Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. 1. Специфическими чертами научного стиля речи являются: а) точность, ясность, логичность; б) обобщенность и безличность
1. Специфическими чертами научного стиля речи являются: а) точность, ясность, логичность; б) обобщенность и безличность. Исходя из данных качеств научного стиля отмечаются следующие языковые черты научных текстов: 2. Для лексики научного стиля характерно преобладание слов с обобщенным, абстрактным значением (явление, применение, польза, предмет и т.д.) и наличие специального лексического аппарата – терминологии. Лексику научной речи составляют три основных пласта: Общеупотребительная + Терминологическая + Общенаучная = научный стиль. К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые используются и в общем языке, и в научных текстах. Например: К языкам мира относятся языки народов, населяющих земной шар. Здесь нет ни одного специального слова. Общенаучная лексика – это уже непосредственная часть научной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: элемент, операция, система, функция. Основу научного стиля составляет третий пласт лексики – терминология. Термин – слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание, в основе термина лежит научно построенная дефиниция. Термины делятся на узкоспециальные (эндоконтакт, орогенез, фирн), они понятны лишь специалистам, и общенаучные (земля, атмосфера, топливо, скважина). 3. Для морфологии научного стиля характерно: а) преобладание имен существительных отглагольных (изучение, рассмотрение, определение и т.д.); б) в глагольных формах преобладание настоящего постоянного или настоящего вневременного (химия изучает органические и неорганические вещества или молекула состоит из атомов и т.д.); в) кроме того, характерным для научного стиля является использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется и т.д.); г) преобладание отвлеченных существительных среднего рода (количество, явление, состояние, значение, определение, свойство); д) преобладание кратких прилагательных для выражения постоянных свойств предмета (клетки бедны протоплазмой…, указаны признаки …, отмечены важные свойства ….); ж) формы множественного числа от имен, которые употребляются в общелитературном языке в единственном числе (масла, кислоты, климаты, стали, стоимости); з) отвлеченно-абстрактные слова реализующие понятия об обособлении, опредмечивании какого-то признака (вязкость, доступность, сминаемость, сжигаемость, самоуплотняемость); и) преобладание форм несовременного вида глагола (кислота разъедает …, металлы легко режутся, вода размывает пласты.). 4. Синтаксис: а) преобладание сложных предложений над простыми; б) широкое употребление причастных и деепричастных оборотов; в) широкое использование страдательных конструкций (в работе рассматривается, в монографии анализируется и т.д.); г) использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (итак, таким образом, следовательно, стало быть); д) широко используются цепи родительных падежей (…установление (чего?) зависимости (чего?) длины (чего?) линии (чего?) волны рентгеновских (чего?) лучей (чего?) атома.); ж) широко используются наречия в связующей функции для выражения причинно-следственных отношений (поэтому, потому, тогда, отсюда); з) используются особые «ссылочные» обороты (по Павлову …, согласно учению Менделеева …, по мнению автора …;); и) распространены безличные и инфинитивные предложения в роли главной части сложноподчиненного предложения (необходимо отметить, что …, может показаться, что….); к) порядок слов в предложении отражает логическую последовательность мысли – от данного (известной информации) к новому (информации, являющейся целью сообщения: Земля (данное) - это огромный магнит (новое); Ртуть (данное) встречается в природе в нескольких формах (новое). 5. Предлоги, характерные для научной речи
6. Деепричастные и причастные обороты научного стиля речи.Значения могут быть выражены не только предлогами, но и деепричастными оборотами, причем значение деепричастного оборота в основном определяется значением деепричастия и принадлежностью его к совершенному или несовершенному виду (совершенный вид используется в тех случаях, когда деепричастный оборот имеет значением установление причинно-следственных отношений). Сравните: 1. Данный материал можно получить с помощью синтеза нескольких веществ. –Синтезируя несколько веществ, мы получаем данный материал. 2. Вследствие получения данного результата мы можем перейти к дальнейшим исследованиям. – Получив данный результат, мы можем перейти к дальнейшим исследованиям. Деепричастия совершенного вида используются также в тех случаях, когда действие, ими обозначаемое, является условием для действия, названного глаголом. Деепричастие несовершенного вида используется, если действие, ими называемое, происходит одновременно с глагольным действием, в частности, является его следствием. Сравните: 1. Проведя исследования, мы можем подвести некоторые итоги. 2. Реагируя со щелочью, ZnO ведет себя как кислотный ангидрид. В научном стиле частотными являются синтаксические конструкции, выражающие определительные отношения (признак определяется через действие). В первую очередь, это причастные обороты и сложноподчиненные предложения с союзным словом который; причем значение этих двух типов конструкций почти одинаково. Сравните: В резонансном контуре, который мы только что рассмотрели, нет источника энергии. –В только что рассмотренном резонансном контуре нет источника энергии. Причастные обороты, как правило, более частотны, чем сложноподчиненные предложения, выражающие определительные отношения. Сложноподчиненные предложения обычно используются в тех случаях, когда важно указать производителя действия, которое является основой характеристики или когда характеристика развернута. 7. Конструкции, характерные для научного стиля речи, выражающие квалификацию предмета (явления) и его характеристики.
8. Конструкции, характерные для научного стиля, служащий для выражения процесса и результата действия (действительные и страдательные обороты речи).
Основная литература 7 [45-80]; 8 [31-91]; 9 [74-78]; 10 [94-99]; 11 [142-144]; 13 []70-77]; 15 [6-15]. Дополнительная литература 20 [5]; 21 [98-105]. Контрольные вопросы 1. Каковы специфические черты научного стиля? 2. Каковы особенности лексики научного стиля? 3. Каковы особенности морфологии научного стиля? 4. Каковы особенности синтаксиса научного стиля? 5. Какие конструкции, характерные для научного стиля речи, вы знаете? 6. Что такое действительные и страдательные обороты речи? Охарактеризуйте их. Date: 2015-07-22; view: 835; Нарушение авторских прав |