Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVIII. Семиотики искусного слова. 377
jc анализу восприятия произведения, т.е. к анализу того крутого маршрута, по которому следует читатель: от первых букв, слов, фраз, сцен не только до финальных сцен, фраз, слов, конечной точки или многоточия, но и до понимания замысла автора, его заветных мыслей, оценок представленных картин, склада его души. Все это вопросы об уровневом строении семиотик словесности. Картина уровневого строения семиотик художественного слова важна для понимания не только процессов порождения и восприятия художественного текста, но и механизмов создания разнопорядковых смыслов, образующих его содержание. Разный порядок (ранг) смыслов обусловлен тем, что они принадлежат разным уровням организации произведения. По определению, каждая семиотика представляет собой некоторую модель (картину) мира со своими возможностями порождения и сообщения новой информации о нем (см. п. 1). В области литературы есть три основные семиотические системы — лирика, эпос и драма, которые различаются как своими семантическими возможностями, так и по структуре. Кроме того, для словесных искусств, как для содержания, так и для структуры произведений, исключительно важна оппозиция двух типов художественной речи: стихов и прозы. Лирические, эпические и драматические произведения бывают и в стихах, и в прозе. Названные оппозиции определяют основные классы семиотик художественного слова. Вместе с тем границы родов художественного слова, как и границы между стихами и прозой, проницаемы и исторически подвижны. Своя динамика и взаимодействие имеют место также в системах жанров внутри родов и между ними. В итоге виды организации произведений художественной литературы исключительно разнообразны (уступая в разнообразии форм только музыке, см. п. 119). «Список» видов (или классов способов) организации художественного текста может быть получен на базе имеющихся классификаций произведений в зависимости от их жанра, стиля, построения и др. Основные направления в этих классификациях таковы: 1) роды (эпос, лирика, драма), жанры (например, в драме — трагедия, комедия, водевиль, фарс, буффонада и т.д.), виды литературных произведений (например, виды рассказа: новелла, короткий рассказ (short story), юмористический рассказ, святочный рассказ и Др.); 2) стихотворная речь и проза с рядом переходных форм (ритмическая проза, верлибр, вольный стих и др.); в стихотворной речи — размер, строфика, наличие или отсутствие рифмы; способы рифмовки и т.д.; 3) способы развертывания повествования, что зависит от характера конфликта, интриги, фабулы, сюжета, а также наличия вставных новелл, лирических и иных отступлений, наконец, от типа композиции, что в свою очередь, зависит от 378 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ _____________ жанра (например, психологический роман или детектив), а также от художественной школы или направления, на которые ориентируется автор; выстраивание композиции и ее преобразующее («монтажное») влияние на все уровни художественного произведения; 4) художественные направления и стили наррации (классицизм, барокко, сентиментализм, символизм и др.); 5) тип повествования: лирическая проза, несобственно прямая речь, рассказ с точки зрения внешнего «объективного» наблюдателя и др.; повествование от 1-го или от 3-го лица, или с разных точек зрения и т. п. С точки зрения семиотики все названные аспекты, по которым классифицируются художественные тексты, представляют собой отдельные этапы, или уровни организации произведений. Создавая произведение, автор стоит перед рядом крупных художественных решений. Он должен выбрать род (будет ли писать пьесу или роман), жанр и вид (роман исторический, авантюрный или семейный, прозаический или в стихах, в письмах или дневник, роман-путешествие, а если не роман, то что: повесть, рассказ, новеллу, притчу и т.д.); автор продумывает суть и форму конфликта (конфликт отцов и детей, или государства и человека, или еще что-то), типы персонажей, сюжетные линии, связанные с каждым их них, и т.д. Те шаги автора, которые обусловлены обращением к иному классу художественных средств, означают переход от одного семиотического уровня к другому. Это крупные шаги, и каждый из них значим. Выбор типа художественной формы есть вместе с тем выбор определенного типа содержания и наоборот: стремясь выразить некоторое содержание, автор обращается к тем или иным художественным формам, при этом нередко трансформирует их, в результате чего возникают новые формы, потенциально чреватые новым содержанием. Составы уровней в разных художественных семиотиках (эпосе, лирике, драме; стихах и прозе), а также в разных жанрах разные. Однако в любом случае авторы стоят также и перед альтернативами, которые возникают на материальном уровне «первоэлементов» художественного произведения — на уровне языка. Здесь происходит выбор этнического языка, той или иной формы существования данного языка (общенациональный литературный язык — региональный литературный язык — диалект — некоди-фицированная разговорная речь — сленг — арго — просторечие — газетно-публицистический стиль и т.п.). Выбор языка (например, русский или украинский в разных произведениях Тараса Шевченко; русский или английский у Владимира Набокова или Иосифа Бродского и т.д.) и выбор варианта языка — это не только формальные, но художественно информативные и семантические ре- Лекция XIX. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ СЕМИОТИКИ 379 шения, последствия которых будут ощутимы на других, более содержательных уровнях организации художественного текста. В отличие от однонаправленности уровневой иерархии этнического (естественного) языка уровневое строение семиотик художественного слова имеет более сложное строение. Во всяком случае не ясно, какова иерархия во взаимоотношениях между такими макросинтаксическими уровнями в организации художественного текста, как «законы» («художественная логика») построения лирического произведения и «законы», допустим, символизма (в отличие от акмеизма). Date: 2015-07-25; view: 589; Нарушение авторских прав |