Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. 1. Текст(от лат. Textus – ткань, сплетение, соединение) – это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по
1. Текст(от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и т.д.; порядка предложений, порядка слов в предложениях, интонации, особых графических средств – подчеркивание, шрифтовые выделения, пунктуация (для письменных текстов). 2. Основнымисвойствами научного текста считаются связность, цельность и логичность. Научной речи свойственно именно «подчеркнутая логичность» - одна из главных её черт. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения. Этому служат специальные языковые и речевые средства и в лексике, и в синтаксисе предложения, и в структуре текста. Цельность (целостность) текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство) и формы (структурное единство). Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, которая проявляется в том, что все компоненты текста взаимосвязаны между собой. Связность текста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев. При построении текста следует подбирать предложения с точки зрения целого высказывания, поскольку предложения вне высказывания не является коммуникативной единицей, так как не обладает смысловой полноценностью. 3. Средства организации научного текста
4. Тематическое единство текста.Оно выражаетсяв том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.Обозначение темы нередко содержится в начальных предложениях.Тематическое единство текста находит выражение в заголовке. 5. Заголовок – один из существенных признаков текста, который связан с другим – завершенность текста, его концовка. Заголовок (название) научного текста – это информативная единица, он отражает тему данного текста и должен соответствовать его содержанию. В зависимости от типовой структуры научных текстов (тексты о предметах, тексты о процессах, тексты о свойствах, тексты о связях и отношениях, тексты о человеке и его деятельности) можно выделить несколько типов заголовков: о предметах, например: Экологический паспорт предприятия. Радиоактивные отходы Казахстана; о процессах, например: Действие биотических факторов в популяциях. Круговорот воды; о свойствах, например: Свойства почвы, важные для плодородия;. о связях и отношениях, например: Экологическое воспитание и образование; о человеке и его деятельности, например: Управление природопользованием. 6. Для научного сочинения характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяется структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение. Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы. При формулировании цели можно использовать такие стереотипы: Цель работы -…раскрыть специфику;…выявить закономерности (выявление закономерностей);..создать типологию (создать типологии);.. объяснить явление;... описать функции;…разрабатывать модель (разработка моделей);…охарактеризовать систему; …обобщить факты;…систематизировать элементы (систематизация элементов). Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) делится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключениеимеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме. 7.Научный текст может быть сжато представлен в виде логической схемы:
8. В тексте в зависимости от его величины можно выделить взаимообусловленные части - главы, разделы, сложное синтаксическое целое. В письменной речи части текста выделяются графически. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое. 9. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная. Цепная связь - структурное сцепление предложений: непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем. Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения. Виды цепной связи
Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте. При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых, н апример: Осуществляется замена аналогового оборудования на цифровое. Развиваются услуги пользования сетью Интернет. В данных предложениях наблюдается параллелизм синтаксических конструкций. Для связи предложений в тексте также используются лексические и морфологические средства, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа - прежде всего, сейчас, затем,поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т. д.), последние характерны для научной речи. Третий вид связи между самостоятельными предложениями - присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению. Основная литература 7 [80-89]; 8 [140-141, 224-225]; 10 [22-28]; 13 [77-84]; 14 [217-218, 220]. Дополнительная литература 17 [21-25, 30-40]; 26 [7-11]. Контрольные вопросы 1. Что такое текст? Как производится анализ научного текста? 2. Какие структурно-смысловые компоненты выделяются в тексте? 3. Какие можно выделить типы заголовков? 4. Какие виды и способы связи предложений в тексте вам известны (цепная, параллельная)? 5. В виде какой схемы может быть представлен научный текст? Date: 2015-07-22; view: 2033; Нарушение авторских прав |