Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление цивилизационного самосознания и признаки цивилизационного кризиса в России
Вспомните: когда возникли представления о европейской и российской цивилизации? В чем они заключались? Россия и становление славянского самосознания. Наиболее ярким проявлением изменения отношения России к Западу во второй половине XIX в. была внешняя политика. Россия отказалась от претензий на роль спасительницы Европы от революции. В 1867 г. она должна была уступить США открытую русскими путешественниками Аляску. Однако Россия не отказалась играть активную роль среди славян, особенно южных, находившихся под властью Османской империи. Новое международное положение страны породило новые формы национального самосознания. Русско-турецкая война 1877—1878 гг., когда Россия выступила в поддержку освободительного движения южных славян от власти Османской империи, чье господство угрожало не только их культуре, но и самому существованию, была широко популярной в российском обществе. Она способствовала распространению славянофильских настроений в виде так называемого «официального славянофильства», которое превратилось из идеологии либеральной в идеологию охранительную. Это была война русской славы, какой Россия не знала с 1812 г. Героизм русской армии, проявившийся в трудном штурме Плевны и изнурительной обороне Шипкинского перевала, а затем в победоносном наступлении на Константинополь, поставившем Османскую империю на грань полного поражения, создал славу героев-освободителей русским генералам, царю Александру II и его наследнику, будущему Александру III. С другой стороны, выявилось своекорыстие политики европейских государств, Англии, Австро-Венгрии и Германии, недовольных усилением России на Востоке. Их стараниями благоприятные для Болгарии условия Сан-Стефанского мирного договора были заменены на Берлинском конгрессе, который подвел окончательный итог войне, компромиссом сторон, выгодным Турции. От созданного Болгарского княжества была отделена Македония, оставшаяся во власти Османской империи. В качестве автономной провинции была создана Румелия, часть которой удалось воссоединить с Болгарией лишь в 1885 г. Эти территории стали предметом конфликта между болгарами и сербами, одной из главных причин политической нестабильности на Балканах. Столкновение интересов России и Западной Европы в восточном вопросе, в отношениях с независимыми славянскими государствами в обстановке реакции привело в 1880— 1890-х гг. к глубокому разочарованию части российского общества в западных идеалах. Новым шагом по сравнению со взглядами славянофилов было появление идеологии панславизма, т. е. противопоставление идее европейской цивилизации идей всеславянской цивилизации. Необходимость определения места России среди цивилизаций мира встала особенно остро в связи с ее завоеваниями в Средней Азии. Борясь с воинственными кочевниками туркестанских степей, препятствовавшими торговле, создавая военные укрепления в Средней Азии, русские впервые в 60— 90-е гг. XIX в. столкнулись не с периферией, а с центром древней мусульманской цивилизации. В 1865 г. был взят Ташкент, в 1868 г.— Самарканд. В 1868 г. Кокандское ханство и Бухарский эмират, а в 1873 г. Хивинское ханство признали политическую зависимость от России. В 1881 г. был взят Мерв. По сравнению с Европейской Россией эти территории были отсталыми. Царскому правительству пришлось бороться с рабовладением и войной кланов. Генерал М. Д. Скобелев, герой русско-турецкой войны, усмиритель Средней Азии, на этом фоне выглядел как носитель цивилизации и прогресса. Но у каждой культуры — своя логика развития. Средняя Азия не нуждалась в помощи России. Ее жители называли русских «белые волки». Для них это была внешняя сила, разрушающая сложившийся уклад жизни. Чем предстояло стать России по отношению к Востоку — носительницей идеалов европейской цивилизации или одной из сторон в диалоге древних неевропейских культур, уважающих одна другую? Многие в Европе предрекали движение России по первому пути. Развитию славянского самосознания, утверждению идеи славянской цивилизации мешали восстание в Польше в 1863 — 1864 гг. и рост оппозиционности украинской интеллигенции по отношению к России. Эти факторы подрывали претензии российского правительства на роль вождя всего славянства. Правда, либералу Д. А. Милютину удалось одержать победу над польскими повстанцами-дворянами, дав их крестьянам землю, тем самым выступив в качестве защитника последних. Но украинский национализм, лидером которого был профессор Киевского университета М. П. Драгоманов, представлял большую проблему. Почвой для него было появление школ и литературы на украинском языке в соседней Австро-Венгрии, в Галиции, где украинские крестьяне помогли властям расправиться с революцией 1848 — 1849 гг. и завоевали благосклонность императора Франца Иосифа I. Непризнание украинского языка в России создавало в отношениях двух народов тягостную ситуацию. На Украине трудно было провести границу между панславянской политикой и русификацией. Первая теория российской цивилизации. В 1871 г. вышла книга Н. Я. Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому», которая вызвала множество споров. В идейном отношении она примыкала к либеральному славянофильству. Но Данилевский сделал шаг в сторону идей панславизма, что сближало его с официальной националистической идеологией. Он резко противопоставил Россию Европе, рома-но-германскому миру как миру враждебному. Россия как лидер славянства выделялась при этом в особый культурно-исторический тип, отдельную цивилизацию, равную по значению другим, древним и современным цивилизациям Запада и Востока. Теория культурно-исторического типа явилась вкладом России в теорию цивилизаций как науку самопознания человечества. Понятие «цивилизация» появилось в середине XVIII в. в Англии и Франции для обозначения процесса развития культуры и смягчения нравов. Но речь при этом шла лишь об античном мире и Западной Европе. Запад как мир прогресса противопоставлялся Востоку как миру застоя. Критикуя такой узкий подход, ученые Германии еще в конце XVIII в. противопоставили понятию «цивилизация» (внешнее совершенствование жизни людей) понятие «культура» (многообразие национальных традиций). Это помогло им показать историю как сложный процесс разнонаправленного развития различных культур. Ближайшими из предшественников Данилевского были Г. Рюккерт и Ф. Гизо, у которых тот заимствовал многие идеи. Н. Я. Данилевский представил цивилизацию, или культурно-исторический тип, как социокультурный «организм», имеющий границы в пространстве и времени, а также собственную судьбу. Прогресс, по Данилевскому, не связан с определенным культурно-историческим типом. Это восходящий этап развития любой цивилизации, безразлично, азиатской или европейской. Другим этапом такого развития является упадок цивилизации. Тем самым на смену представлению о единстве человеческой цивилизации приходила идея о сосуществовании множества цивилизаций на Земле. Культурно-исторический тип не может быть заимствован другим народом. Он вырабатывается самостоятельно при большем или меньшем влиянии других культур. Исходя из этих предпосылок, Н. Я. Данилевский построил свою версию российского цивилизационного самосознания. Славянская цивилизация ставилась им в один ряд с другими девятью культурно-историческими типами в мировой истории. Это — наиболее молодая из цивилизаций, еще находящаяся на стадии обретения национальной независимости. Она стоит в самом начале пути прогрессивного развития. Вместе с тем романо-германский, т. е. европейский, культурно-исторический тип уже вступил в полосу упадка. Поэтому Данилевский отрицал принадлежность России к Европе, прогрессивность влияния Европы на Россию, роль России в распространении европейской культуры в Азии. Там, где либералы-западники видели линейный процесс развития цивилизации и необходимость включения в него России, Данилевский находил несколько независимых культурно-исторических типов на разных стадиях разнонаправленного развития. Главной ценностью для Н. Я. Данилевского были национальные традиции. Их содержание, по его мнению, делало славян в цивилизационном отношении самым развитым народом в мире. Из четырех главных видов деятельности — религиозной, культурной, политической и социально-экономической — древние цивилизации могли развить лишь один, современные европейские — два, политику и культуру, зато славяне претендовали на развитие всех четырех типов, на создание гармоничной, совершенной цивилизации. В Европе религия уступила место атеизму, а общественный порядок — классовой борьбе. Данилевский считал это следствием проявления насильственного характера европейского культурно-исторического типа. Напротив, в мягкости и покорности славян, их ориентации на охранительность в вере и общественных от- ношениях он видел преимущества славянской цивилизации, позволяющие объединить прогресс и сохранение традиции. Концепция Н. Я. Данилевского была глубокой, но односторонней. Она открывала новые пути развития национального самосознания, рисовала новую, более сложную картину мира. Однако возникла она тогда, когда в мире начался процесс модернизации, возникший в недрах европейской цивилизации, и перестройка хозяйственной жизни общества, ее рационализация на основе науки и техники охватила разные страны на всех континентах. Данилевский был прав, когда писал, что прогресс совершается в национальных формах. Но он игнорировал общемировые, универсальные черты этого процесса. Именно в это время закладывались основы современной мировой цивилизации, основанной на ценностях западной культуры. Данилевский не учел, что влияние мировой цивилизации может дать новую жизнь культурно-историческим типам, которые он считал отжившими. Однако в одном отношении Данилевский не ошибался. Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения в России. Реальной силой, препятствовавшей развитию европейской цивилизации, был кризис ценностей модернизации. Революции 1848—1849 гг., в значительной мере направленные против крайностей буржуазной модернизации, сделали этот кризис явным, лишили европейцев большой доли исторического оптимизма, веры в прогресс. Всякий идеал, объединяющий вокруг себя общество, может существовать лишь постольку, поскольку он мобилизует все силы человека, его способности к познанию, волю и веру, поскольку он объединяет в одном понятии истинное, справедливое и прекрасное, соответствует критериям правды, добра и красоты. Распад этого единства означает кризис культуры. Тогда злое может показаться прекрасным, справедливое — неистинным, вера противоречит знанию, а сознание необходимости действовать не приводит к действию, ибо отказывает воля. Проблему кризиса ценностей впервые осознал в первой половине XIX в. немецкий философ А. Шопенгауэр, описавший противоречие между знанием и волей, в результате которого деятельность лишалась разумного основания. Тем самым ставились под вопрос роль разума, значение рационализации деятельности. Позже идею воли пытался реабилитировать Ф. Ницше, связав ее с идеей красоты и противопоставив идее добра. В Европе, увлеченной собственными успехами, голоса этих философов были плохо слышны. От прогресса ожидали гармонии. Но в России, для которой европейский пример был не только моделью для подражания, но и предметом глубоких раздумий, философия Шопенгауэра и Ницше пользовалась огромным успехом. Кризис ценностей европейской культуры во второй половине XIX в. был одним из решающих факторов негативного отношения к опыту Европы. Предпосылки кризиса ценностей были осмыслены уже Н. Я. Данилевским. Прежде всего это было противостояние веры и знания, религии и науки. Знание пыталось подменить собой веру, стать основой новой религии — религии прогресса. Оно обещало осуществить на земле то, что религия сулила только на небесах. Но в реальности развитие капитализма со-пррвождалось ростом числа обездоленных. Обозначились серьезные противоречия между общественными и индивидуальными ценностями. Формальное право и формальная рациональность не свидетельствовали о справедливости и разумности общественного устройства. В конце XIX в. русскими мыслителями, прежде всего Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым, предпринимаются попытки преодолеть эти противоречия. В их произведениях добро и зло сталкиваются не в обществе, в отношениях между людьми, а в душе человека. Ключевыми при этом являются понятия доброй воли, личного выбора. Важнейшая роль принадлежит религии, обращающей мысль к нравственному идеалу, в полной мере неосуществимому в обществе. Вне религии нет нравственности. Как писал Ф. М. Достоевский, «если Бога нет, то все дозволено». Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой шли различными путями. Достоевский опирался на духовный опыт интеллигенции, анализировал раскол сознания человека. В 60-е гг. он пытался примирить народ и интеллигенцию, русскую религиозную традицию и европейскую образованность, западничество и славянофильство в рамках почвенничества, искал границы свободы, за которыми она превращалась в антиобщественное явление. Однако постепенно Достоевский разочаровался в ценностях европейской культуры. Он обратился к «русской идее», традиционным формам жизни, патриархально-монархическим устоям как последнему оплоту нравственности. В его поздних романах русский народ выступает как носитель высшей духовной истины, которая, как он полагал, утрачена Западом. Эта истина — любовь к ближнему, идеал общинности. Правда, проблема противостояния ценностей представлялась Достоевскому до конца неразрешимой. Л. Н. Толстой считал, что в споре права и совести, расчетливости и разума, науки и веры правда находится целиком на стороне простого народа. Достоевский осознавал раскол внутри собственной души. Для Толстого он проходил в значительной мере вовне, между цельной и нравственной народной традицией и испорченной городской культурой. Его особую ненависть вызывали государство, присвоившее право насилия, и поддерживающая его официальная церковь. Проповедуя необходимость нравственного самоопределения человека, отри- цание государства, непротивление злу насилием и пассивное уклонение от гражданских обязанностей, Толстой обратился, в сущности, к идее анархизма. Его целью стал общинный социализм, путь к которому шел через нравственное совершенствование человека. Если у Н. Я. Данилевского духовное отторжение России от Европы было лишь теорией, то поддержка этой идеи великими писателями Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым сделала эту тенденцию фактом культуры, направлением развития национального самосознания. Определенная часть российского общества принципиально отвергала не только западные средства разрешения общественных проблем (революционеры-демократы), но и европейский путь развития как целое. Славянская цивилизация впервые была противопоставлена европейской как лучший вариант всемирно-исторического развития, образец для всего остального мира. Периферийность России по отношению к европейской цивилизации впервые рассматривалась как преимущество. Ставка делалась на самобытные черты российской культуры, воплощенные в тех социальных явлениях второй половины XIX в., которые определяются как инверсионные. Кроме того, при своем рождении российское цивилизаци-онное самосознание было чисто славянским, не учитывало многонациональный характер страны, игнорировало проблему взаимодействия национальных культур и религиозных традиций, что говорило о наличии пережитков имперского сознания, затруднявших органическое взаимодействие культур российских народов. Эти противоречия позже привели к цивилизационному кризису XX в. Повторим пройденное: 1. Столкновение с какими народами помогло выявить цивилизационную специфику России? 2. Какие положительные черты исторического опыта России видел Н. Я. Данилевский? 3. Какие преимущества русской народной культуры над западной и культурой правящих классов России видели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой? Подумайте и ответьте: 1. Какие факторы определили возникновение и ограниченность цивилизационного самосознания в России во второй половине XIX в.? 2. В чем разница между русским, российским и панславянским самосознанием? 3. Как понимал проблему исторической самобытности России, соотношения России и Европы Н. Я. Данилевский? 4. Что такое кризис ценностей модернизации, чем он вызван и в чем проявляется? 5. Как пытались воссоединить ценности разума, добра и красоты Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский? 6. В чем проявились предпосылки цивилизационного кризиса в российской культуре второй половины XIX в.? Date: 2015-07-23; view: 960; Нарушение авторских прав |