Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XVIII. Семиотики искусного слова. 377





jc анализу восприятия произведения, т.е. к анализу того кру­того маршрута, по которому следует читатель: от первых букв, слов, фраз, сцен не только до финальных сцен, фраз, слов, ко­нечной точки или многоточия, но и до понимания замысла авто­ра, его заветных мыслей, оценок представленных картин, склада его души. Все это вопросы об уровневом строении семиотик словесности. Картина уровневого строения семиотик художествен­ного слова важна для понимания не только процессов порожде­ния и восприятия художественного текста, но и механизмов соз­дания разнопорядковых смыслов, образующих его содержание. Разный порядок (ранг) смыслов обусловлен тем, что они при­надлежат разным уровням организации произведения.

По определению, каждая семиотика представляет собой неко­торую модель (картину) мира со своими возможностями порож­дения и сообщения новой информации о нем (см. п. 1). В области литературы есть три основные семиотические системы — лирика, эпос и драма, которые различаются как своими семантическими возможностями, так и по структуре. Кроме того, для словесных искусств, как для содержания, так и для структуры произведе­ний, исключительно важна оппозиция двух типов художествен­ной речи: стихов и прозы. Лирические, эпические и драматиче­ские произведения бывают и в стихах, и в прозе.

Названные оппозиции определяют основные классы семиотик художественного слова. Вместе с тем границы родов художествен­ного слова, как и границы между стихами и прозой, проницаемы и исторически подвижны. Своя динамика и взаимодействие име­ют место также в системах жанров внутри родов и между ними. В итоге виды организации произведений художественной литера­туры исключительно разнообразны (уступая в разнообразии форм только музыке, см. п. 119). «Список» видов (или классов способов) организации художественного текста может быть получен на базе имеющихся классификаций произведений в зависимости от их жанра, стиля, построения и др.

Основные направления в этих классификациях таковы: 1) роды (эпос, лирика, драма), жанры (например, в драме — трагедия, комедия, водевиль, фарс, буффонада и т.д.), виды литературных произведений (например, виды рассказа: новелла, короткий рас­сказ (short story), юмористический рассказ, святочный рассказ и Др.); 2) стихотворная речь и проза с рядом переходных форм (рит­мическая проза, верлибр, вольный стих и др.); в стихотворной речи — размер, строфика, наличие или отсутствие рифмы; спо­собы рифмовки и т.д.; 3) способы развертывания повествования, что зависит от характера конфликта, интриги, фабулы, сюжета, а также наличия вставных новелл, лирических и иных отступлений, наконец, от типа композиции, что в свою очередь, зависит от


378 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ _____________

жанра (например, психологический роман или детектив), а также от художественной школы или направления, на которые ориен­тируется автор; выстраивание композиции и ее преобразующее («монтажное») влияние на все уровни художественного произве­дения; 4) художественные направления и стили наррации (клас­сицизм, барокко, сентиментализм, символизм и др.); 5) тип по­вествования: лирическая проза, несобственно прямая речь, рас­сказ с точки зрения внешнего «объективного» наблюдателя и др.; повествование от 1-го или от 3-го лица, или с разных точек зре­ния и т. п. С точки зрения семиотики все названные аспекты, по которым классифицируются художественные тексты, представляют собой отдельные этапы, или уровни организации произведе­ний.

Создавая произведение, автор стоит перед рядом крупных ху­дожественных решений. Он должен выбрать род (будет ли писать пьесу или роман), жанр и вид (роман исторический, авантюрный или семейный, прозаический или в стихах, в письмах или днев­ник, роман-путешествие, а если не роман, то что: повесть, рас­сказ, новеллу, притчу и т.д.); автор продумывает суть и форму конфликта (конфликт отцов и детей, или государства и человека, или еще что-то), типы персонажей, сюжетные линии, связанные с каждым их них, и т.д. Те шаги автора, которые обусловлены обращением к иному классу художественных средств, озна­чают переход от одного семиотического уровня к другому. Это крупные шаги, и каждый из них значим. Выбор типа художе­ственной формы есть вместе с тем выбор определенного типа содержания и наоборот: стремясь выразить некоторое содержа­ние, автор обращается к тем или иным художественным фор­мам, при этом нередко трансформирует их, в результате чего возникают новые формы, потенциально чреватые новым содер­жанием.


Составы уровней в разных художественных семиотиках (эпосе, лирике, драме; стихах и прозе), а также в разных жанрах разные. Однако в любом случае авторы стоят также и перед альтернатива­ми, которые возникают на материальном уровне «первоэлемен­тов» художественного произведения — на уровне языка. Здесь происходит выбор этнического языка, той или иной формы су­ществования данного языка (общенациональный литературный язык — региональный литературный язык — диалект — некоди-фицированная разговорная речь — сленг — арго — просторечие — газетно-публицистический стиль и т.п.). Выбор языка (например, русский или украинский в разных произведениях Тараса Шевчен­ко; русский или английский у Владимира Набокова или Иосифа Бродского и т.д.) и выбор варианта языка — это не только фор­мальные, но художественно информативные и семантические ре-


Лекция XIX. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СЕМИОТИКИ 379

шения, последствия которых будут ощутимы на других, более содержательных уровнях организации художественного текста.

В отличие от однонаправленности уровневой иерархии этни­ческого (естественного) языка уровневое строение семиотик ху­дожественного слова имеет более сложное строение. Во всяком случае не ясно, какова иерархия во взаимоотношениях между такими макросинтаксическими уровнями в организации худо­жественного текста, как «законы» («художественная логика») по­строения лирического произведения и «законы», допустим, сим­волизма (в отличие от акмеизма).







Date: 2015-07-25; view: 589; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию