Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление самостоятельной работой студента. Лекция 8. Тема 8. Управленческая мысль второй половины ХХ века





Консультации

Лекция 8. Тема 8. Управленческая мысль второй половины ХХ века. Развитие управленческой мысли за рубежом

Тип лекции: лекция – визуализация.

Структура:

· Парадигмы управления

· Современные модели управления

 

В 1986 году в США по инициативе Академии менеджмента отмечали столетний юбилей научного направления менеджмент. Дату его рождения академия связывала с деятельностью Американского общества инженеров-механиков и, в частности, с собранием общества в 1886 году, на котором президент компании Yale and Towne Manufakturing Генри Таун (1844-1924) сделал доклад «Инженер в роли экономиста». В этом докладе отмечалось, что управление трудовыми процессами становится все более слож­ным, ответственным и не менее важным, чем техническое конструиро­вание. Причем сложность управления определяется тем, что от инже­неров, управляющих производством, стало требоваться не только знание техники и технологии, но и умение подсчитывать затраты, доходы, прибыль, а также находить общий язык с подчиненными и нести весь груз ответственности за их работу.

Схема 3.

Парадигмы управления1

Прежняя парадигма управления Новая парадигма управления
1. Ориентация управления на пре­имущественное использование экс­тенсивных факторов экономическо­го роста. 2. Научно-технический прогресс как один из факторов развития. 3. Жесткая централизованная адми­нистративная модель управления. 4. Концентрация производства, упор на создание крупных пред­приятий. 5. Предприятие— закрытая систе­ма управления 6. Ориентация на наращивание производства, крупносерийный вы­пуск продукции. 7.Персонал рассматривается как статья затрат, стремление заставить рабочих работать в режиме маши­ны. 1.Ориентация управления на пре­имущественное использование ин­тенсивных факторов экономического роста. 2. Научно-технический прогресс –основной фактор экономического роста. Управление инновациями. 3. Гибкая система управления, соче­тающая централизм и децентрализа­цию в управлении. Быстрая адекват­ная реакция на изменение спроса. 4. Сочетание крупных, средних и малых предприятий, кооперирование их производства. 5. Предприятие — открытая система управления. 6. Ориентация на повышение каче­ства продукции и более полное удовлетворение запросов потребите­лей. 7. Персонал - важнейший ресурс предприятия. Возрастание внимания к человеческому фактору, к органи­зационной культуре, мотивации, стилю управления.

1Менеджмент в структурно-логических схемах:Учебное пособие/В.В.Лукашевич – М.Изд.«Экзамен», 2003.- 10 с.

 

Возможно, что сам доклад Г. Тауна не внес бы никаких изменений в общественное развитие, если бы не одно обстоятельство. На заседа­нии общества в этот день присутствовал Ф. Тэйлор. Именно с этим человеком связывают появление и стремительное распространение на­учных идей менеджмента.

В 1986 году на праздновании столетнего юбилея менеджмента, один из высту­пающих, П. Друкер, сказал своим коллегам, что нельзя всерьез думать, что истории менеджмента только сто лет, ведь все народы мира в тече­ние тысячелетий осуществляли менеджмент. И одними из лучших менеджеров были те, кто нёс ответственность за строительство пирамид в Египте.

В США уважают и труд менеджеров. Немало сделано для повышения статуса американского менеджера и развития качеств высокого уровня самообеспеченности, индивидуализма и личной ини­циативы (рис.10.)

Рисунок 10

Модель организационного поведения американских менеджеров:

«структурный индивидуализм, скорость, напористость»1

                       
   
Менеджеры высшего звена
 
     
 
     


1История менеджмента. Учебник для вузов.- СПб.:Питер,2004. -132 с.

Национальная ассоциация губернаторов в 90-х гг. определила следующие на­правления политики.

· Доступность инвестиционных средств.

· Создание интеллектуального капитала во всех университетах штатов.

· Обеспечение общественного признания предпринимателей.

По мнению многих исследователей, развитая инфраструктура играет одну из важнейших ролей в создании американского образа жизни. Фе­деральная власть на всех уровнях экономики и во всех уголках страны стремится создать одинаковые условия для бизнеса, полноценной жизни и безопасности граждан. С одной стороны, государство гарантирует со­блюдение прав бизнеса и человека, а с другой — воздействует на пото­ки капитала, товаров, услуг и миграции рабочей силы. С конца 1990-х гг. почти одна треть потребления ВВП находится под непосредственным воздействием различных рычагов управление государственных структур.

Устойчивость спроса и последовательная реализация стратегиче­ских направлений

экономики достигается с помощью государствен­ного рынка товаров и услуг, федеральной контрактной системы, финансирования научно-исследовательских и конструкторских раз­работок (НИОКР) и фундаментальных научных исследований, под­держки аграрного сектора. Большой удельный вес среди занятых на постоянной основе — в государственных институтах всех уровней (15,1 % всего трудоспособного населения страны), 61 % трудится в местных органах власти, 14 % — гражданские служащие федеральных органов, 86 % — работники штатных и местных органов. В государ­ственных структурах работает почти такое же количество человек, сколько и в обрабатывающей промышленности. Таким образом, США через процедуры регулирования и объем потребления работников об­щественного сектора воздействуют на весь воспроизводственный про­цесс.

О том, какие рычаги используются в процессах регулирования эко­номики, можно увидеть непосредственно на примере налогового зако­нодательства.

Федеральное законодательство и законодательство на уровне шта­тов включают возможность стимулирования развития науки, образо­вания, здравоохранения, культуры и благотворительной деятельно­сти. Корпорации могут исключать из прибыли (облагаемой годовым налогом) финансовые отчисления, способствующие расширению до­ступности образования, медицинских услуг и пр. Во многих штатах ежегодно освобождаются от налога с продаж лекарства или продукты питания, при этом производителям данных продуктов предоставля­ются льготы по выплате налога на прибыль корпораций, в связи с рас­ходами на переподготовку или повышение квалификации персонала.

Современные нововведения в управлении инновационно – технологическим развитием, характеризующие формирование американской модели менеджмента представлены следующим видом:

3 Большинство штатов оказывают повышенный интерес к экономи­ческому развитию, основанному на достижениях науки и техноло­гий (успех «амбициозных» штатов — заразителен). Усилена их роль в привлечении инвестиций, создании высокотехнологичных организаций и укреплении партнерства университетов и промыш­ленности.

2. Национальная ассоциация губернаторов учредила в 1986 г. рабочую группу с целью
распространения новых подходов и форм кооперации прави­тельств штатов, промышленности и академических институтов. В настоящее время эта организация известна как Совет по науке и технологиям штатов.

3. Федеральная поддержка использования новых технологий реа­лизовалась в форме федерального законодательства и решений антимонопольного суда, открывающих дорогу

кооперации непо­средственно между самими компаниями, а также между компа­ниями и правительством.

4. Региональные центры передачи технологий систематизируют и согласовыва­ют технологические инициативы штатов и территорий не только
с федеральными научно-технологическими организациями, но и с NASА.

В конце 1990-х гг. в США была принята новая парадигма взаимодействия государства, частного капитала и менеджмента, в которой они являлись равноправными партнерами в разработке и использовании новых тех­нологий. Модель координации деятельности университетов, феде­ральных ведомств и исследовательских лабораторий, промышленных корпораций, властей штатов и территорий еще отрабатывается, но ос­новой служат те соглашения и партнерство, которые инициировали этот процесс.

Научно-технические инновации на государственном уровне и на уровне промышленных организаций оказали влияние на структуру рынка. Рынок во все времена играл роль потребителя продукта. Но в 1970-1980 гг. XX в. он стал представлять собой своеобразную арену –конкуренции продуктов, фирм и топ-менеджеров (менеджеров выс­шего управленческого звена)

Исследования поведения орга­низаций в условиях изменений, проведенные П. Друкером, Т. Питерсом, Р. Уотерменом, М. Портером, показали, что менеджеры лучших американских компаний, воспитанные в лучших традициях класси­ческой школы, стремятся к простоте организационной структуры и японскому стилю работы. Так модель поведения американского ме­неджера, движимая национальной привычкой к стремлению только вперед, к достижению своей цели, в конце XX в. стала приобретать во­сточную мудрость и европейское разнообразие идеалов.

Сравнительная характеристика систем управления Японии, США и России1

№ п/п Показатели Япония США Россия
1. Принятие решений Коллективно, на основе единогласия. Снизу вверх Индивидуаль­ный характер принятия решений. Сверху вниз Коллективно на основе обсуждений. Сверху вниз
2. Форма ответственности Коллективная Индивидуальная Ответственность руково­дителей слабо зафиксирована, руководитель конкретно ни за что не отвечает
3. Формализация систем управления Нестандартно гибкая система Строго формализованная структура управления Фактическая структура управления часто не соответствует официальной организационной структуре

Продолжение таблицы 3

№ п/п Показатели Япония США Россия
4. Формы контроля Неформальная организация контроля. Коллективный контроль Четко форма­лизованная структура контроля. Индивидуальный контроль Неструктури­рованная форма контроля. Индивидуаль­ный контроль руководителя
5. Делегирование В редких случаях Распространено Делегируется ответственность, которая часто не подкрепляется полномочиями
6. Специализация руководителя Руководитель универсального типа Узкоспециализированный руководитель Руководитель универсального типа
7. Приоритетные качества руководителя Умение координировать и контролировать Профессионализм и инициатива Умение создавать и поддерживать деловые связи
8. Служебный рост Замедленный, по старшин- ству и стажу работы. Долгосрочная занятость руководителя Ускоренное продвижение, зависимость деловой карье­ры от личных результатов. Найм на работу на короткий срок Двигатель карьеры — личные способности (связи, дости­жения и т. п.). Найм на работу на короткий срок
9. Отношения с подчиненными Семейные Формальные Незаменимых людей нет
10. Участие подчиненных в управлении Основа существования в организации Участие с целью науче­ния. Желание взять на себя ответствен­ность Вынужденное участие. Желание участвовать, но не брать на себя ответственность
11. Конкуренция внутри подразделений Практически нет Сильная Растущая
12. Отношение к работе Главное выполнение обязанностей Главное — реализация заданий Реализация личных целей
13. Оплата труда В зависимости от стажа В зависимости от результата Принципы оплаты труда для подчинен­ных часто неизвестны

 

1Менеджмент. Шпаргалка. Ямпольская Д.О., Зонис М.М.- СПб.: Изд. Дом. «Нева»; М.: «ОЛМАПРЕСС», 2003.-284 с

Date: 2015-07-23; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию