Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Столкновение ценностей модернизации и традиционализма
Вспомните: какие общественные противоречия были характерны для России в начале XX в.? В каких странах мира противоречия этого типа оставались в данное время неразрешенными? В начале XX в. практически все общество России было втянуто в процесс модернизации. Но из-за социокультурной инверсии этот процесс встретил сопротивление. В правительстве либеральные политики сталкивались с традиционалиста- ми, стремившимися использовать достигнутые успехи прежде всего для усиления страны на международной арене. Часть капиталистов, особенно текстильные фабриканты, была заинтересована в развитии внутреннего рынка, но основная их масса надеялась на правительственные заказы и субсидии. С ними была солидарна значительная часть дворянства, видевшая в государстве свою опору в эксплуатации крестьянства и «придворном предпринимательстве». Так формировался блок сторонников государственного традиционализма. С другой стороны, рабочие и крестьяне, потребности которых росли под влиянием участия в рыночных отношениях, смотрели на процесс модернизации потребительски. Их требования сводились к реализации принципа социальной справедливости при распределении доходов, полученных от промышленного развития. Выступления рабочих и крестьян могли способствовать демократизации жизни страны. Но традиционные ценности, которые народ стремился сделать основой общественного развития, угрожали развитию процесса модернизации, говорили о наличии сил общественного традиционализма. Из-за этого процесс модернизации в России был крайне противоречивым. Последовательно заинтересованы в нем были лишь небольшие группы либерального дворянства, буржуазии и интеллигенция. Для социал-демократов были важны лишь его результаты, а не процесс модернизации сам по себе. Они были склонны приносить ценности модернизации в жертву уравнительному идеалу социальной справедливости. Россия и мировая цивилизация. Общим настроением в стране было недовольство создавшимся положением. В политическом плане Россия перестала довольствоваться местом на «полупериферии» мирового рынка, стремилась стать частью авангарда мировой цивилизации. Предпосылкой этого были высокие темпы ее экономического развития, превышавшие темпы развития высокоразвитых капиталистических стран. Во время промышленного подъема на рубеже XIX и XX вв. протяженность железных дорог в России выросла в три раза (до 60 тыс. км), в пять раз увеличилась выплавка чугуна, в шесть раз — добыча угля в Донбассе. В стране был завершен промышленный переворот. Россия производила столько же машин, сколько ввозила. Страна стала главным экспортером зерна в мире. В результате финансовой реформы, проведенной С. Ю. Витте, к 1900 г. был погашен огромный внешний долг России, обуздана инфляция, введен золотой эквивалент рубля. Однако положение страны на мировой арене, политический и социально-экономический строй, уровень жизни населения все еще не соответствовали европейским стандартам. Либералы и демократы из дворянства и интеллигенции были недовольны сохранением самодержавия и отсутствием демократических свобод, народные массы — крайне низким жизненным уровнем, который в России в 1894 г. был вдвое ниже, чем в Германии, и вчетверо ниже, чем в Англии. Крестьянство было доведено до отчаяния малоземельем. Во время голода 1891 г. погибло полмиллиона человек. Противоречивый характер развития России имел объективные причины. В своих стремлениях Россия была не одинока. Те же цели преследовали Германия и Япония. Но решение задачи перехода с периферии в авангард мировой цивилизации было нелегким. Процесс развития «отставших» стран шел иначе, чем тех, которые опередили их. Дело в том, что в «первом эшелоне» европейской цивилизации, ставшем к этому времени авангардом мировой цивилизации, буржуазные отношения и демократические порядки развивались органически и постепенно, «снизу». Носителем либеральных идеалов была буржуазия. Народ был воспитан на основе принципов протестантской трудовой этики, что облегчало распространение в его среде стремления к предпринимательству и усвоение жизненных идеалов буржуазии. Благодаря активности буржуазии при поддержке народных масс феодальные государства разрушались в ходе буржуазных революций. На их месте появлялись правовые государства, служившие основой высокого развития промышленного капитализма. В странах с «догоняющим» типом развития эти тенденции были сильно деформированы. Большую роль в «насаждении» капитализма, проведении «защитной», форсированной модернизации играло полуфеодальное государство. Этот тип модернизации был ущербным, ибо промышленное развитие не сопровождалось социальным и политическим прогрессом. Буржуазные реформы были непоследовательны, а буржуазные революции, если и происходили, оставались незавершенными, так как буржуазия была связана с государством. Не играя роль революционной силы, буржуазия боялась активности народа, который в свою очередь отстранился от нее, видя в ней эксплуататора. Противоречия капитализма в этих странах усугублялись неразрешенными противоречиями традиционного, феодального общества и многоукладной экономики. В авангарде борьбы за демократические преобразования выступали народные массы, которые несли с собой утопические идеалы традиционной культуры, стремление к решению социально-экономических проблем не на основе модернизации, а на основе идеалов уравнительности или национального единства. В результате попытки непосредственного перехода из второго в первый эшелон развития капитализма, как правило, кончались тупиками социализма или фашизма.
Это была форма цивилизационного кризиса, ибо возрождение традиционных идеалов до некоторой степени сближало страны второго эшелона капиталистического развития, страны среднеразвитого капитализма, с колониальными и полуколониальными странами Африки и Азии, зависимое, навязанное извне, капиталистическое развитие которых консервировало архаический характер общественных отношений и идеалов, приводило к устойчивому воспроизводству отсталости и зависимости. Рост сил консерваторов. В начале XX в. в стране сложилась крайне напряженная обстановка. Создался сложный клубок противоречий между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами, фабрикантами и рабочими, центральной властью и национальными окраинами. Чтобы разрешить эти проблемы, не допуская революции, нужна была глубокая реформа, способная демократизировать жизнь в стране и открыть путь развитию капитализма в деревне. В этом плане Россия отставала даже от Японии, где в 1890 г. появился парламент, и от Германии, где получили развитие крупные крестьянские хозяйства с наемным трудом. Но царизм не шел на уступки прогрессивной части общества, видя в русских либералах и националистах окраин своих злейших врагов. Вступив на престол, Николай II (1894— 1917) уже в 1895 г. отверг «бессмысленные мечтания» либералов о конституции. Правда, в правительстве продолжали борьбу либеральные и консервативные силы. Либеральные тенденции защищал министр финансов С. Ю. Витте, которому удалось в 1899 г. отстоять право иностранцев беспрепятственно, помимо государства, вкладывать деньги в российские банки и предприятия. Это было одним из способов индустриализации страны. Но главную роль при дворе играли консерваторы, такие, как К. П. Победоносцев, отстаивавший необходимость опоры на традиционалистские идеалы народа. Либеральное дворянство рассматривалось им как политический противник. Он считал, что «держава может положиться только на крестьянство, которое по традиции верно самодержавию». Лозунгом этих сил было: «Царь и народ». Новым в деятельности реакционеров было то, что они получили организованную поддержку части общества. В 1900 г. была создана легальная монархическая организация «Русское общество» под руководством Б. В. Никольского и В. М. Пу-ришкевича, занимавшаяся изучением русских традиций и стремившаяся к укреплению единства царя и народа. В 1903 г. в ней состояло 1500 человек. Перевес либерального лагеря не смогло обеспечить даже бурное экономическое развитие страны и обогащение буржуа- зии. В начале XX в. союз буржуазии и самодержавного государства даже усилился. Его укрепил процесс монополизации промышленного производства. Появление монополий в России было связано с экономическим кризисом 1900 —1903 гг. Казалось, что в России начинают проявляться общие закономерности развития капиталистической экономики. В развитых буржуазных странах кризисы являлись способом очистки рынка от неконкурентоспособных производителей, были важнейшей формой модернизации экономики. Однако в России дело обстояло по-другому. Кризис был связан с ограничением государственного кредита частным предприятиям. Поэтому речь шла не столько о перестройке производства, сколько о новой фазе борьбы за государственные привилегии и обеспечение монопольного положения на рынке. В условиях низкой покупательной способности населения и высоких таможенных барьеров, мешавших поступлению товаров из-за границы, монополией в России, по существу, обладали не только отдельные предприятия и организации, но и вся фабричная промышленность в целом. Это изначально препятствовало развитию свободной конкуренции. Большинство предприятий были не способны существовать без поддержки государства, субсидировавшего их и искусственно ограничивавшего конкуренцию. Синдикаты (организации, распределяющие заказы, закупавшие сырье и продававшие готовую продукцию), такие, как «Продамет» или «Про-дуголь», были настоящими монополиями, так как производили до 95% продукции своей отрасли. Но фактически их деятельность мало чем отличалась от сговора небольшого числа полумонополистических предприятий, господствовавших на рынке. Их появление не означало нового уровня организации производства и роста политического самосознания буржуазии, как на Западе. Монополии быстро сращивались с банками и государственным капиталом. Уже в 1902 г. вольные торги на поставки металла казенным предприятиям сменились раздачей заказов привилегированным заводам по списку. Так Россия, не пройдя до конца стадии развития свободного капитализма, не успев обзавестись либерально настроенной буржуазией, вступила в стадию капитализма монополистического, еще более укрепляющего связи между буржуазией и государством, что способствовало углублению консерватизма буржуазии. Русский либерализм. Единственной прочной опорой русского либерализма оставались просвещенное дворянство и интеллигенция. В 1899 г. П. Д. Долгоруковым был создан кружок «Беседа». Все шире для пропаганды либеральных, в том числе конституционных, идей стали использоваться земские собрания, а также съезды разнообразных легальных обществ: естествоиспытателей и врачей, сельских хозяев, развития кустарных промыслов и т. п. Всероссийскую известность приобрели либералы Д. Н. Шипов, Д. И. Шаховской, В. Г. Короленко, П. Н. Милюков, П. А. Гейден и другие. В 1902 г. в Москве был проведен нелегальный земский съезд, обсудивший актуальные вопросы земского либерализма. В этом же году стал издаваться нелегальный журнал «Освобождение» под редакцией П. Б. Струве, целью которого было объединение умеренных земцев с более радикальными либералами. Своей целью журнал провозглашал борьбу за освобождение России «от полицейского гнета, за свободу русской личности и русского общества». При этом насильственные методы борьбы как со стороны правительства, так и со стороны народа осуждались. Большую роль в политической и культурной жизни России играли легальные журналы либералов— «Вестник Европы» и «Русская мысль». В 1904 г. либеральное движение поднялось на новый уровень развития. Была создана нелегальная организация «Союз освобождения», поставившая задачу ликвидации самодержавия и создания правового государства в форме ограниченной монархии с народным представительством. Целью либералов было осуществление в России политических свобод, судебная ответственность министров и крупных чиновников, а также социально-экономические преобразования в интересах народных масс. По сравнению со старым земским либерализмом новый, «освобожденческий», стал более радикальным. До 80% деятелей земского либерализма были крупными помещиками. «Союз освобождения» представлял более широкие общественные интересы. Новый либерализм привлек на свою сторону интеллигентов и служащих, способствовал переходу на левые позиции старых земцев. Первым свидетельством массовой поддержки либералов были прокатившиеся по стране в 1899—1902 гг. студенческие забастовки, в которых участвовало до 25 тыс. человек. Начав с лозунга «академической» свободы, студенты быстро перешли к требованиям политической свободы. В результате им было разрешено частичное самоуправление и создание легальных обществ по интересам. Однако встать во главе общенационального движения, как это было в Западной Европе, российским либералам не удалось. Это было связано с нежеланием правительства идти на серьезные уступки, а также с тем, что программа либералов, включавшая положение о принудительном отчуждении за выкуп части помещичьих земель, не отвечала интересам крестьянства, требовавшего полного уничтожения помещичьего зем- \левладения. Отчасти в этом были виноваты сами либералы, боявшиеся народного бунта и стремившиеся любой ценой обойтись без насилия, действовать в рамках порядка и законности. Конечно, это был наиболее безболезненный путь. Но ни правительство, ни крестьянство не желали идти этим путем. А рез решения аграрного вопроса свободное буржуазное раз-витке России было невозможно. Развитие крестьянского и рабочего движения. Между тем положение крестьян в России становилось все более безвыход-ным\Рост населения в деревне приводил к сокращению наделов. Если в конце XIX в. средний крестьянский надел составлял 3^5 десятины, то к 1905 г.— уже 2,6 десятины. Из 85 млн крестьян 75 млн были безземельными или малоземельными. Рост арендных платежей разорял крестьянство, усиливал последствия неурожаев, приводя к голоду. Годовой доход крестьянина в черноземной Саратовской губернии в 1902 г. составлял 8 р. 35 к. Вместе с тем общинное землевладение удерживало крестьян в сельской местности, мешало уходу бедняков в города. В деревне образовалась огромная масса лишних рабочих рук, достигавшая 20% населения. В целом условия для развития сельскохозяйственного производства были благоприятными. Рост цен на сельскохозяйственную продукцию в 1900—1913 гг. обгонял общий рост цен в 1,5 раза. Но малоземелье, безденежье, отсутствие хозяйственной инициативы у большинства крестьян не позволяли им воспользоваться этими обстоятельствами, нанимать батраков и вести фермерское хозяйство. Особенно важной была последняя из причин. К 1913 г. половина русских крестьян обрабатывала землю не плугом, а сохой. В Сибири, где малоземелья не было и скота было в избытке, наем постоянных работников не достигал и 1 человека на хозяйство. Потребность в земле отражала желание крестьян продолжать ведение традиционного, полунатурального хозяйства. Движение крестьян за землю было реальной общественной силой. В 1902 г. прокатился ряд крестьянских бунтов на Украине, связанных со слухом, что «велено отбирать у господ землю и имущество и отдавать мужикам». Выступления носили строго локальный характер. Бывало, крестьяне защищали «своих» помещиков от «чужих» грабителей, считая, что собственность их бывших хозяев принадлежит только им. В связи с оживлением крестьянского движения в 1901 г. на основе народнической идеологии сформировалась партия социалистов-революционеров, стремившихся возглавить борьбу крестьянства за «социализацию всей земли», т. е. ликвидацию помещичьего землевладения и раздачу земли общинам. Кроме этого, целью эсеров было свержение самодержавия и создание демократической республики. Свою опору они видели не только в крестьянстве, но и в интеллигенции и «рабочем классе», в который включали как крестьянство, так и рабочих. К 1907 г. партия насчитывала до 45 тыс. членов. Однако крестьяне вступали в нее неохотно. До 1905 г. сохранялись царистские иллюзии крестьянства и оно не поддерживало идею свержения царя. К началу XX в. главной силой революционного движения становится пролетариат. Если в 1895—1900 гг. произошло 32 крестьянских выступления, то рабочих — более 1,3 тысячи. В 1900—1904 гг. соответственно 640 и 1000 выступлений. Число участников забастовок превысило 200 тыс. человек. К 1903 г. более половины стачек проходили с политическими требованиями. Это объяснялось растущим влиянием среди рабочих социал-демократов. На II съезде РСДРП в 1903 г. одержало победу левое крыло социал-демократов. На этом съезде в программу партии кроме требований буржуазно-демократических свобод вошел пункт о диктатуре пролетариата, т. е. завоевании пролетариатом государственной власти. Разногласия вызвали два проекта устава — В. И. Ульянова (взявшего в 1901 г. псевдоним «Н. Ленин»), который настаивал на полном подчинении членов партии партийным комитетам, введении в партии законов «действующей армии», и Ю. О. Мартова, который предполагал, что основная часть членов партии будет лишь сочувствовать ее целям, по типу парламентских партий Запада. Приверженность той или иной точке зрения разделила социал-демократов на большевиков и меньшевиков. Противоречия между этими фракциями были принципиальными. Меньшевики, как и «легальные марксисты», выступали за строгую последовательность развития революционного движения, предписанную теорией марксизма. Они считали, что в условиях неразвитого капитализма рабочий класс не может выступать как самостоятельная сила, а способен быть лишь соратником либеральной буржуазии. Это вытекало из опыта европейских революций, но было нереально для России, где буржуазия была крайне слаба. Большевики меньше сверялись с марксистской традицией. Они считали возможным в революционной борьбе действовать одновременно и против самодержавия, и против буржуазии. При этом завоевание демократических свобод было лишь промежуточной целью. Партия мыслилась как союз единомышленников. В ней устанавливалась строгая дисциплина, делалась невозможной свобода мнений. Такая партия отрывалась от европейской политической традиции, основанной на демократизме. В ней появлялся зародыш тоталитаризма, т. е. полного контроля за поведением и настроениями члена партии. Программа партии в большей мере соответствовала общинному идеалу русских рабочих, четко делила мир на «своих» и «кчужих», причем в «чужие» попадали все «господа», а не только царь и придворные. \По численности меньшевистские организации к 1907 г. опережали большевистские. Меньшевиков насчитывалось 107 ^гысяч, а большевиков 46 тысяч. Это объяснялось менее строгими условиями приема в организации меньшевиков. Их поддерживали квалифицированные рабочие-печатники, металлисты, железнодорожники (особенно в Петербурге и на юге страны), а большевиков — деревообделочники, портные, пищевики и др. Всего в организациях социал-демократов было до 60% рабочих. Либеральная эволюция рабочего движения в России в начале XX в. была невозможна. Это подтверждали неудачные попытки правительства использовать либералов для «приручения» рабочих. Для этого в 1901—1905 гг. в стране проводилась политика «полицейского социализма» — создания рабочих организаций под опекой полиции. Ее инициатором был шеф московской охранки С. В. Зубатов. Он использовал для занятий с рабочими либеральную интеллигенцию. Кроме Москвы, организации «зубатовцев» были созданы в Петербурге, Одессе и Минске. Но скоро выяснилось, что рабочие не испытывают стремления к постепенному улучшению своего положения посредством образования и экономической борьбы. Деятельность «зубатовцев» в Одессе уже в 1903 г. привела к первой в России всеобщей стачке, в которой приняло участие 200 тыс. человек, а в Петербурге спровоцировала начало революции 1905—1907 гг. Рабочие выбирали путь политической борьбы против самодержавия. Завершающим этапом формирования политических партий в предреволюционный период были попытки сплочения всех оппозиционных сил, выработки ими совместной программы действий. Инициаторами этого в 1902 г. выступили эсеры. Однако процесс сплочения срывали споры либералов и революционеров о путях борьбы. Первый съезд оппозиционных сил удалось провести лишь в самый канун революции, в ноябре 1904 г., в Париже. В нем участвовали партии эсеров, «Союз освобождения», польские и латышские социал-демократы, революционные партии из Грузии, Армении и Финляндии. Тем самым удалось объединить значительную часть либералов, революционеров и деятелей национально-освободительных движений. Программа, принятая на съезде, включала свержение самодержавия, установление демократического строя, национальное самоопределение. Но главная цель — создание координационного комитета оппозиционных сил — достигнута не была. Итогом процесса оформления политических движений в России в начале XX в. стало сложное переплетение в них традиционных идеалов и идеалов модернизации. При этом стрем- ление к мирному развитию на основе модернизации подрывалось нежеланием самодержавия идти на какие-либо уступки либералам, а революционное движение — единственная реальная сила, способная открыть дорогу модернизации,— находилось под влиянием идеалов традиционной народной кудьту-ры, по сути своей противостоявшей идеалам модернизации. До поры до времени это противоречие оставалось скрытым для самих революционеров, рассматривавших идеалы социальной справедливости в понятиях европейской демократической традиции, а не в общем контексте традиционной народной культуры. Так объективные противоречия модернизации, определившие социокультурные инверсии второй половины XIX в., были закреплены в политических программах общественных сил России. Повторим пройденное: 1. Какие процессы в экономике России начала XX в. открывали перед ней перспективу вхождения в авангард мировой цивилизации? 2. Какие общественные организации России начала XX в. вы знаете? 3. Какие причины крестьянской нищеты в России начала XX в. вам известны? Подумайте и ответьте: 1. Означала ли приверженность русских социал-демократов идеалу промышленного развития их безусловную принадлежность к силам модернизации российского общества? Была ли идея модернизации для них самоценной? В чем это проявилось? 2. Что, по-вашему, дало массовую базу социал-демократии: а) реальный анализ социально-экономической ситуации и путей решения поставленных ею проблем; б) игра на традиционных формах сознания народа; в) то и другое? 3. Можно ли назвать большевиков традиционалистами? В какой мере? 4. Могло ли российское либеральное движение идейно и организационно противостоять марксизму? Почему? 5. Является ли для вас лично привлекательным учение К. Маркса? Почему? Date: 2015-07-23; view: 1088; Нарушение авторских прав |