогда, я проснулся в слезах!1 Какая слабость, ах, какая слабость! И опять те же люди, и опять дальний город, и бок рояля, и выстрелы, и еще какой-то поверженный на снегу. Родились эти люди в снах, вышли из снов и прочнейшим образом обосновались в моей келье. Ясно было, что с ними так не разойтись. Но что же делать с ними? Первое время я просто беседовал с ними, и все-таки книжку романа мне пришлось извлечь из ящика. Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы выступает что-то цветное. Присматриваясь, щурясь, я убедился в том, что это картинка. И более того, что картинка эта не плоская, а трехмерная. Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе. Ах, какая это была увлекательная игра. <...> Всю жизнь можно было бы играть в эту игру, глядеть в страницу... А как бы фиксировать эти фигурки? Так, чтобы они не ушли уже больше никуда? И ночью однажды я решил эту волшебную камеру описать. Как же ее описать? А очень просто. Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует. Вот: картинка загорается, картинка расцвечивается. Она мне нравится? Чрезвычайно. Стало быть, я и пишу: картина первая. Я вижу вечер. Горит лампа. Бахрома абажура. Ноты на рояле раскрыты. Играют «Фауста». Вдруг «Фауст» смолкает, но начинает играть гитара. Кто играет? Вот он выходит из дверей с гитарой в руке. Слышу — напевает. Пишу — напевает. Да это, оказывается, прелестная игра! Не надо ходить на вечеринки, в театр. Ночи три я провозился, играя с первой картинкой, и к концу этой ночи понял, что сочиняю пьесу. Это вопросы об этапах создания произведения. Они зеркально противоположны и отчасти симметричны по отношению 1 Это воспоминание героя о том, как он начал писать роман (теперь уже опубликованный и лежащий в его письменном столе). «Роман» и «пьеса» автобиографически соответствуют «Белой гвардии» (1925—1927) и «Дням Турбиных» (1926) Булгакова. Date: 2015-07-25; view: 758; Нарушение авторских прав |