![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Управление самостоятельной работой студента
Консультации Лекция 6. Тема 6.Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента (первая половина ХХ в.) Тип лекции: лекция – визуализация. Структура: · Школа научного управления (рационалистическая) как этап в развитии менеджмента. · Административная (классическая) школа в управлении. · Школа человеческих отношений и поведенческие науки (бихевиоризм). · Школа науки управления или количественный подход. Рассмотрим особенности формирования и развития школы научного менеджмента (1885 – 1920). Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой емкости, с позиций эффективного распределения и использования ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента на рубеже XIX и XX вв. У истоков школы «научного менеджмента» стояли Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов стала проблема роста производительности труда в организации. Основоположником школы признан Ф. Тэйлор. Основные труды Ф.Тейлора: «Управление фабрикой» (1903г.), «Принципы научного менеджмента» (1911г.). Его идеи изучения движений и использования хронометража в повышении эффективности труда заложили основу организационно-технологического подхода в теории и практике менеджмента. Он первым из исследователей подошел к изучению отношений, складывающихся внутри производственного коллектива, как к системе «человек — машина». Затратил на исследования 26 лет, провел больше 50 тыс. опытов, предложил несколько инновационных инженерных решений, за которые получил признание американского научного сообщества еще в 1900 г. Через три года после признания его как инженера-мыслителя он отходит от технических аспектов производства и представляет новую концепцию организации производственного процесса. В этой концепции он по-новому определял сущность организации, выделял в производственном процессе человека как основную движущую силу и занимался изучением движений для повышения производительности труда. Предложения об унификации всех деталей, элементов и нормативов приводят к изменению функций администрации, а впоследствии и к введению самостоятельных подразделений, осуществляющих нетрадиционную для того времени функцию распределения. Предложение Ф. Тэйлора по установлению системы доставки сведений регулярно, через каждые полчаса, для собирания и распределения обычных донесений, записей и сведений по всему заводу без особой суеты изменило традиционные функции, структуру управления производственным процессом и наметили контуры иерархии производственной и управленческой информации. Опыт внедрения своих предложений помог Ф. Тэйлору прийти к революционной идее научного управления Она сводилась к следующему. В каждое новое предприятие вливаются работники других предприятий, отраслей, регионов страны и других стран. Каждый из работников является носителем знаний, умений, навыков и представлений о лучших методах работы и вознаграждении за труд, полученных на других предприятиях. Поэтому на предприятии концентрируются различные представления о труде, производительности и эффективности. Если предоставить рабочим полную инициативу в выборе производительности, то разные представления могут привести к плохим результатам. Для того чтобы достичь общей эффективности, управление предприятием должно основываться на научных методах: выработать законы и правила, которые заменят индивидуальные мнения рабочих, установить письменные регламенты организации труда на каждом рабочем месте, обучить трудящихся в соответствии с разработанными нормами, разделить ответственность за производительность между рабочими и администрацией (рис.7.). В результате внедрения научного управления, по мнению Ф. Тэйлора, производительность должна была удвоиться.
Рисунок 7. Формирование моделей планирования процесса распределения продукта1.
![]() ![]()
![]()
1История менеджмента. Учебник для вузов.-СПб.:Питер,2004.- 90с. Ученик Ф. Тэйлора — Г. Гантт сделал следующий шаг в научном управлении, от отдельных операций и движений он пришел к измерению производственного процесса в целом. Разрабатывая вместе с Ф. Тэйлором систему сдельной оплаты труда, Г. Гантт заметил, что причиной низкой производительности нередко бывает плохая организация. И, поскольку он обладал неординарной способностью к обобщениям, его заинтересовало все, что было связано с планированием работ. Изучая то, как выполняется нагрузка трудящихся, он предложил планировать и контролировать не только загрузку материалов и оборудования, но и время, и резервы выполнения работ. Для удобства планирования и контроля он составлял компактные записи по всем объектам и времени выполнения работ. Данные накапливались последовательно и систематически и помогали проводить анализ хода выполнения работы за отдельные промежутки времени и за весь период в целом. Так Г. Гантт привел научное управление от статики к динамике. Благодаря введению в процесс управления системы плановых графиков (графики Гантта) появилось оперативное и календарное планирование. Ф. и Л. Гилбрет также использовали принципы Ф. Тэйлора разделения движений на элементарные части, но расширили область их использования. Ф. Гилбрет разрабатывал идею выработки нормативов времени на элемент операции для разработки стандартных технологических процессов как составляющих элементарных операций и их сочетания. Так была разработана идея универсальности микродвижений и технологических процессов. Впоследствии эта универсальность была использована в конструировании автоматизированных и сборочных линий и робототехники. В дальнейшем Ф. Гилбрет разработал методику изучения движений, провел их классификацию и сформулировал принципы экономии движений. Они позволили оптимизировать движения и затрату энергии на производство самых разных продуктов. Важным вкладом Ф. Гилбрета в науку было доказательство эффективности использования определенных методов работы в проектировании технологического процесса. Л. Гилбрет продолжила исследования мужа, но имеет собственный вклад в науку. Глубокие знания психологии помогли ей развить мысль об элементах, их измерении и объединении в процесс — в формулу: цель — не что иное, как хорошо продуманный процесс измерения и синтеза (рис. 8.). Таким образом, «задание» для рабочего, которое на начальных этапах становления научного управления (схема 4.) составляло самостоятельный объект исследования, Л. Гилбрет превратила в эмпирическую реальность цели. Наука управления получила развитие от управления по заданию к формулированию целей организации. Рисунок 8. Роль функции «планирование» в менеджменте организации.1 1История менеджмента. Учебник для вузов.-СПб.:Питер,2004.-94с. Схема 4. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента.1
1Менеджмент в структурно-логических схемах: Учебное пособие/В.В.Лукашевич – М.Изд.«Экзамен», 2003.- 206с. Date: 2015-07-23; view: 1116; Нарушение авторских прав |