Рекомендации по выполнению самостоятельной работы и распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и модулям дисциплины приведены в таблице.
Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложении 3 к настоящей рабочей программе.
Вид работы
| Содержание (перечень вопросов)
| Трудоемкость, час.
| Рекомендации
|
Модуль 1. «Природа управления и исторические тенденции его развития »
|
Подготовка к лекциям 1
| Самостоятельное изучение вопросов:
История управленческой мысли – процесс возникновения, развития, противостояния и смены управленческих понятий и концепций в различные исторические эпохи.
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач:(Из «Поучения сыновьям» Владимира Мономаха)
«... Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдайте слова Господние: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь: не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не склоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится.
... Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь, а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею...
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, но не губите никакой христианской души. Старых чтите как отца, а молодых как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тьма или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим...
Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь чада погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол: если не можете почтить его подарком — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Ученость ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее... пусть не застанет вас солнце в постели...»
1. Попытайтесь определить, что из заветов великого предка имеет для современного руководителя, особую актуальность.
2. Если бы Владимир Мономах был жив сегодня, что, по Вашему мнению, он добавил бы еще к своим заветам?
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Итого по модулю 1
|
|
|
|
Модуль 2. «Условия и факторы возникновения и развития управления»
|
Подготовка к лекциям 2
| Самостоятельное изучение вопросов
Управление в Англии.
Особенности формирования государственного управления во Франции.
Особенности управления в Германском государстве.
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач:
Постройте схему управления в Англии.
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Подготовка к лекциям 3
| Самостоятельное изучение вопросов
Усиление Московского княжества.
Этапы формирования централизованного Московского государства и особенности структуры управления в XV – начале XVI века.
Реформы Петра I: нововведения в управлении.
Изменения Павла I в управлении государством после смерти Екатерины II.
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач:
Какие реформы могут быть применены в современных условиях. Почему?
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Подготовка к лекциям 4
| Самостоятельное изучение вопросов
Необходимость нового знания – идей и концепций в сфере управления государством.
Суть промышленного переворота и его результаты для экономики стран Европы.
Краткая характеристика основных трудов и идей в области управления.
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач:
Сформулируйте основные идеи в области управления,, определите для себя ключевую идею, сделайте пояснение, с чем связан ваш выбор?
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Подготовка к лекциям 5
| Самостоятельное изучение вопросов
Управление при Александре I.
Управление при Николае I.
Управление при Александре II.
Этапы, направления и содержание реформ.
Управление при Александре III.
Развитие взглядов на управление государством при Николае II.
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач:
Определите, какие ключевые ошибки были допущены в управлении Николаем II. Дайте рекомендации по предотвращении. Подобных ошибок.
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Подготовка к лекциям 6
| Самостоятельное изучение вопросов
Школа научного управления (рационалистическая) как этап в развитии менеджмента.
Административная (классическая) школа в управлении.
Школа человеческих отношений и поведенческие науки (бихевиоризм).
Школа науки управления или количественный подход.
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач:
Выберите для себя одну из школ управления являющуюся для вас приоритетной. Аргументируйте свой выбор. Подготовьте и проведите презентацию этой школы (5 мин).
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Подготовка к лекциям 7
| Самостоятельное изучение вопросов
История формирования среды российского менеджмента.
Взаимосвязи политических и экономических факторов в дореволюционной России влияющих на формирование менеджмента.
Нововведения и реформирование в России.
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач: Еще в 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:
1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффек-тивного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармо-ничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и
правдивости.
3. Уважай право частной собственности. Свободное предпри-нимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает, атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявить себя во всем блеске.
5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
7.Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что из приведенных выше принципов в полной мере сохранило свою актуальность и в настоящее время, а что отошло на второй план?
2.Какие новые принципы бизнеса должны быть, по Вашему мнению, внедрены в практику предпринимательской деятельности в России сегодня?
3.Какие принципы бизнеса Вы считаете для себя приоритетными?
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
|
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Подготовка к лекциям 8
| Самостоятельное изучение вопросов
Парадигмы управления
Современные модели управления
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач
Составьте свою парадигму управления
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Подготовка к лекциям 9
| Самостоятельное изучение вопросов
Формирования типологии менеджмента.
Функции и модели корпоративного управления.
|
| Конспект лекций, основная и дополнительная литература
|
Подготовка к практическим занятиям
| Решение ситуационных задач
Сформируйте свои управленческие функции
| См. сборник ситуационных задач по менеджменту, конспект лекций
|
Подготовка реферата, эссе
| Изучение научной и периодической литературы по теме реферата
| Использование журналов «Менеджмент в России и за рубежом», в том числе и электронную версию
|
Итого по модулю II
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|