Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление самостоятельной работой студента. Тема 7. Управленческая мысль в России и СССР в первой половине ХХ в





Консультации

Лекция 7.

Тема 7. Управленческая мысль в России и СССР в первой половине ХХ в.

Тип лекции: лекция – визуализация.

Структура:

· История формирования среды российского менеджмента.

· Взаимосвязи политических и экономических факторов в дореволюционной России влияющих на формирование менеджмента.

· Нововведения и реформирование в России.

Отечественная история, как и зарубежная, содержит много собы­тий и фактов, по которым можно выстроить логическую последова­тельность в развитии управленческих идей. В России во все времена государство оказывало особое влияние на управление организациями.

Большая территория России стала особым дополнительным фактором, который оказал существенное влияние на становление научного управления производством. Различные природ­но-климатические условия и территориальная разобщенность всегда препятствовали проведению единой государственной политики в сфере управления. В связи с этим в становлении системы управления хозяй­ственной жизнью России особую историческую роль играло объеди­нение раздробленных региональных рынков в единый общенацио­нальный рынок. Рассмотрим некоторые особенности этого процесса.

В XVII в. в недрах феодального устройства постепенно стали фор­мироваться новые отношения. Крупные поместья производили про­дукции больше, чем требовалось для внутреннего потребления. Неко­торые из них организовывали производство промышленных изделий.

Крестьянские хозяйства стали вовлекаться в рыночные отношения. Росло городское население, появились крупные промышленные пред­приятия (мануфактуры).

К концу XVII в. в России насчитывалось более 30 крупных заводов. Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, металлообработка, стекольное, кожевенное производство и производство бумаги. Расши­рялась и торговля России с Востоком и Западом.

Одним из прогрессивных мыслителей России был А. Л. Ордин-Нащокин (1605 -1680). Он прошел карьеру и воеводы, и дипломата, руководил внешней политикой в 1667-1671 гг. (в 1672 г. постригся в монахи), под его руководством разрабатывались посольские приказы.

В историю российского менеджмента А. Л. Ордин-Нащокин вошел с идеей расширения функций государства по управлению товарными и финансовыми межгосударственными отношениями. Он предложил разработать систему контроля за качеством зарубежных товаров, рег­ламентировать внутреннюю и внешнюю торговлю справедливым на­логообложением и регулировать денежное обращение с целью привле­чения в Россию драгоценных металлов.

Россия XVII в. испытала много реформ, которые затронули все сто­роны управления государством и практически каждого гражданина. Все реформы этого периода от изменения летоисчисления и структу­ры государственного аппарата до создания нового образа жизни це­лых сословий связаны с именем Петра I, правившего с 1689 по 1725 г. В историю менеджмента реформатор Петр I вошел с реализацией новых хозяйственных функций государства. Были построены казенные заводы, каналы, флот, организована казенная внутренняя торговля и с другими странами. Разработаны законы, позволяющие государству уча­ствовать в предпринимательстве, оказывать воздействие на распрост­ранение обучения ремеслу и науке.

В укреплении государства Российского Петру I помогали многие прогрессивные деятели. Немало передовых идей связывают с именем И. Т. Посошкова (1670-1726). Его имя увековечила «Книга о скудости и богатстве», законченная им в 1724 г. В этой книге был дан анализ препятствий, чинимых произволом, взяточничеством, круговой порукой, устарев­шими, на его взгляд, указами, порядком и управлением. И. Т. Посош­ков свою книгу с сопровождающим «Доношением об исправлении всех неисправ» направил лично Петру I, но далеко не все идеи были одобрены царем. И. Т. Посошков обосновал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной, а также преимущества мо­нопольной торговли государства, рекомендовал поощрять изобрета­тельство и заботу об охране прав творческих мастеров.

3а короткий период конца XVII и начала XVIII в. были созданы Сенат, органы высшего государственного конт­роля и сыска, коллегии, церковь подчинили государству, провели де­ление страны на губернии, построили новую столицу (Петербург), ликвидировали экономическое и промышленное отставание России от стран Западной Европы, приняли гражданскую азбуку, открыли раз­личные учебные заведения, в том числе Академию наук.

Петр I создавал систему управления государством путем крайнего напряжения материальных и людских сил, используя потенциал тер­пения российского народа, но оставил значительный след в формиро­вании новых экономических отношений.

В XVIII в. после смены шести царствующих особ идеи о развитии государственного управления и регулирования экономики в большей степени были поддержаны Екатериной II, царствовавшей с 1762 по 1796 г. В этот период особый вклад в развитие управленческих отноше­ний внесли А. П. Волынский (1689-1740), А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, Д. А. Голицин, М. М. Щербатов, М. Д. Чулков, А. Н. Радищев.

Во времена Петра I и в послепетровский пе­риод в российской экономике развивались два противоположных на­правления управленческой мысли. Одно было за отмену крепостного права, которое сдерживало развитие капиталистических отношений, а другое — против отмены крепостного права как системы, укрепляющей роль дворянства.

Важную роль в истории развития менеджмента в России сыграл М.В.Ломоносов. Он известен как исследователь государственного масштаба, сторонник более активного вмешательства государства в экономику. Считал, что хозяйственная жизнь должна быть устроена так, чтобы производство предназначалось прежде всего для внутрен­них потребностей государства, и только излишки могут предназна­чаться для внешней торговли. Для управления организацией он также предложил немало рациональных идей. Посоветовал ввести регуляр­ные конкурсы предложений среди работников по сокращению време­ни и издержек в металлургии, а также замене ручного труда машина­ми на тяжелых и вредных работах.

В 1790 г. была опубликована книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В жанре реалистической ис­тории в ней были отражены разные стороны экономических, соци­альных и политических проблем России. Он был одним из немногих российских экономистов, критиковавших излишний выпуск бумажных денег и разработавших предложения по изменению системы налогов.

Именно во второй половине XVIII в. Россия была признана веду­щими европейскими державами субъектом международных отноше­ний. Для повышения эффективности управления государством было проведено новое административно-хозяйственное деление, в резуль­тате чего появилось 50 губерний, возглавляемых губернаторами. Каж­дая из губерний, в свою очередь, делилась на 10-12 уездов. В 1765 г. для проработки направлений совершенствования управления сель­ским хозяйством было учреждено Вольное экономическое общество, а в 1769 г. впервые по опыту Запада были выпущены бумажные деньги.

В это же самое время на Западе и в США на­чиналось бурное развитие промышленности и создавались условия для появления научной организации труда. В России же в конце XVIII и начале XIX в. началась только подготовка к реализации проектов реформирования устройства российского общества.

Реформирование центральных органов государственной власти на­чалось с издания в 1801 г. Манифеста об учреждении министерств, за­менивших действовавшие ранее петровские коллегии.

М. М. Сперанским был разработан проект изменения системы вла­сти, которая в соответствии с идеями Ш. Монтескье была представлена тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предусматривалось создание соответствующих этим ветвям власти органов управления.

С 1 января 1810 г. началась реализация компромиссного варианта проекта М. М. Сперанского (1772 – 1839). Был образован Государственный совет и преобразованы министерства, но отделения судебной функции от ад­министративной не произошло, не была образована и законодатель­ная ветвь власти.

Впоследствии под руководством М. М. Сперанского были подготов­лены: первое «Полное собрание законов Российской империи» (1830 г.) в 45 томах и «Свод законов Российской империи» (1832 г.) в 15 томах. Кодификация законов позволила упорядочить деятельность органов государственного управления и укрепила их роль.

В подготовке многих проектов законов М. М. Сперанскому помогал его ближайший соратник Н. С. Мордвинов. Это был необыкновенно одаренный человек. В 1774-1777 гг., плавая на английских судах, он познакомился с передовыми идеями английских ученых, которые по­могли в его дальнейших исследованиях. В 1802 г. он стал морским министром, с 1823 по 1840 г. — возглавлял Вольное экономическое общество.

Вклад Н. С. Мордвинова в развитие российского менеджмента на­чался с принятия и высокой оценки идей А. Смита. Безусловно, под­держивая идею эффективности разделения труда, Н. С. Мордвинов в особую область выделил международные отношения и международ­ное разделение труда. Он научно обосновал необходимость разработ­ки и использования политики протекционализма для укрепления эко­номики государства в условиях международного разделения труда.

Основы теории протекционизма были изло­жены еще в 1841 г. в работах немецкого экономиста Ф. Листа. Он по казал, что индивидуальное благополучие человека во многом зависит от могущества нации.

Реформирование российского общества продолжилось в период царствования Александра II (1818-1881). В 1861 г. Было отменено крепостное право. Крестьянская реформа вызвала изменение всех сфер управления: земской, судебной, военной и др.

С 1 января 1864 г. Законодательным актом «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» был введён новый институт самоуправления.

Эта реформа повлекла за собой другую — реформу городского управ­ления. В 1870 г. Александр II утвердил Городское положение, которое позволило создать выборную Городскую думу. Выборы проходили один раз в четыре года.

Во время царствования Александра III (1845-1894 гг.) в условиях развития капиталистических отношений потребовалось укрепление вертикали власти, поэтому усиливалась роль полиции и администри­рования. Экономические реформы противостояли революционному движению. В экономическую и политическую жизнь России в это вре­мя входили С. Ю. Витте (1849-1915) и П. А. Столыпин.

С. Ю. Витте осуществил в 1897 г. денежную реформу, используя способ девальвации рубля для укрепления экономики государства. Ввел винную монополию государства, сумел привлечь капиталы Запа­да и создать экономические условия для промышленного подъема, ко­торый впоследствии стал называться «эпохой Витте». Вклад в развитие научного управления внесли работы С. Ю. Витте «Принципы железно­дорожных тарифов по перевозке угля», «Самодержавие и земство».

П.А.Столыпин в 1902 г. был назначен губернатором Гродненской губернии, в 1903 г. — губер­натором Саратовской губернии, в апреле 1906 г. после отставки Сове­та министров во главе с С. Ю. Витте П. А. Столыпина назначили ми­нистром внутренних дел, а с июля он стал совмещать эту должность с постом премьер-министра России.

П. А. Столыпин был убежденным противником революционных подходов к реформированию государственного управления.

В аграрной реформе, разработанной под руководством П. А. Столыпи­на, были заложены основы свободы человека и труда, изменены суще­ствующие принципы распределения земли, внедрения агротехнической культуры и стимулирования производительности труда. Проект аграр­ной реформы и его частичная реализация при непосредственном участии П. А. Столыпина затронули все стороны хозяйственной жизни России. Добровольное переселение крестьян оказало решающее влияние на экономическое и культурное развитие дальних районов Западной Сибири в XX в. и решило важную задачу обороноспособности страны.

Реформирование государственного управления было рассчитано на 20 лет. В нем были заложены идеи децентрализации территориально­го управления, позволяющие использовать на благо все преимущества многонациональной культуры, быта и местных исторических тради­ций. В проекте были также программы по изменению условий и охра­не труда фабричных рабочих. Включались ограничения по труду под­ростков, охрана здоровья и защита в случае потери трудоспособности.

Также по инициативе П. А. Столыпина была разработана програм­ма строительства шоссейных и железных дорог, рассчитанная на пе­риод 1927-1932 гг., близких к уровню стандартов Западной Европы. В 1909 г. проект был представлен Николаю II, который одобрил пред­лагаемые преобразования и отложил его реализацию до лучших времен. Но в 1911 г. П. А. Столыпин был убит, а к его проекту так больше никто и не обратился.

В историю менеджмента П. А. Столыпин вошел как крупный руко­водитель проекта реформирования государственных органов управ­ления и регулирования условий эффективности использования труда. Он был последним реформатором царской России, в которой преоб­ладающая часть фабрик, заводов, банков и других организаций еще находилась в частных руках.

Вклад российских ученых в развитие теории и практики управ­ления заслуживает особого рассмотрения.

Следует отметить, что управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Так, уже в 1860—1870 гг. в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых про­цессов, которая была награждена «медалью преуспеяния» на Всемир­ной торговой выставке в Вене в 1873 году. Эта методика вызвала ин­терес за рубежом и стала распространяться в Англии. Отметим для сравнения, что аналогичные методики стали разрабатываться амери­канскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбертами и др.) лишь в начале XX века. Первые упоминания о тейлоризме, появились в 1908 – 1909 гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества». Пик интереса к творчеству Тейлора падает на 1911 – 1914 гг. В 1911-1912 гг. профессор Петербургского политехнического института И.Семенов читал лек­ции по курсу «Управление заводским хозяйством», в котором излага­лись основы производственного менеджмента.

Беспрецедентный в истории случай – это отношение Ленина к Тейлору. До 1917 г. он оценивал его систему крайне негативно, о чем свидетельствует заголовок упомянутой статьи. Но вот произошла Октябрьская революция, большевики взяли власть. Главная их цель — доказать преимущества социализма над капи­тализмом во всех областях и прежде всего в произво­дительности труда. Через четыре года после первой своей статьи, т. е. в 1918 г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявляет, что построить социа­лизм без высокой культуры и производительности тру­да невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невоз­можны без внедрения тейлоризма. Ленин призывает молодежь изучать, преподавать и распространять тей­лоризм по всей России. Именно Ленин в 1921 г., вопре­ки ожесточенной критике недругов А.Гастева, прозван­ного «русским Тейлором», поддержал его начинания и выделил миллионы рублей золотом на создание Цент­рального Института Труда — те миллионы, которые советники Ленина предлагали употребить на решение других, более насущных проблем. Нигде в мире глава государства не ставил судьбу страны в зависимость от системы управления.

В советский период можно выделить четыре этапа развития тео­рии и практики управления:

-двадцатые годы— период поиска новых форм и методов управления;

- тридцатые — пятидесятые годы — формирование и использо­вание жесткой централизован-ной модели государственного управ­ления;

- шестидесятые — семидесятые годы — период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистиче­ской экономики;

- восьмидесятые — девяностые годы — отказ от социалистиче­ских преобразований и попытки посредством реформ, проводимых «сверху», создать современную рыночную экономику.

Факторы становления российского менеджмента1

№ п/п Препятствующие Способствующие
1.   Регионально-политический аспект   Склонность к благотворительно­сти и спонсорству
2. Управленческая компетент­ность. Становление Фундаментальность в области образования, научность
3. Своеобразие организационной культуры. Россия — евроазиат­ская страна Высокий научно-интеллекту­альный потенциал  
4. Деформированная структура состояния экономики   Опыт государственного регулирования экономики
5. Традиции технократического подхода к управлени Опыт освоения высоких технологий
6. Переходный этап экономики Предприимчивость в условиях либеральной экономики
7. Российский менталитет Целеустремлённость коммуникабельность

Date: 2015-07-23; view: 780; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию