Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Росссийская цивилизация. чужда логика постепенного устранения общественных противоречий, свойственная либералам
чужда логика постепенного устранения общественных противоречий, свойственная либералам. В идеологии революционеров-разночинцев проявилась монологичность традиционного крестьянского сознания вне зависимости от того, как они решали вопрос об отношении тенденций развития России и Европы. Народничество. Появление народничества связано с именем Н. Г. Чернышевского, идейно подготовившего его в начале 60-х гг. Но вскоре народничество распалось на ряд отдельных направлений. Считая общину идеалом общественного устройства, лидеры народников по-разному понимали роль народа в будущей революции. Сторонником стихийного развития революции и безгосударственного устройства общества был М. А. Бакунин. Революционер европейского масштаба, деятель I Интернационала, участник революций 1848—1849 гг., он не видел разницы в устроении жизни людей в пределах небольшой группы (общины) и в масштабе государства. Его учение, получившее название анархизма, безвластия, возрождало древнее противоречие идеалов общины и государственной власти. Бакунин требовал немедленного уничтожения государства и вечевой демократии снизу доверху. Народ, по Бакунину,— прирожденный бунтарь, враг государства. Для организации революции ему надо лишь помочь объединиться. Близки к анархизму взгляды П. Л. Лаврова. Однако, по его мнению, массы народа инертны. Чтобы начать революцию, нужны критически мыслящие личности, интеллигенты, мученики, о которых народ слагал бы легенды. Они должны соединить современные демократические идеи и тягу крестьян к справедливости, проложив тем самым дорогу к социальной революции. Именно на изменении строя общества, а не формы политической власти делал ударение Лавров. Это отличало его идеи от учения третьего кумира революционной молодежи — П. Н. Ткачева. Как и Лавров, Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организацией революционеров. Лозунгу социальной революции он противопоставил лозунг политической революции, создания нового, революционного государства, которое возьмет в свои руки городскую промышленность, банки, средства транспорта и связи. Общинный социализм оказывался на обочине этого учения. П. Н. Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на человека силу власти. Это был прямой противник идей анархизма. Именно его теория становилась опорой для тех, кто разочаровывался в ре- волюционности народа. Поэтому многие идеи П. Н. Ткачева проявились позднее в практике народовольцев и большевиков. На основе взаимодействия этих идей, их реализации в деятельности подпольных организаций и растущего влияния на интеллигентную молодежь в стране постепенно формировался новый культурный мир — «Подпольная Россия» со своими ценностями и нормами поведения, которые в новых условиях воспроизводили некоторые архаичные черты русской культуры. В этой системе ценностей абсолютизировались революция, полное уничтожение неравенства людей, жертвенность во имя народа. При этом революционеры слабо учитывали настроения и желания самого народа, безнравственность террористической деятельности, ограниченность и ущербность полной сосредоточенности на проблеме распределения собственности. Прозрения наступали лишь временами, на этапах поражения очередной революционной волны. При этом тысячи людей переживали духовный кризис, росло число самоубийств и умопомешательств среди интеллигенции. Но последствия таких кризисов были плодотворными. Шаг за шагом мыслящие люди страны учились соотносить свои идеалы и цели, значение которых казалось им абсолютным с реальными запросами общества, правами и нуждами личности, нравственностью. Ранние народнические кружки начала 60-х гг. вели пропагандистскую работу в народных массах, но использовали и политический террор. Кружок Н. А. Ишутина организовал коммуны наборщиц, переплетную артель, швейную мастерскую. Однако наибольший резонанс в обществе имело покушение члена организации Д. В. Каракозова на императора Александра II в 1866 г. Сам Каракозов был схвачен на месте преступления, а организация «ишутинцев» разгромлена. Ответом революционеров был разрыв с «цивилизованными» методами борьбы. В конце 60-х гг. бывший учитель С. Г. Нечаев создал революционное общество под символическим названием «Топор, или Народная расправа». Его члены должны были отказаться во имя революции от всех моральных норм, исповедуя правило: «Цель оправдывает средства». Отвергая общественный порядок, они отказывались от родственных чувств, дружбы и любви ради идеи революции. В их глазах лишалась цены сама человеческая жизнь. Ф. М. Достоевский отразил губительную силу нечаевщины в романе «Бесы». Итогом деятельности организации стало убийство в 1869 г. студента И. И. Иванова, устроенное самим Нечаевым, чтобы спаять членов общества кровью. Шумный процесс по поводу этого преступления многому научил общество и самих революционеров. Среди молодежи развернулось движение за демократическое устройство революционных организаций и признание суверенитета личности. 9* 259 Кружки 70-х гг. (Н. В. Чайковского и А. В. Долгушина) стали школой демократии. Пожалуй, это был самый продуктивный период движения народников. «Хождение в народ» с пропагандистскими целями показало студентам, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами помогали полиции арестовывать «смутьянов», «врагов царя». Часть народников такое поведение крестьян озлобило и толкнуло назад, к террористической борьбе. Но широкие массы молодежи сделали из этого другой вывод. «Хождения в народ» поставили перед ними вопрос о преодолении недоверия крестьян к «господам», о борьбе за улучшение их жизни, за внедрение в крестьянский быт и сознание элементов европейской культуры. Молодежь стала осознавать важность теории «малых дел», сблизилась с либералами. В результате в 80—90-х гг. земские учреждения пополнились тысячами «идейных работников», которые и создали славу российскому земству. Среди интеллигенции распространилась традиция неприятия революционной вседозволенности. Впоследствии это сделало многих вождей народничества, таких, как Н. В. Чайковский, врагами большевизма. Однако наиболее активные революционеры решили продолжать борьбу насильственными средствами, расшатать государство и заставить правительство пойти на реформы. В 1879 г. была создана организация «Народная воля», во главе которой стояли А. И. Желябов, Л. А. Тихомиров, С. Л. Перовская и другие. Первоначально террор действительно толкал правящую власть на уступки. Но расширение террористической борьбы активизировало силы реакции. Заключительным актом деятельности народовольцев стало убийство Александра II 1 марта 1881 г., в канун нового этапа либеральных реформ. Эффект этого преступления был прямо противоположен желаемому. На престол вступил император Александр III, начался период реакции — разгрома не только революционных, но и отчасти поддерживавших их либеральных сил. Насильственные методы революционной борьбы привели к возрождению авторитаризма власти. Еще одна группа народников сделала из неудачи «хождения в народ» свои выводы. Первоначально она объединилась в организацию «Черный передел», во главе которой стояли Г. В. Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич и другие. Целью общества было продолжение пропаганды среди крестьянства, завоевание авторитета и доверия в крестьянской среде. Однако вскоре выяснилось, что и эта деятельность не дает результата. Крестьяне оказались в принципе невосприимчивы к революционной пропаганде. Тогда «черно-передельцы» решили сделать ставку на другую социальную силу, на общественные процессы качественно иного рода. Появление социал-демократии в России. Народники искали национальный, свойственный лишь России ответ на вопросы общественного развития. В 1883 г. лидеры «Черного передела» создали новую организацию, группу «Освобождение труда». Идейной основой группы стал марксизм, который преодоление противоречий общественного развития связывал с универсальным общемировым процессом развития капитализма и возникновением пролетариата как главной силы социалистической революции. Пропаганда среди рабочих сразу же дала великолепные результаты. Российский рабочий оказался прирожденным революционером. Марксисты видели в этом подтверждение правоты идей К. Маркса. Они не связывали активность российских рабочих с традициями национальной культуры, не понимали, что результат может быть далек от желаемого. В социал-демократическом движении в России с самого начала существовали различные направления. На деятельность российских марксистов сильное влияние оказала европейская социал-демократия, в которой к 90-м гг. XIX в. победило берн-штейнианство (получило название от фамилии лидера Э. Берн-штейна), стремившееся соединить социалистические и либеральные идеалы. Бернштейн считал, что предсказания К. Маркса о прогрессирующем разложении средних классов на буржуазию и пролетариат, о растущем обнищании рабочих не оправдались. Средние слои не исчезли, а обнищание пролетариата оказалось характерной чертой лишь раннего капитализма, периода промышленного переворота, который к этому времени уже завершился в Европе. Затем начался период роста благосостояния, и на первое место в рабочем движении вышла борьба за демократию, социальное равенство рабочих. Главную роль в ней играло представительство в парламенте, органах местного самоуправления, участие в профсоюзном движении. Со временем эти взгляды стали господствующими в социал-демократических партиях, входивших во II Интернационал. Сторонники этого течения социал-демократии были и в России. Их называли «легальными марксистами». Видными представителями этого направления были П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и другие. Они пытались опираться на те качества российских рабочих, которые роднили их с пролетариатом Запада: стремление к знаниям, гражданскому равноправию, материальному благосостоянию. Эти черты складывались у наиболее квалифицированных и зажиточных слоев рабочих под влиянием городской жизни и ориентации на образ жизни мещанства. ♦Легальные марксисты» стремились содействовать этому процессу, помогая рабочим социально отделиться от крестьянства.
Считая российскую буржуазию неспособной возглавить процесс демократических преобразований, «легальные марксисты» опирались на пролетариат и намеревались основать в России рабочую партию. В 1898 г. при их участии прошел I съезд РСДРП, на котором было провозглашено создание социал-демократической партии. В манифесте партии П. Б. Струве писал: «Чем дальше на восток Европы, тем в политическом отношении слабее, трусливее и подлее становится буржуазия, тем большие культурные, политические задачи выпадают на долю пролетариата». Вместе с тем «легальные марксисты» видели слабость российского рабочего класса, ставили перед ним лишь задачи борьбы за демократические свободы в союзе с буржуазией и либеральной интеллигенцией, откладывали борьбу за социализм на отдаленное будущее. Но рабочие не оправдали надежд «легальных марксистов». Главным для них был уравнительный общинный идеал, который не оставлял места для буржуазного строя, общественного неравенства, эксплуатации человека человеком. К тому же «легальные марксисты» отдавали предпочтение мирным, ненасильственным формам борьбы, которые были эффективны в условиях Европы, но не могли обеспечить политический успех в России. Поэтому вскоре рабочие и «легальные марксисты» разочаровались друг в друге. «Легальные марксисты» отошли от социал-демократического движения и составили левое крыло либерального движения. Несовместимыми с характером рабочего движения в России оказались и взгляды другого направления ранней социал-демократии— «экономистов», во главе которых стояли Е. Д. Кускова и С. Н. Прокопович. «Экономисты» считали, что политическое самосознание рабочих может сформироваться лишь в ходе экономической борьбы, как это было в Европе, и потому в настоящее время политической борьбой должны заниматься либералы. Но даже выдвигая экономические требования, российские рабочие фактически добивались «справедливости», под которой понималось осуществление утопических народных идеалов. Поэтому и «экономисты» как руководители рабочего движения были отвергнуты и также перешли в лагерь либералов. Появление большевизма. В начале XX в. на видное место в социал-демократическом движении России выдвинулось радикальное направление, сторонники которого придерживались революционных марксистских взглядов. В 1895 г. в Петербурге возник «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», одним из организаторов которого был В. И. Ульянов. Для его членов главным было не постепенное улучшение жизни рабочих, которое они считали неосуществимым в условиях царизма и буржуазного общества, а социалистическая революция и коренное изменение общественного строя. Вместе с тем В. И. Ульянов стремился на каждом из этапов развития революционного движения к достижению конкретных политических успехов, используя реальные настроения масс, их идеалы и иллюзии для усиления социал-демократии. Опыт Запада при этом учитывался, но не становился определяющим, как это было в деятельности «легальных марксистов» и «экономистов». Еще в 1897 г. В. И. Ульянов поставил цель обеспечить единство социалистических и демократических задач рабочего движения. Модернизация экономики и общества, обеспечение буржуазно-демократических свобод рассматривались им как второстепенные, промежуточные цели на пути к социализму. В своих целях он использовал такие черты традиционной культуры и общинной психологии, свойственные российскому рабочему, как коллективизм, стремление подчиниться вождю. Для В. И. Ульянова демократический характер революционных организаций, ставший общепринятым с 70-х гг. XIX в., не представлял особой ценности. Напротив, руководствуясь принципом целесообразности, он настаивал на создании монолитной подпольной организации революционеров, основанной на строгой дисциплине. В деятельности этого направления социал-демократии стремление к модернизации общества все более входило в противоречие с целями и средствами борьбы. Рабочие видели в марксизме воплощение традиционных общинных идеалов уравнительности, возрождение лозунгов крестьянских войн. Стремление социал-демократов к восстановлению общественного равенства, уничтожению государства, которое заменялось общественным самоуправлением и всеобщим вооружением народа, оказывалось понятным и близким для рабочих и крестьян, не способных воспринять ценности буржуазного общества. Марксизм был близок по духу русскому традиционному сознанию. К. Маркс предлагал не путь общественного диалога и компромиссов, а путь противопоставления пролетариата остальному обществу (при использовании части его как союзников и попутчиков). Он предлагал разрешить социальные проблемы не реформами, а при помощи революции, создания пролетарского государства и в конечном счете достижения справедливого, безгосударственного устройства общества. Эти идеи были созвучны традиционному общественному сознанию русского крестьянства, стремившегося не к диалогу с «барами», а к монологическому утверждению своих собственных ценностей в жизни общества, к истреблению «господ», которые не являются частью «народа», и к установлению «воли», т. е. образа жизни, при котором главенствующую роль играют уравнительные ценности и самоуправление. Повторим пройденное: 1. Какие народнические организации в России второй половины XIX в. вы знаете? 2. Кто были первые российские марксисты? 3. Чем отличались позиции оппортунистов и большевиков по отношению к модернизации и рабочему движению? Подумайте и ответьте: 1. В чем проявилось различное отношение народников и социал-демократов к процессу модернизации? 2. Дайте оценку разным направлениям народнического движения. 3. Какие направления в социал-демократии конца XIX — начала XX в. вы знаете? Как различалось их отношение к идеалам либерализма, реформизму? 4. В чем российские социалисты были наследниками традиционной русской культуры? Как это связано с превращением идеи революции в самоцель? 5. В деятельности какой из революционных организаций принципы нечаевщины нашли наиболее полное воплощение? Почему? Date: 2015-07-23; view: 443; Нарушение авторских прав |