Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Специфическими чертами научного стиля речи являются: а) точность, ясность, логичность; б) обобщенность и безличность





1. Специфическими чертами научного стиля речи являются: а) точность, ясность, логичность; б) обобщенность и безличность.

Исходя из данных качеств научного стиля отмечаются следующие языковые черты научных текстов:

2. Для лексики научного стиля характерно преобладание слов с обобщенным, абстрактным значением (явление, применение, польза, предмет и т.д.) и наличие специального лексического аппарата – терминологии. Лексику научной речи составляют три основных пласта: Общеупотребительная + Терминологическая + Общенаучная = научный стиль.

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые используются и в общем языке, и в научных текстах. Например: К языкам мира относятся языки народов, населяющих земной шар. Здесь нет ни одного специального слова.

Общенаучная лексика – это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: элемент, операция, система, функция.

Основу научного стиля составляет третий пласт лексики – терминология. Термин – слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание, в основе термина лежит научно построенная дефиниция. Термины делятся на узкоспециальные (эндоконтакт, орогенез, фирн), они понятны лишь специалистам, и общенаучные (земля, атмосфера, топливо, скважина).

3. Для морфологии научного стиля характерно:

а) преобладание имен существительных отглагольных (изучение, рассмотрение, определение и т.д.);

б) в глагольных формах преобладание настоящего постоянного или настоящего вневременного (химия изучает органические и неорганические вещества или молекула состоит из атомов и т.д.);

в) кроме того, характерным для научного стиля является использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется и т.д.);

г) преобладание отвлеченных существительных среднего рода (количество, явление, состояние, значение, определение, свойство);

д) преобладание кратких прилагательных для выражения постоянных свойств предмета (клетки бедны протоплазмой…, указаны признаки …, отмечены важные свойства ….);

ж) формы множественного числа от имен, которые употребляются в общелитературном языке в единственном числе (масла, кислоты, климаты, стали, стоимости);

з) отвлеченно-абстрактные слова реализующие понятия об обособлении, опредмечивании какого-то признака (вязкость, доступность, сминаемость, сжигаемость, самоуплотняемость);

и) преобладание форм несовременного вида глагола (кислота разъедает …, металлы легко режутся, вода размывает пласты.).

4. Синтаксис:

а) преобладание сложных предложений над простыми;

б) широкое употребление причастных и деепричастных оборотов;

в) широкое использование страдательных конструкций (в работе рассматривается, в монографии анализируется и т.д.);

г) использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (итак, таким образом, следовательно, стало быть);

д) широко используются цепи родительных падежей (…установление (чего?) зависимости (чего?) длины (чего?) линии (чего?) волны рентгеновских (чего?) лучей (чего?) атома.);

ж) широко используются наречия в связующей функции для выражения причинно-следственных отношений (поэтому, потому, тогда, отсюда);

з) используются особые «ссылочные» обороты (по Павлову …, согласно учению Менделеева …, по мнению автора …;);

и) распространены безличные и инфинитивные предложения в роли главной части сложноподчиненного предложения (необходимо отметить, что …, может показаться, что….);

к) порядок слов в предложении отражает логическую последовательность мысли – от данного (известной информации) к новому (информации, являющейся целью сообщения: Земля (данное) - это огромный магнит (новое); Ртуть (данное) встречается в природе в нескольких формах (новое).

5. Предлоги, характерные для научной речи

Значения Предлоги
Способ действия Путем, методом, способом, с помощью, при помощи, в виде, в форме (чего?)
Целевые отношения Для, в целях, с целью, в результате, в интересах, во имя, ради, во избежание (чего?)
Причинно-следственные отношения Вследствие, в результате, в силу, ввиду, по причине (чего?); благодаря (чему?); в связи с (чем?)
Основные действия На основе, в зависимости от, за счет, с точки зрения (чего?); в соответствии с (чем?)
Условные отношения При (чем? каком условии?); при наличии, без, при отсутствии, в случае (чего?)
Временные отношения В процессе, во время, в ходе, по мере, с развитием, в течение, за время, после (чего?)

6. Деепричастные и причастные обороты научного стиля речи.Значения могут быть выражены не только предлогами, но и деепричастными оборотами, причем значение деепричастного оборота в основном определяется значением деепричастия и принадлежностью его к совершенному или несовершенному виду (совершенный вид используется в тех случаях, когда деепричастный оборот имеет значением установление причинно-следственных отношений). Сравните:


1. Данный материал можно получить с помощью синтеза нескольких веществ. –Синтезируя несколько веществ, мы получаем данный материал.

2. Вследствие получения данного результата мы можем перейти к дальнейшим исследованиям. – Получив данный результат, мы можем перейти к дальнейшим исследованиям.

Деепричастия совершенного вида используются также в тех случаях, когда действие, ими обозначаемое, является условием для действия, названного глаголом. Деепричастие несовершенного вида используется, если действие, ими называемое, происходит одновременно с глагольным действием, в частности, является его следствием. Сравните:

1. Проведя исследования, мы можем подвести некоторые итоги.

2. Реагируя со щелочью, ZnO ведет себя как кислотный ангидрид.

В научном стиле частотными являются синтаксические конструкции, выражающие определительные отношения (признак определяется через действие). В первую очередь, это причастные обороты и сложноподчиненные предложения с союзным словом который; причем значение этих двух типов конструкций почти одинаково. Сравните:

В резонансном контуре, который мы только что рассмотрели, нет источника энергии. –В только что рассмотренном резонансном контуре нет источника энергии.

Причастные обороты, как правило, более частотны, чем сложноподчиненные предложения, выражающие определительные отношения.

Сложноподчиненные предложения обычно используются в тех случаях, когда важно указать производителя действия, которое является основой характеристики или когда характеристика развернута.

7. Конструкции, характерные для научного стиля речи, выражающие квалификацию предмета (явления) и его характеристики.

Конструкции Значение Примеры
что – (это) что кто – (это) кто что есть что что называется чем чем называется (называют) что     что является чем Общая квалификация предмета (явления) Определение терминов. Обозначения устоявшегося общепринятого названия предмета (явления)     Сущность предмета (явления), его функции или существенный в данных обстоятельствах признак Кислород – газ без цвета и запаха. Вода есть основной источник жизни на Земле. Биосферой называется оболочка Земли, населенная живимы организмами. Молекулами называются наименьшие частицы вещества, сохраняющие его свойства. Сульфатами называются средние соли серной кислоты. Климат является главным компонентом природной зоны.
что представляет собой что Указание на внешние признаки предмета или его строение Воздух представляет собой механическую смесь многих газов.
что служит чем/ для чего что используется/ применяется как что Указание на назначение, функции предмета, его использование Гранит служит строительным материалом. Песочные часы с древности используются как прибор для измерения времени.
что имеет что Описание внешнего вида или строения предмета Атмосфера имеет сложное строение.
что обладает чем Описание физических или химических свойств предмета Этот материал обладает повышенной твердостью.
что характеризуется чем Выражение признака предмета Размещение природных ресурсов на планете характеризуется неравномерностью.
что отличается чем Описание свойств, признаков, качеств предмета, которые выделяются как особые, отличительные его признаки по сравнению с однородными предметами Алюминий отличается высокой пластичностью и низкой прочностью.
что заключается в чем Указание на сущность предмета Закон Либиха заключается в определении минимума фактора, ниже которого или прекратится развитие экосистемы, или наступает смерть.
что принимают за что Условная квалификация За удельную рождаемость принимают отношение скорости рождаемости к исходной численности.
Что относится к чему/ что-то принадлежит к чему/ что входит в группу (класс, тип) чего/ Принадлежность предмета, явления к классу ему подобных В состав воздуха входит азот, кислород, аргон и др. газы. К фаготрофам относятся крупные животные-макро- консументы.
что какое что каково что является каким Характеристика свойств, качеств предмета качеств предмета Это вещество ядовито. Эти пластмассы являются самыми прочными. Раствор прозрачен, без примесей. Вода оказалась бесцветной.

8. Конструкции, характерные для научного стиля, служащий для выражения процесса и результата действия (действительные и страдательные обороты речи).


Действительный оборот (актив) Страдательный оборот (пассив)
кто-что делает (сделает) что что делается (сделано) кем-чем
В активных конструкциях реально действующее лицо или предмет выражены существительным (местоимением в именительном падеже, а реальный объект выражен существительным в винительном падеже без предлога. Предикат в активных конструкциях выражается переходным глаголом несовершенного вида. Переходные глаголы обозначают действие, направленное на объект, требует дополнения в винительном падеже без предлога: создать вычислительный центр, издавать журнал. Живые организмы создают почвенную среду В пассивных конструкциях реальный объект выражен существительным в именительном падеже, а реально действующее лицо – существительным (местоимением) в творительном падеже. Предикат в пассивных конструкциях может быть выражен глаголом несовершенного вида с постфиксом -ся или кратким страдательным причастием, образованным от глагола совершенного вида: создан вычислительный центр, журнал издается. Почвенная среда создается живыми организмами. Почвенная среда создана живыми организмами.
1. Обе конструкции выражают направленность действия на объект. 2. Страдательный оборот является принадлежностью научного стиля речи.

Основная литература


7 [45-80]; 8 [31-91]; 9 [74-78]; 10 [94-99]; 11 [142-144]; 13 []70-77]; 15 [6-15].

Дополнительная литература

20 [5]; 21 [98-105].

Контрольные вопросы

1. Каковы специфические черты научного стиля?

2. Каковы особенности лексики научного стиля?

3. Каковы особенности морфологии научного стиля?

4. Каковы особенности синтаксиса научного стиля?

5. Какие конструкции, характерные для научного стиля речи, вы знаете?

6. Что такое действительные и страдательные обороты речи? Охарактеризуйте их.







Date: 2015-07-22; view: 835; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию