Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие информационных процессов менеджмента
1История менеджмента. Учебник для вузов.- СПб.:Питер,2004. – 185 с.
Многие правила действуют во всех корпорациях и в настоящее время.
1. Правила, действующие в корпорации, должны быть четко и ясно сформулированы в письменном виде.
2. Символика корпорации является символом доверия к работникам.
3. Управленческие решения в корпорации должны приниматься на тех уровнях и теми, кто наиболее компетентен в решении данных вопросов.
4. Необходимо максимально вовлекать работников в процесс управления до самого высокого уровня.
5. Информационные потоки должны свободно проходить сверху вниз и снизу вверх. Сокрытие информации — противоестественно.
В компаниях с собственностью работников руководители обычно говорят, что люди и идеи — главное богатство компании. В развитии корпораций важную роль играла и играет до настоящего времени национально-историческая среда. В этой связи в корпоративном менеджменте крупных компаний США, Европы и Японии отражается вся гамма и специфика национальных моделей (табл.5).
Таблица 5
Сравнительная характеристика моделей менеджмента1
Принцип сравнения
| Тип модели менеджмента
| Западный менеджмент
| Японский менеджмент
| Особенности менеджмента
| Ориентация на результат
| Ориентация на процесс
| Стремление к обеспечению стандартов
| Стремление к улучшению стандартов
| Опора на технологию
| Опора на людей
| Стремление к нововведениям
| Стремление к адаптации и усовершенствованию
| Ориентация на новые технологии
| Приверженность существующим технологиям
| Четкое распределение труда и специализация производства
| Тесные взаимоотношения между занятыми в проектировании и производстве продукта
| Особенности менеджеров
| Менеджер — высокопрофессиональный узкий специалист
| Менеджер — специалист широкого профиля
| Контакты между персоналом — формальные
| Контакты между персоналом — неформальные
| Готов к радикальным изменениям
| Изменения — через улучшения
| Принятие решений сверху вниз, быстро, индивидуально
| Принятие решений снизу вверх, согласованно
|
1История менеджмента. Учебник для вузов.- СПб.:Питер,2004. – 186 с.
Национально-исторические особенности корпораций проявляются в составе и структуре ключевых участников корпоративного управления, их правах и обязанностях, в механизмах взаимодействия участников и порядке формирования высших органов управления. Исследования мировой практики корпоративного управления выделяют три модели корпоративного управления: англо-американская (англо-саксонская); немецкая; японская.
В табл. 6 отмечены особенности и принципиальные отличия моделей корпоративного управления
Таблица 6
Национально – исторические особенности корпоративного управления1
Критерий сравнения
| Модель корпоративного управления
| Англо-американская
| Японская
| Немецкая (европейская)
| Страны, в которых
используется та или
иная модель
| Великобритания,
США
| Япония
| Германия, Нидер-
ланды, Канада,
Австралия, Скандинавия, Новая Зеландия (частично), Франция
и Бельгия
| Общая характеристика
| Значительное число индивидуальных акцио-
неров, в большинстве своем
независимых, не
связанных с деятельностью корпорации (аутсайдеров). Разработанная законода-
тельная база, определяющая
права и обязанности участников
| Значительное количество банков и различных ком-
паний в составе акционеров
корпорации
| Наблюдается участие банков в качестве долго-
срочных акционеров. Их представители выбираются
в состав советов директоров на постоянной основе.
Есть предпочтение
Банковского финансирования
акционерному
| Ключевые
участники
| Управляющие, директоры, акционеры (в основном институциональные),
биржи, правительство
| Ключевой банк и финансово-промышленная сеть (кэйрецу), правление, правительство
| Банки, корпорации (в отношении неаффилированных
компаний)
|
Продолжение таблицы 6
Критерий сравнения
| Модель корпоративного управления
| Англо-американская
| Японская
| Немецкая (европейская)
| Структура
акционерной
собственности
| Институциональные инвесторы (Великобрита-
ния – 65 %, США- 60%);
индивидуальные инвесторы (США -20%)
| Страховые компании владеют 50 % акций, корпорации – 25 %,
иностранные инвесторы — 5%
| Банки имеют 30 %
акций, корпорации — 45 %,
пенсионные фонды – 3 %,
индивидуальные акционеры — 4 %
| Представительство в
управлении (совет директоров)
| Инсайдеры — лица, работаю-
щие в корпорации либо тесно с ней связанные. Аутсайдеры —
лица, напрямую не связанные с корпорацией. Количество — от 13 до 15
человек
| Практически полностью состоит из
внутренних участников. Государство может назначить своего представителя. Количество — до 50 человек
| Двухпалатный совет директоров: наблюдательный совет (представители рабочих и акционеров) и правление (со-
трудники корпорации). Количество членов наблюдательного совета от 9 до 20 человек (устанавливается законодательно)
| Требования к открытости информации
| В США: квартальный отчет, годовой отчет,
включающий информацию о директорах, количестве имеющихся у них акций,
зарплате; данные об акционерах, владеющих более 5 % акций; сведения о возможных слияниях ипо-
глощениях. В Великобритании:
полугодовые отчеты
| Полугодовой отчет, сообщающий информацию о структуре капитала, членах совета директоров, их жаловании, сведения о
предполагаемых
слияниях, поправках в устав. Сообщается список 10 крупнейших
акционеров корпорации
| Полугодовой отчет с указанием структуры капитала,
акционеров, владеющих более чем 5 % акций корпорации, информации о
возможных слияниях и поглощениях
| Решения, требующие одобрения
акционеров
| Избрание директоров, назначение аудиторов,
выпуск акции, слияния, поглощения, поправки
к уставу
| Выплата дивидендов, выборы совета директоров, назначение аудиторов, внесение изменений в устав, слияния, поглощения
| Распределение дохода, ратификация решений наблюда-
тельного совета и правления, выборы наблюдательного
совета
| Взаимоотношения и
интересы участников
| Акционеры могут
осуществлять
свое право голоса по почте или по доверенности, не присутствуя на собрании акционеров
| Корпорации за-
интересованы в
долгосрочных и аффилированных акционерах. Ежегодные собрания акционеров носят формальный характер
| Большинство акций
немецких корпорации — акции на предъявителя. Банки с согласия акционеров распоряжаются голосами согласно своему усмотрению. Невоз-
можность заочного
голосования требует
или личного присутствия на собрании, или передоверия этого права банку
| 1История менеджмента. Учебник для вузов.- СПб.:Питер,2004. – 189 с.
В России складывается своя модель корпоративного управления, наряду с общими чертами, сходными с известными в мировой практике моделями, начинают формироваться и свои особенности. Важную роль в формировании российской модели корпоративного управления играет государство. Оно создает и регулирует нормативно-правовую базу деятельности корпораций — открытых акционерных обществ (ОАО), является владельцем значительных пакетов акций. В российских ОАО гораздо больше число ключевых участников, поскольку акционерная форма собственности начала формироваться с процесса приватизации. К ключевым участникам относятся: владельцы обыкновенных и привилегированных акций, инвестиционные фонды, фонды имущества, советы директоров, менеджеры, кредиторы ОАО (банки, биржи).
В переходной экономике трудно из приватизационной модели сформировать эффективную корпоративную модель. В этой связи российские ОАО составляют пока только предпосылку будущей системы корпоративного управления и контроля. '.
Все рассмотренные модели корпоративного управления находятся в развитии. В современном мире расширяется интернационализация среды и объектов менеджмента, создается взаимосвязанная система мирохозяйственных связей и взаимопроникновение культур. Эти обстоятельства формируют более сложные условия деятельности организаций и требуют от менеджеров все более высокого профессионального уровня и глубоких знаний о национальных моделях управления
Date: 2015-07-23; view: 403; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|