Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О возникновении терминов в языке
Возникновение терминов в языке обусловлено стремлением людей дать точное и ясное определение понятиям и реалиям объективной действительности. Термины представляют собой область специальной лексики языка, формирующегося в результатенаучно-технического прогресса. Термины создаются человеком для возможности общения в различных специальных сферах. Они должны достаточно точно отображать результаты опыта и практической деятельности людей. Как слова вообще, термины - это приобретение, хранение особой информации, создающее систему языкового выражения специальных понятий - терминологию. В состав терминологии входят узкоспециальная лексика, например, скальпель, шприц (медицин.), кредит, эмиссия (эконом.), соцветие, самоопылитель (агроном.), подшипник, стартер (инженерн.) и общенаучная - система, функция, величина, явление. До появления письменности в казахском и русском языках существовали термины родства, скотоводческие, земледельческие, географические, ботанические и др. Появление письменности дало толчок становлению гуманитарной, просветительской, юридической терминологии. Контакты с соседними народами оказывали влияние на развитие лексической системы языков, на ход формирования терминологических систем. Одни лексические заимствования объясняются территориальной близостью с другими народами. Например, арабские и персидские слова в связи с распространением исламской религии вначале проникают в узбекский и татарский языки, а затем в казахский. Греко-латинские медицинские термины вначале проникают через польский язык в русский, а затем в казахский. Поэтому в большинстве случаев термины религиозные, научные, общественно-политические, естественно-научные составляют основу терминологических систем. Термины должны быть краткими, конкретными, точными, и однозначными. Термины могут быть образованы односложными существительными (плазма, ядро, маркетинг, орошение), сложными словами (машиностроение, зерносушилка, экопрограмма, плевропневмония), словосочетаниями (плесневый гриб, вспашка озимых, яровая пшеница, вирусный паралич пчел), аббревиатурой (ЭВМ, ДНКЖДА, КПД). Термины могут быть национальными и интернациональными.Национальные термины возникают на базе родного языка, а интернациональные - на базе слов, встречающихся в ряде языков и обладающие фонетическим сходством: например, диагностироватъ, конструкция. 1.1 Ответьте на вопросы: 1)Чем обусловлено возникновение терминов в языке? 2) Что такое узкоспециальная лексика? 3) Что такое общенаучная лексика? 4) Что такое национальные и интернациональные термины? 5) Что составляет основу терминологических систем? 6) Какие основные способы образования терминов существуют? Задание 2. Прочитайте текст и озаглавьте его. Основой природы составляет геологическая оболочка планеты – биосфера (от греч.bios - жизнь, sphaira - шар), состав, структура и энергетика которой в существенных чертах обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, которые взаимосвязаны сложными биохимическими циклами миграции вещества и энергии. В пространстве биосфера имеет толщину 40-50 км и состоит из области живых организмов. Границы биосферы простираются в атмосферу на высоту 25-30 км, т.е. до озонового экрана, нижняя граница в земной коре пролегает на глубине 3-5 км и ограничено изотермой (100 С). В мировом океане биосфера распространяется практически на всю водную толщу до глубины 12 км. Основная функция биосферы заключается в непрерывном создании нового органического вещества. Этот процесс синтеза включает в себя связывание, в основном зелеными растениями, исходных минеральных соединении и образование с помощью солнечной энергии сложных, богатых кинетической энергией органических веществ. Наряду с процессом образование органического вещества в биосфере протекают процессы потребления и разложения его другими организмами на исходные минеральные соединения. Этим процессам способствуют человек, все животные, некоторые растения и микроорганизмы (большинство бактерий и др.), используя для своего питания готовые органические вещества. На основе этих процессов при участии всех населяющих биосферу организмов осуществляется круговорот органического вещества, получившего название малого, или биологического, круговорота веществ, и потока энергии, составляющего биосферу. Интенсивность биологического круговорота зависит от природных условий и проявляется через формирующиеся(применительно к этим условиям) экосистемы. Экосистема (от греч. оikos – жилище, местопребывание и systema – целое, составленное из частей) - это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.), в котором живые и косные (неорганические) компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. 2.1 Выделите в тексте общенаучные и узкоспециальные термины и выпишите их. 2.2 Сравните количественное соотношение общенаучных и узкоспециальных терминов и сделайте вывод. Задание 3. Используя данные таблиц (см. «Метод. реком.») объясните происхождение названий современных наук; продолжите данный ряд своими примерами. Метрология, психология, зоология, биология, философия, механика, экология, геология, гидрология, педагогика, динамика, геология, социология, этнография, термодинамика, арифметика, логика, палеография, геометрия, цитология. Задание 4. Определите значение приставки, общее для каждой группы слов. 1. Асимметрия, асептический, асинхронный, атеизм, асоциальный.2. Рекомбинировать, реконструировать, рекристаллизация, реорганизация, репродукция. 3. Дисбаланс, диспропорция, дисфункция, дистрофия. 4. Дегазация, девальвация, дегидратация, декарбонизация. Задание 5. Подберите примеры смешанного терминообразования, при котором международные терминоэлементы сочетаются с русскими. Пример: термообработка, ультразвук. Задание 6. Подберите термины, входящие в терминологические системы разных наук, и определите их общий компонент значения, например: Ассоциация (лат. аssociation - соединение): в химии – объединение молекул вещества в удвоенные, утроенные (ассоциированные молеккулы); в психологии – связь, образующаяся при определенных условиях между психическими представлениями, ощущениями, идеями; в ботанике – совокупность однородных растительных сообществ. Date: 2015-07-22; view: 3957; Нарушение авторских прав |