Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пеки и я XII. Различия между семиотиками в составе функций 253
0на выходит за пределы самого типичного акта коммуникации — общения двух индивидов. Между тем одна из древних и важных функций разных семиотик человеческих сообществ состояла имен-до в консолидации, т.е. в объединении с целью укрепления. Коллективный характер жизни человечество унаследовало генетически — от приматов. Не только в обезьяньих стадах, но и у других общественных животных (волчьих стаях, колониях моржей и др.) сообщество создается благодаря разделению функций между отдельными особями и группами особей. Вершину социальной иерархии занимает вожак, и в сообществах животных вырабатываются демонстрационно-ритуальные (а не симптоматические) знаки, функция которых состоит в закреплении и поддержании сложившейся иерархии. Вожак и его самка с детенышами занимают лучшие места на стоянке, съедают лучшие куски коллективной добычи, им оказывают знаки покорности, а вожак иногда демонстрирует свою власть — не только «делом» (предводительствуя в охоте или защите), но и иконически — устрашая демонстративным рыком или шлепком строптивых (см. п. 35).
Этническая и национально-государственная символика. В человеческих сообществах древнейшие объединяющие семиотики были связаны с общими ритуалами, в том числе с культами царей-богов (или полубогов) и царей-жрецов. Семиотика, которая укрепляла власть жреца (вождя, царя), была многоканальной, разнообразной и исключительно устойчивой. Знаки монаршего достоинства, верховной власти хорошо известны исторической науке; многие из них до сих пор актуальны. Семиотика царской власти включала (включает) особую одежду и украшения (мантии, бармы1, золотая цепь, перстни, пояса и др.), особый головной убор (венец, корона, в России — шапка Мономаха и др.), особое место восседания в знаковых ситуациях — на троне, под сенью герба, флага, штандарта, в тронном зале, где трон нередко располагался на специальном возвышении, и т.д.; особые атрибуты власти (регалии) — держава (державное яблоко2), скипетр, меч; в Средние века — кроме того, печать, ключ; в некоторых традициях — зеркало, ятаган и др. Семиотично также окружение монарха (недаром возникло выражение Короля играет свита). Первоначально это были охрана, слуги, советники, герольды. Со временем их функции становились 1 Бармы (от др.-польск. Ьгата 'украшения на руках или ногах Ш№) 2 По сведениям В.В.Похлебкина, под яблоком фактически часто имели в
254 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
все более условными, символическими; эскорты охраны (из всад^ ников, позже — мотоциклистов, кораблей, самолетов-истребителей) превращались в почетные эскорты; пажи и фрейлины становились важны прежде всего как знаки пышности и величия двора. Особо удачные марши или песенные восхваления становились гимнами. Знаки, связанные с властью монарха, со временем в той или иной мере входили в национально-государственную символику. Однако круг консолидирующих национально-государственных символов существенно шире собственно государственной символики и атрибутики. В него включаются символы, которые исподволь формируются веками общей истории народа —- в ее не только общегосударственном, но и личностном, человеческом, семейном преломлении. Именно совместная общая история делает группу людей народом. Коллектив людей образует отдельный народ в той мере, в какой обладает этническим самосознанием. Этническое самосознание как необходимый и достаточный признак этноса (народа) всегда имеет определенное знаковое воплощение. Этническое самосознание входит в обыденное (повседневное) сознание людей. Оно не наследуется генетически и даже не «впитывается с молоком матери», но начинает формироваться рано, до школы или в первые школьные годы. «Этнические различия не мыслятся, а ощущаются по принципу: это мы, а все прочие — иные» (Л. Н. Гумилев). В исторические времена минимум этнического самосознания отдельного человека заключается в том, чтобы знать имя, название своего народа (этноним1). Самоназвание народа является важнейшим этнообразующим знаком-символом в системе этнонациональной и/или государственной символики. В феномене этнонационального самосознания народа следует различать два аспекта: 1) содержание сознания, которое присутствует в содержании различных семиотик и текстов (в семиотическом смысле), в общенародном языке (если он имеется), в обыденном сознании, в содержании школьных учебников, произведений литературы и искусства, продуктов СМИ, идеологии и др. и 2) концентрированное выражение наиболее значимой части указанного содержания в определенном наборе знаков-символов. Содержание этнического самосознания образуют следующие его основные пласты, или компоненты: а) опирающееся на язык, 1 Этноним-самоназвание иногда не совпадает с внешним этнонимом, т.е. с названием данного народа, принятого у других народов (в других языках). Например, основное население Германии называет себя Deutsch, а во всех славянских языках соответствующий современный этноним связан с корнем *пет- (РУС* немцы); в английском языке соответствующий этноним — German. Во времена Московского государства великорусы называли себя этнонимом русские, но к западу от границ государства их называли mosckovitae, московиты, московцы. но не сводимое к нему обыденное сознание и ментальность народа (то, что иногда называют «здравым смыслом», или «народной философией»); б) представления большинства людей (данного народа) об общности своего прошлого, настоящего и будущего; в) общие (или близкие) представления о пантеоне народных героев и выдающихся личностей в истории народа и в его настоящем; г) общеизвестный в основном всему народу корпус вербальных и невербальных текстов (фольклорно-мифологических, произведений национальной классики, общеобразовательной учебной литературы; знаменитые и популярные произведения разных искусств — архитектурные ансамбли, памятники, песни, полотна изобразительного искусства, кинофильмы и т.п.). Круг знаков-символов, которые в концентрированном виде представляют этническое самосознание и укрепляют сплоченность народа, существенно уже, но зато они глубже укоренены в общенародном сознании; по сути, это опора народного самосознания. К таким знакам-символам относятся: а) самоназвание народа (этноним) и свой лингвоним (имя своего языка); б) национальный орнамент, флаг, герб, традиционный национальный костюм или хотя бы знаковый атрибут традиционного быта или убранства (вроде клетчатой мужской юбки шотландцев или русского самовара); национальные виды спорта; национальные блюда и напитки; образы предметов, животных, получивших, в силу преданий или каких-то памятных событий, известность {русская печь, галльский петух у французов, слуцкие пояса у белорусов, саксонский конь (и конёк на крыше) в Саксонии, «Колокол Свободы» в Филадельфии и ~р.); в) главные национальные святыни: главный город и его главный храм, архитектурные ансамбли, монументы (московский Кремль, лондонский Биг Бен, вашингтонский Капитолий, парижская Эйфелева башня, киевский Крещатик); г) имена и образы мифологических, фольклорных или исторических героев, образы знаменитых людей, прославивших народ (Иван-дурак, Илья Муромец, Александр Невский, Жанна д 'Арк, «отцы-основатели» США, Муму, Анна Каренина, Остап Бендер, дядя Сэм, Микки-Маус1). Микки-Маус — мышонок, удачливый герой популярнейших мультфильмов Уолта Диснея. В фельетоне «Лед и пламень (К юбилею народного избранника)» (1998) Татьяна Толстая живописует то негодование, которое охватило всю Америку» когда случайно достоянием гласности стала мимолетная насмешка одной американской спортсменки над Микки-Маусом. На защиту «национальной мыши» встали Не только «простые труженики», но и профессора и студенты: «Не троньте мышь!— звенящим голосом крикнула студентка, сжимая кулачки <... > «Национальная гордость, никому не позволим!» <...> «Дисней— это наше детство!» <...> «Микки-Маус— основа нашей демократии, цементирующий раствор нации» и т. п. Ирония писательницы не вещает, однако, видеть семиотическую суть дела: Микки-Маус — это действитель-Но один из сильнейших символов-«якорей» американизма, вот уже более 70 лет пРивязывающий к американскому образу жизни массовое сознание Америки.
256 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ Если у народа есть свое государство1, то значимые национальные символы сливаются или переплетаются с государственными — такими как официальное название государства, флаг, герб, гимн, символы воинской славы, государственные праздники, ордена и медали, почетные звания и титулы; впечатляющие церемонии, парады и т. п. ритуалы (вроде смены почетного караула под бой курантов у Мавзолея в Москве в недавнем прошлом или национальных гвардейцев в старинных ярких мундирах в Лондоне у ворот королевского дворца и т.п.). Если государство однонациональное, то в сознании людей национальная и государственная символика в той или иной мере объединяются. Власть заинтересована в поддержке со стороны граждан, поэтому в той или иной мере заботится о престиже государственной символики и, шире говоря, о своем семиотическом облике (имидже) в глазах граждан. Многие действия, организационные мероприятия государственной власти выполняют и утилитарную, и знаковую функции. Таковы, в частности, обмен дипломатическими представительствами (что подчеркивает важность признания мировым сообществом новообразованного государства и ущербность «самопровозглашенного», но не признанного государства); особое внимание (и особый бюджет) к архитектурному облику столицы государства, резиденциям главы государства и парламента; эмиссия собственных денег (обычно с важнейшими национально-государственными символами); военные маневры, в которых сочетаются боевая учеба и демонстрация силы, и т. п. Национальные и/или государственные символы глубоко входят в сознание отдельного человека и в коллективное сознание народа, причем в сознании человека эти знаки укоренены не только «в голове», но и «в сердце» (т. е. в правом полушарии головного мозга, связанном с прямым чувственно-наглядным восприятием действительности и эмоциональной жизнью индивида). Национальная символика концентрирует в себе коллективное национальное самосознание, т.е. представление народа о себе как об отдельном и едином человеческом сообществе, со своим мироведением, своей историей, своей славой. Информационное богатство национальной символики и психологическую суть внушающей силы «главных знаков» народа раскрыл Пушкин: Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! 1 Ситуация отнюдь не преобладающая: на земном шаре около 2000 народов (этносов), что более чем в 18 раз превышает число отдельных государств (по данным на 1 сентября 1998 г., в состав ООН входило 185 государств). Date: 2015-07-25; view: 793; Нарушение авторских прав |