Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации
1. Проблема выделения составляющих текста является одной из центральных в стилистике текста, в лингвистике текста, в семиотике текста, в коммуникативном синтаксисе. Определения структурных единиц текста предпринимаются с разных позиций с опорой на его графические, грамматические или смысловые показатели. Традиционно в качестве таких единиц называются абзац, сложное синтаксическое целое (ССЦ), сверхфразовое единство (СФЕ). Все это формы изложения информации, которые обеспечивают логическое единство всех микротекстов. В процессе развития научного стиля происходят изменения и в характере членения речи на абзацы и в средствах выражения их связи. 2. В настоящее время главным и единственным показателем абзаца в письменной речи является красная строка. Она как бы предупреждает, что начинается новая тема, мысль, которая важна и на которую вследствие этого следует обратить особое внимание. Абзацу присущи три значения – типографское, синтаксическое и литературно-композиционное. Абзац обладает смысловой законченностью. В классически построенном абзаце научного текста главную мысль выражает микротекст, состоящий из первых двух предложений. Другие микротексты расширяют и углубляют эту мысль, доказывают основные положения абзаца или иллюстрируют их (примеры, цифровые данные). В конце абзаца располагается микротекст-вывод. Таким образом, в отличие от предложения информативный центр абзаца в научных текстах обычно находится в начале абзаца – структурной единицы текста. Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называется микротемой. Микротема формирует абзац и обычно раскрывается в нескольких предложениях. Текст, как правило, членится на несколько абзацев, имеющих определенное строение: зачин или начало, разработку и развитие мысли, концовку. 3. Абзац – отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей. Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста – сложных синтаксических целых, фрагментов. Но нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно-синтаксическим членением, которое присуще эмоциональной речи, где абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию. 4. Абзац в научной речи состоит из трех частей. Главный компонент абзаца – его первое предложение. Это абзацный зачин, который обозначает тему и выражает начало развития мысли. Средняя часть содержит развитие темы, намеченной зачином. Заканчивается абзац предложением-концовкой, которое завершает мысль. Как правило, зачин или концовка содержат обобщающую информацию всего абзаца. В отдельный абзац может выделяться одно сложное синтаксическое целое - с единой микротемой, композиционно-смысловой и синтаксической организацией, например: Нерезидентные вирусы не записывают себя в оперативную память компьютера, а активизируются при запуске на выполнение «зараженной» программы. При этом вирус ищет подходящий для своего внедрения файл в текущем каталоге, а также в каталогах, указанных в команде РАТН файла автозапуска. Он дописывает себя к найденному файлу и изменяет ход его выполнения так, чтобы при запуске файла вначале выполнялась программа-вирус, затем уже сама программа. Нередко, однако, несколько сложных синтаксических целых объединяются в один абзац. В таких случаях в ССЦ излагаются разные микротемы одной темы, которую необходимо подать в целом как соположенную с соседними и также в целом отличающуюся от них (часто при помощи сочинительных союзов специально отмечается наличие аналогичных или неаналогичных сторон в последующей и предыдущей темах), например: Применение ЭВМ во многих видах деятельности уже сейчас позволяет существенно упростить работу людей по подготовке, накоплению и переработке информации, проведению проектно-конструкторских работ и научных исследований. Электронно-вычислительные машины уже есть в школах и они будут помогать при изучении физики и математики, химии и биологии и многих других учебных предметов. Умение общаться с ЭВМ и использовать их в своей работе, так же, как умение пользоваться ручкой, в ближайшие 10-15 лет станет необходимым практически для всех и составит основу компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность-это умение читать и рисовать, а также искать информацию применяя для этого ЭВМ. 5. Сложное синтаксическое целое (ССЦ)– это сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически. В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т. к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. Микротема (как часть текста) может состоять и из большого количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей. 6. Структура ССЦ. При построении ССЦ соблюдается единство их композиционно-смысловой структуры, которая состоит из трех элементов:
7. Средства связи сложных синтаксических целых
Основная литература 10 [23-24]; 7 [109-113];9 [58-61]. Дополнительная литература 17 [27-28]. Контрольные вопросы 1. Какие виды связи между абзацами вам известны? 2. Что такое красная строка? 3. Какая функция является важнейшей для абзаца? 4. Что такое сложное синтаксическое целое? 5. Какие структурно-смысловые части ССЦ вы знаете? Date: 2015-07-22; view: 2317; Нарушение авторских прав |