Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа человеческих отношений(неоклассическая школа) и поведенческие науки(бихевиоризм)





Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Мно­гие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отно­шений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих (схема 6.) отношений иногда называется неоклассической шко­лой.

Схема 6.

Школа человеческих отношений1

           
   
Школа человеческих отношений (1930-1950)  
 
   
 
 
1. школа человеческих отношении (1930-1950) начала разви­ваться в связи с неспособностью представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как ос­новной элемент эффективной организации. Наи­больший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930 - 1950} внесли два ученых - Мэри Паркер Фоллет (1868 – 1937) и Джордж Элтон Мэйо (1880-1949). Основатели школы человеческих отношений считали технок­ратический подход к организации управления уз­ким и односторонним изаменили смитовскую концепцию "экономического человека", принятую тейлоризмом, концепцией "социального человека','' 2.эксперименты Э. Мэйо на заводе "Вестерн Элек­трик" открыли дорогу новому направлению в те­ории менеджмента.Четкий алгоритм рабочих опе­раций даже в сочетании с хорошей заработной платой не всегда вел к повышению производитель­ности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимо­действия между людьми, часто превосходили уси­лия руководителей; 3. более поздние исследования, проведенные Аб­рахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. По Маслоу, дви­жущими мотивами людей выступают не столько экономические силы, сколько различные потребно­сти,которые могут быть лишь частично и кос­венно удовлетворены с помощью денег. Иссле­дователи полагали, что проявление большой заботы о работниках ведет к повышению уровня удовлетворенности, и к увеличению производи­тельности; 4.они рекомендовали использовать приемы управ­ления человеческими отношениями, включающие бо­лее эффективные действия начальников, консульта­ции с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общении на ра­боте.


1Менеджмент в структурно-логических схемах: Учебное пособие/В.В.Лукашевич – М.Изд.«Экзамен»,

2003.- 209с.

Самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений считаются – два учёных: Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Именно мисс Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Розенфельд и Смит считают, что Мэри Паркер Фоллетт «со­единила научный менеджмент, разрабатывавшийся Тейло­ром и его учениками, с новой социальной психологией двад­цатых годов, вследствие чего улучшение человеческих отношений в производственной сфере стало основным пред­метом заботы современного менеджмента». Несомненно, она внесла свежую струю в изучение теории управления, сделав акцент на роли группы, значении организации как целого и динамической природе социального взаимодействия. Занятие политической наукой вместе с практической социальной работой является основой ее теории управления. Эта теория включает элементы идеа­листической философии и гештальт-психологии.

Участвуя в хоторнских экспериментах в 1927-1932 гг. в «Уэстерн электрик компани», близ Чикаго, Э, Мэйо апробировал свою гипотезу, согласно которой норма выработки определяется не физи­ческими способностями работника, а давлением группы, в составе которой этот работник трудится. Мэйо доказал на практике пре­имущества деления больших групп рабочих на небольшие подгруп­пы, подобранные по личностным признакам. Именно это позволило значительно увеличивать нормы выработки, не прибегая к помощи внешних факторов. Э. Мэйо сформулировал следующие принципы научного управления: деятельность человека мотивируется преимущественно сло­жившимися групповыми нормами; жесткая иерархичность организации, осуществляемая в соот­ветствии с тейлоровскими принципами научного управления, несо­вместима с природой человека и его свободой; руководители должны ориентироваться в первую очередь на людей.

В дальнейшем (40-50-е гг. XX вв.) идеи школы челове­ческих отношений легли в основу школы поведенческих наук, представителями которой стали А. Маслоу, МакГрегор, Герцберг и др.

Форсированное развитие после Второй мировой войны таких на­ук, как психология и социология, способствовало формированию школы поведенческих наук в управлении. Пред­ставители этой школы изучали поведение людей на работе, различ­ные аспекты их социального взаимодействия, мотивации трудовой деятельности, характер власти и лидерства и другие бихевиористские аспекты управления. Школа поведенческих наук явилась своего рода продолжением школы «человеческих отношений», однако представи­тели нового направления не только акцентировали внимание на мето­дах налаживания межличностных отношений, но и стремились ока­зать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Целью бихевиористских концепций является повышение эффек­тивности организации за счет лучшего использования ее кадровых ресурсов. При этом, как свидетельствует опыт японского менедж­мента, имеются большие возможности повышения эффективности работы, как отдельного работника, так и организации в целом. К теоретикам школы поведенческих наук, наряду с Д.Мак-Грегором, Ф. Герцбергом и другими американскими учеными, можно отнести и выдающегося японского менеджера Мацуситу, которому удалось на практике осуществить важнейшие положения неоклассической школы и бихевиористской концепции менеджмента с учетом япон­ского менталитета.

Поведенческая школа (схема 7.) позволила выработать ряд принципов управления, которые широко используются в кадровом менеджмен­те современной организации. К таким основополагающим принци­пам можно отнести лояльность к работающим; ответственность как обязательное условие успешного менеджмента; создание психоло­гического климата, способствующего раскрытию способностей ра­ботников организации; установление долевого участия каждого со­трудника в общих результатах; использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой; умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается (исполнителей, по­купателей, поставщиков и т.п.); соблюдение им этических норм в бизнесе; честность и доверие к персоналу, высокое качество личной работы менеджера и ее постоянное совершенствование.

Достижения этой школы учтены и при разработке «Концепции государственной кадровой политики Российской Федерации». В этой концепции дана оценка кадровой ситуации в стране, отражены ее особенности, определены исходные идеи и существенные черты государственной кадровой политики, сформулированы задачи и приоритеты кадровой работы государственных органов власти, из­ложены основные направления и механизм реализации государственной кадровой политики.

Схема 7

 

Особенности развития поведенческих наук1

       
   
Развитие поведенческих наук (1950- по н.в.)  
 
 


1Менеджмент в структурно-логических схемах: Учебное пособие/В.В.Лукашевич – М.Изд.«Экзамен»,

2003.- 209с.

Date: 2015-07-23; view: 1317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию