Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этноконсолидирующий символизм языка
Не редко в числе символов, консолидирующих народ, называют также и язык. Если люди говорят на одном языке, то это создает важнейшую предпосылку для культурно-психологической общности и близости. Язык — это настолько сильный объединяющий фактор, что выступает не как знак консолидации, а как реальная языковая общность и близость людей. Однако в действительности язык не является условием, необходимым и достаточным для объединения группы людей в народ. Во-первых, есть языки, на которых говорят разные, иногда многие народы в суверенных и нередко не соседних государствах, например, английский, испанский, арабский, французский, китайский, немецкий. В последнее время к таким полинациональным (или полигосударственным) языкам добавился русский, на котором говорят многие миллионы людей за пределами России — в Беларуси, Украине, Казахстане, Кыргызстане и (в разной мере) в других странах СНГ, в странах Балтии, а также в странах дальнего зарубежья (больше всего в Израиле и США). Во-вторых, есть народы (государства, нации), которые в силу Разных ареально-этнических и культурных факторов используют несколько языков: например, четыре государственных языка в Швейцарии (немецкий, французский, итальянский, ретороманский); пять языков, из них два государственных, в Израиле (го-сУдарственные — иврит и арабский, точнее сиро-палестинский, Диалект арабского языка, кроме того, английский, русский и иДищ); два государственных (или официальных) языка в Беларуси (белорусский и русский); Кыргызстане (киргизский и рус- 258 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ ский); Бельгии (фламандский и французский); Финляндии (финский и шведский). В-третьих, у некоторых наций (народов, госу-дарств) отсутствует свой «отдельны й» язык — только в Европе это Австрия, Ирландия, Швейцария, Бельгия, Босния, Черногория1. Приведенные факты говорят о том, что не язык создает народ/ нацию. Главное для формирования нации — это этническое самосознание людей (самоопределение, самоидентификация), т. е. представление некоторой группы людей о себе как о народе, отдельном от других народов (см. выше п. 95). Важную роль в укоренении такого рода представлений играет национальная символика (о которой шла речь выше). Язык, безусловно, входит в число высоко чтимых символов народа. В обществе с высокой культурой воспитывается уважение к языку как к духовной святыни народа и объединяющему началу. В этом смысле можно говорить об этнической, или этноконсолидирующей, функции языка. В условиях борьбы за независимость или национального возрождения этноконсолидирующая семиотика этнического языка может резко возрастать — настолько, что его символическое, подчеркнуто национально ангажированное использование (в публицистике, литературе, образовании) может превышать повседневное употребление. Такая ситуация наблюдалась в истории чешского национального возрождения в конце XVIII—первой трети XIX в., когда чешская интеллигенция намеренно переходила с привычного немецкого языка на чешский для утверждения этноязыковой суверенности чешского народа. Похожая картина наблюдается в современной Беларуси: белорусский язык — это в большей степени символ национального возрождения и язык литературы, публицистики и образования, чем язык повседневного общения2. 1 Названные языковые ситуации, конечно, не однородны. Если боснийцы и 2 Показательны данные переписи населения 1999 г.: почти 73,7 % граждан Date: 2015-07-25; view: 843; Нарушение авторских прав |