Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек в экстремальных условиях
В процессе эволюции у человека выработались приспособления к определенным условиям гравитации, магнитного поля, излучений, климата (освещенности, влажности и др.), высоты над уровнем моря. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться к ним до определенных пределов. Закон оптимума применим также к виду Ноmо sарiens. Экстремальные условия — крайние, опасные условия среды, к которым организм не имеет должных адаптации.Так, отклонения от давления, характерного для уровня моря, изменения парциального давления газов, участвующих в дыхании, высокий или низкий уровень солнечной радиации, отсутствие гравитации вызывают развитие ряда адаптивных признаков. В условиях невесомости организм человека приспосабливается к отсутствию гравитации, гидростатического давления крови. Длительность пребывания в космосе зависит от возможности адаптации к невесомости. Для человека, как и для каждого вида живых существ, характерны адаптации к определенным оптимальным условиям. Стресс и адаптации. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн, но при этом не деградировало, продемонстрировав высокую эффективность адаптации к экстремальным ситуациям. Конечно, цена такой адаптации неоправданно высока, но факты неизбежно приводят к заключению, что организм обладает достаточно эффективными механизмами, которые ограничивают стресс-реакцию и предупреждают повреждения организма. Адаптация включает две цепи явлений: увеличения функции системы и стресс-реакции. Чрезмерная стресс-реакция может способствовать возникновению тяжелых неинфекционных заболеваний, которые современная медицина еще не умеет предотвращать. Стрессовые, условия ~ все условия жизни людей, вызывающие отрицательные эмоции и определенное напряжение некоторых или всех систем органов человека (страх, холод, голод, скученность, неуверенность в своем будущем и т.д.). Отрицательные реакции - нарушения уравновешенных физиологических или психологических процессов, приводящие к физическим пли психическим заболеваниям. Адаптация человека к стрессовым ситуациям - процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенным факторам среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые. Стресс-реакция - открытая канадским биологом Г.Селье реакция, обозначенная им как «общий адаптивный синдром», не просто мобилизует ресурсы и вещества организма, но и обеспечивает направленную их передачу на решение новой жизненно важной задачи, выдвинутой средой. Адаптивные приспособления человеческого организма разнообразны и достаточно велики. Так, человеческие сообщества успешно выживают в различных областях с температурой от —51 до +38 °С (Верхоянск и алжирский Судан). Многие исследователи считают критической для человека температуру между +28 и +29,5 °С.
План-схема
Задание 2. Прочитайте текст. Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н.Ф. Реймерсу (1992 г.), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения. Впервые общество по охране природы в Казахстане было организовано в 1958 г. под названием «Друзья лесов и садов», которое в 1962 г. преобразовано в «Общество по охране природы Республики Казахстан». 16 июня 1962 г. был издан Указ «Об охране природы Казахстана». 18 июня 1991 г. - вышел Закон «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР». В 1991 г. в Республике образован Государственный комитет по экологии и использованию природных ресурсов. В 1997 г. вышел новый Закон «Об охране окружающей среды». В 1991 г. выпускаются газеты «Атамекен» на казахском языке, «Экокурьер» на русском языке, с 2000 г. газета «Табигат». Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестациях, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми: - Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое; - Природа - была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство; - Чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее; - Призрак экологического кризиса стал грозной явью; оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие; - Если все оставить гак, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро - спустя всего лишь 20 - 50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом за уничтожение»; - Сложившийся в массовом сознании в течении многих лег антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира - эксцентрическим; - люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающих стран) и от экологической безответственности и вседозволенности. Экологическое воспитание должно базироваться на осознании того, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Успех в решении глобальной экологической проблемы зависит от переоценки ценностей и смены «приоритетов», а также в планировании численности населения, неустанной практической работе по реализации направлений охраны окружающей природной среды. Однако одного только экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Т.е. при осуществлении концепции экологически устойчивого развития, экология должна развиваться наряду с экономикой с людьми, у которых сформировано экологическое сознание. Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Все большое число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса на основе экологической культуры - совместном гармоническом развитии природы и человека, отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские ученые В.И. Данилов-Данильян и К.С.Лосев (1996 г.) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой - т.е. следованию законам Природы. Человек должен осознавать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы. Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание человечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Правила «не повреди» и думать «глобально, действовать локально» обязательны для всех людей (Реймерс, 1992 г.). Во имя жизни на земле человечеству предстоит возродить, сберечь и развивать все основные ценности экологической культуры. В настоящее время Республика Казахстан участвует в международных проектах по охране окружающей природной среды. С 1995 г. Казахстан подписал межгосударственные соглашения с США, Израилем, Грузией, Киргизией, Узбекистаном; участвует в региональной комплексной программе бассейна Аральского и Каспийского морей при поддержке Всемирного Банка, ПРООН, ЮНЕП; проектах при содействии ТАСИС; «Сточные воды Казахстана», «Питьевая вода», Национальном плане действий по охране окружающей среды для устойчивого развития. Выполняются научные исследования и экологический мониторинг всех регионов Казахстана, успешно внедряется информационно-просветительская деятельность, экологическое образование и воспитание, общественное экологическое движение. 2.1. Определите тему текста и выделите в нём элементы композиционной структуры. 2.2. Ознакомьтесь со сложным планом текста. Проанализируйте его. 2.3. Трансформируйте предложенный вам сложный план в назывной и вопросный план:.
Задание 3. Прочитайте текст и сформулируйте основную мысль текста. Составьте сложный план и тезисы текста. Экологическое планирование - это расчет по принципу составления межотраслевого баланса потенциально возможного изъятия (или иной эксплуатации) природных ресурсов или территорий без заметного нарушения существующего экологического равновесия и без нанесения ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совместного использования ими естественных благ. В основе экологического планирования лежит определение вариантов возможного использования природных благ (природных ресурсов и условий) путем сопоставления природных предпосылок развития хозяйства и его ограничений на данной территории для каждого вида хозяйственной деятельности (промышленный, транспортный, рекреационный, сельскохозяйственный и др.). Основные принципы экологического планирования заключаются в следующем: 1. Плановое использование отдельных ресурсов не должно превышать возможностей воспроизводства возобновимых ресурсов региона в том же количестве и качестве (например, годичного прироста древесины в случае использования лесных ресурсов). 2. Эксплуатация отдельного ресурса не должна приводить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других ресурсов, взаимосвязанных с первым (например, изменение стока под влиянием вырубки, рекреационных свойств местности и т.п.). С точки зрения пользователей ресурсов необходимо согласование хозяйственных интересов (антимонопольные требования). 3. Общая антропогенная нагрузка на ресурсы не должна превышать предела устойчивости природной среды (восстановительных способностей), таким образом общая ресурсная эффективность региона не должна снижаться. 4. Должна быть обоснована целесообразность в соотношении краткосрочных и потенциальных выгод использования ресурсов региона (например, увеличение доли пашни в сельскохозяйственных угодьях может дать кратковременный эффект, последствия которого приведут к снижению урожайности, усилению эрозии почвы, что в конечном итоге приведет к значительному экономическому ущербу и долговременному нарушению экологического равновесия в регионе). 5. Формы природопользования наряду с отражением социально-экономических потребностей общества должны учитывать природную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических ограничений. Экологическое планирование основано на точном учете природно-ресурсного потенциала и слагается из следующих этапов: - инвентаризация естественных ресурсов; - моделирование природно-ресурсного потенциала региона; - территориально-экологическое планирование; - социально-экономические оценки и расчеты. Таким образом, экологическое планирование - это этап в развитии взаимоотношений Природы и Общества, который сменил период неконтролируемого взаимодействия биосферы и человека. Date: 2015-07-22; view: 2472; Нарушение авторских прав |