Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административная (классическая) школа в управлении





Представители административной школы управления пытались взглянуть на организацию с точки зрения широ­кой перспективы, пытаясь определить общие характеристи­ки и закономерности функционирования организаций. Ос­новная цель школы — создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что ее представители считали, что суще­ствует только один-единственный способ эффективного уп­равления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес.

Основателем классической (административной) школы (1920-1950) является французский предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд «Общий и про­мышленный менеджмент» был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы уп­равляющих и сформулировал основные функции управле­ния: «Управлять — это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контро­лировать». Американцы назвали А. Файоля отцом менедж­мента. По­сле окончания лицея и горной школы он поступил на службу в крупную горную и металлургическую компанию «Комамболъ», в которой проработал с 1860 по 1918 г. Интерес к проблемам эконо­мики и управления стал проявляться у А. Фаиоля после назначения его в 1872 г. главным управляющим группы рудников. Сам А. Фай­оль неоднократно подчеркивал, что никаких противоречий между его теорией и концепциями Тейлора нет. Просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное.

В работе «Общий и промышленный менеджмент», вышедшей в свет в 1916 г., А. Файоль определяет функции, принципы и элемен­ты управления. В качестве важнейших функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная.

Техническая функция охватывает технические операции, такие как производство, выделка, обработка и т.п. Без этих операций не­возможно производство. Однако при всей важности технической функции ее нельзя противопоставлять остальным, ибо она не может осуществляться без сырья, без сбыта готовой продукции, капитала, страховых мероприятий и общей программы работы предприятия.

Коммерческая функция включает операции по покупке, прода­же и обмену. Процветание промышленного предприятия часто зави­сит от умения покупать и продавать, которое так же важно, как и умение производить, ибо если продукт не имеет сбыта, крах пред­приятия неизбежен.

Финансовая функция подразумевает привлечение средств и распоряжение ими. Ни одно предприятие не может существовать без этой функции. Необходимо искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, извлечь максимальную выгоду из имеющихся средств и избежать безрассудных займов под высокие проценты. Для обеспечения успеха следует четко пред­ставлять финансовое положение предприятия.

Страховая функция – это, прежде всего, страхование и охрана имущества предприятия. По мнению А. Файоля, страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу — необходимое ему душевное спокойствие.

Учетная функция охватывает бухгалтерские операции, кальку­ляцию, учет, статистику и др. Эта функция подобна органу зрения предприятия, благодаря которому появляется возможность оценить достигнутые результаты и определить перспективы развития. Руко­водство фирмы должно опираться на полные, ясные и точные све­дения относительно экономического положения предприятия.

Административная функция предусматривает выработку об­щей программы работы предприятия, формирование персонала, ко­ординацию усилий и обеспечение взаимодействия всех подразделе­ний предприятия. Эту функцию А. Файоль определяет как умение управлять, а «управлять — значит предвидеть, организовывать, рас­поряжаться, координировать и контролировать».

Главный вклад в теорию менеджмента А. Файоля заключается именно в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации и др. В работе «Общий и промышленный менеджмент» определены также принципы и элементы управления.

К важнейшим принципам управления по Файолю отно­сятся: разделение труда, власть, дисциплина, единство распоряди­тельства (командование), единство руководства, подчинение част­ных интересов общему, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициа­тива, единение персонала.


3 Разделение труда Специализация является есте­ственным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2.Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

3.Дисциплина. Дисциплина предполагает послу­шание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работни­ков, из которых возникают дисциплинарные фор­мальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина так­ же предполагает справедливо применяемые санк­ции.

4.Единоначалие. Работник должен получать прика­зы только от одного непосредственного начальни­ка.

5.Единство направления. Каждая группа, действу­ющая в рамках одной цели, должна быть объеди­нена единым планом и иметь одного руководителя.

6.Подчиненность личных интересов общим. Интере­сы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7.Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обес­печить верность и поддержку работников, они дол­жны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9.Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место – для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает
эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

К важнейшим элементам управления отнесены: предвиде­ние, организация, распорядительство, координирование, контроль.

Особенности административной (классической) школы представлены на схеме 5.

Схема 5.

Особенности административной (классической) школы1

                                         
   
Административная (классическая) школа (1920-1950)
 
     
 
 
Особенности
 
Цель школы –создание универсальных принципов управления, следование которым приведёт организацию к успеху.
 
   
 
     
 
 
Анри Фаиоль руководил большой французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руко­водством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».
 
   
Две категории принципов управления
 
     
 
   
Связанные с разработкой рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство, маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
 
Связанные с построением структуры организации и управления работниками
 
 
 
 



1Менеджмент в структурно-логических схемах: Учебное пособие/В.В.Лукашевич – М.Изд.«Экзамен»,

2003.- 208с.







Date: 2015-07-23; view: 766; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию