Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Росссийская цивилизация л и ,7
В 1912 г. оживилось социал-демократическое движение в эмиграции. Большевики, вынужденные под давлением массового рабочего движения в 1906—1911 гг. сохранять единство с меньшевиками, на Пражской конференции в 1912 г. фактически создали собственную партию, окончательно порвав с меньшевиками. В деятельности этой партии полностью воплотились организационные принципы, провозглашенные Лениным. Центральный Комитет получил возможность включать в свой состав новых членов помимо демократической процедуры выборов. Одним из первых в состав ЦК таким образом по рекомендации Ленина попал И. В. Джугашвили (Сталин), который стал также членом Русского бюро, ответственного за работу большевиков внутри страны. Он представлял новое поколение руководителей партии, поднявшееся из низов народа, не усвоившее демократических ценностей интеллигенции, которые были достаточно сильны среди старшего поколения социал-демократов. Напротив, эти люди были воспитаны в атмосфере революционной вседозволенности, индивидуального террора против чиновников и буржуазии, экспроприации (проще говоря, грабежа) банков, практиковавшихся большевиками. Опора на этот слой людей свидетельствовала об утрате моральных ориентиров партийной интеллигенцией. Стремясь к цели — революции, она не обращала внимания на средства. Так в революционном движении возрождалась традиция неча-евщины, морального нигилизма. Этот парадокс стал предметом размышлений либеральной интеллигенции, бывших «легальных марксистов», таких, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, П. Б. Струве, С. Л. Франк и других. Еще в годы революции 1905— 1907 гг. революционная интеллигенция одобрила индивидуальный террор и действия крестьянства, уничтожившего 2 тыс. помещичьих усадеб, в которых находились произведения искусства, библиотеки. Ответом либералов революционной интеллигенции стал сборник статей «Вехи», вышедший в 1909 г. В нем было переосмыслено место интеллигенции в России, отношение интеллигенции к народу. «Вехи» обозначили разрыв либеральной интеллигенции с традиционными идеалами интеллигентов-разночинцев 60— 70-х гг. XIX в., главным из которых были преклонение перед «народом-страдальцем» и чувство вины перед ним. Стремление сделать народ богатым и счастливым было основой иерархии ценностей интеллигентов. «Веховцы» осудили «народо-поклонство» интеллигенции, которое приводило к некритическому заимствованию западных революционных идей. Результатом этого, по их мнению, была утрата «национального лица», отчуждение от государства, увлечение утилитарными вопросами распределения общественных благ. Благо народа ставилось выше ценностей созидания, истины и добра. «Интересы распределения и уравнения,— писал Н. А. Бердяев,— в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества». При этом стремление к иным культурным ценностям рассматривалось как предательство. «Масса интеллигенции,— отмечал М. О. Гершензон,— была безлична, со всеми свойствами стада: тупой косностью своего радикализма и фанатической нетерпимостью». Фактически страстное «народолюбие», поиск путей воплощения традиционных народных идеалов уравнительности сформировали у самой революционной интеллигенции черты традиционного сознания: монологичность, внушаемость и подражательность, когда творческое, личностное начало отступало на второй план. Интеллигенция заимствовала не западный идеал творчества, а православный идеал страдания во имя веры. В результате творчества возникали не новые идеи, а жития революционных «святых». Главным был идеологически правильный тип мышления, который чаще всего оказывался малопродуктивным. Несоответствие ему служило поводом для осуждения величайших писателей и ученых, таких, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Д. И. Менделеев и других. «Веховцы» предложили интеллигенции новый идеал личностного развития и свободного творчества во имя буржуазного развития России. Для этого прежде всего следовало освободиться от «народолюбия» и уравнительных идеалов. «Русская интеллигенция,— писал П. Б. Струве,— воспитывалась на идее безответственного равенства». Она видела в капитализме только «неравное распределение», «хищничество»... и не видела в его торжестве победы «более производительной хозяйственной системы над менее производительной. А элементом более производительной системы всегда является человеческая личность, отмеченная более высокой ступенью годности». Содействие воспитанию этой новой человеческой личности должно было стать для интеллигенции «национальным идеалом и национальным служением». Н. А. Бердяев прямо говорил, что Россию «необходимо «обуржуазить», если под этим понимать призыв к социальному творчеству, переход к высшим формам хозяйства и отрицание домогательства равенства». Серебряный век русской культуры. «Вехи» были манифестом появившейся в России и осознавшей свое предназначение буржуазной интеллигенции — одной из важнейших социальных структур современной мировой цивилизации. Идеи ♦веховцев» во многом определили тот духовный климат, в котором создавалась русская культура начала XX в., времени, вошедшего в историю под названием «Серебряный век».
Поэзия А. А. Блока, В. Я. Брюсова, А. Белого, Н. С. Гумилева, В. Хлебникова, И. Северянина, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, В. Ходасевича повлияла на развитие культуры чувств образованной части общества в XX в. Художники К. С. Малевич, В. В. Кандинский, В. Е. Татлин открыли абстрактную живопись — способ воздействия на человека при помощи чистых форм и сочетаний цветов, не имеющих прямой смысловой нагрузки. Наряду с поэзией как музыкой слова появилась музыка цвета. Она стала основой искусства промышленного дизайна, преобразовавшего жизненную среду человека в XX в. Явлением мирового значения становятся драматический театр, опера и балет. Певец Ф. И. Шаляпин, танцоры А. П. Павлова и В. Ф. Нижинский приобрели широкую известность на Западе благодаря Русским сезонам в Париже, организованным С. П. Дягилевым. Приходит мировая слава к писателям Ф. М. Достоевскому, Л. Н. Толстому, А. П. Чехову, А. М. Горькому, композиторам П. И. Чайковскому, Н. А. Римскому-Корсакову, А. Н. Скрябину. Надо отметить, что высокий подъем русской культуры в конце XIX — начале XX в. был бы невозможен без помощи промышленников-меценатов, таких, как С. И. Мамонтов, П. М. Третьяков, С. Т. Морозов и многих других. Важным шагом в развитии самосознания в России в конце XIX — XX в. было то, что оно приобрело новый, космический масштаб. Это было связано с процессом религиозно-философского Возрождения и перехода русских философов к созданию целостных философских систем. Одним из результатов этого процесса было появление антропокосмизма, системы, в которой мир природы и мир человека гармонично сливаются в одно целое. Это была попытка привнесения человеческого смысла в природу и историю и одновременно осознание космического масштаба деятельности человека. Основателем философии антропокосмизма был Н. Ф. Федоров, в 70—90-е гг. XIX в. выдвинувший идею регуляции природы в космических масштабах средствами науки и техники. Высшая цель регуляции — преодоление порабощения человека силами природы, коренная перестройка человеческого организма для обретения бессмертия, воскрешения мертвых и овладения космическим пространством. Общественные отношения при этом перестраиваются на началах человеческого братства, преодоления противоречия между учеными и неучеными, богатыми и бедными, городом и деревней. Сходные идеи в это же время высказывал В. С. Соловьев. Он также искал пути освобождения материального мира от разрушительного действия пространства и времени, его преобразования в «нетленный космос» и пути спасения человека посредством «богочеловеческого процесса». В. С. Соловьев впервые в России обосновал философскую предпосылку антропокосмизма— идею «всеединства», соединения всех «оживотворенных» элементов мира в божественном абсолюте. Всеединство — это идеал бытия, сочетающий ценности истины, добра и красоты, и идеал познания, соединяющий разум и чувства, волю и веру. Отпадение мира от Бога, писал Соловьев, есть его распадение на враждующие начала. Воссоединение этих начал есть путь достижения совершенства. Под «началами» В. С. Соловьев имел в виду не только ценности, но и направления познания, природу и общество. Учение В. С. Соловьева дало толчок русскому религиозно-философскому Возрождению. В 1908 г. были созданы религиозно-философские общества в Москве и Петербурге под руководством С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева, разрабатывавшие сходные идеи. В них непосредственные цели антропокосмизма как бы отходят на второй план. Философские проблемы разрабатываются в более традиционном православном духе, так же как идея спасения после смерти (хотя у С. Н. Булгакова мы находим идею одушевления Космоса через сошествие в него Святого Духа). Большую роль в творчестве философов религиозного Возрождения играли идеи русского старчества XIX в., нового исихазма. Однако свойственное антропокосмизму стремление к целостному познанию мира, преодолению противоречий природы и истории при этом сохранялось. Теорию познания на основе идеи всеединства разрабатывал С. Л. Франк. Н. А. Бердяев искал пути снятия противоречий между свободным миром духа и объективным миром, в котором дух связан, искажен, «закрыт». При этом он указал формы непротиворечивого сосуществования личностного и общественного начал в человеке. Он провел границу между свободной одухотворенной социальностью, названной им «соборностью», и принудительной, подавляющей личность социальностью. Эти идеи впоследствии легли в основу осмысления Н. А. Бердяевым и С. Л. Франком истории России. С другой стороны, идеи антропокосмизма привлекли внимание ученых-естествоиспытателей. Одним из учеников Н. Ф. Федорова был К. Э. Циолковский, основатель научной космонавтики, впервые систематически изложивший проблемы, связанные с началом космической эры. Вместе с тем это был оригинальный философ, основатель «космической этики». В его теории преодолевалось противоречие тела и духа, тенденций к организации и дезорганизации материи. Он предлагал преобразование людей в «лучистую форму» — авто-трофные существа, способные непосредственно питаться энергией звезд и заселить космос. Создание философии антропокосмизма было самым крупным достижением русской мысли в XX в., во многом опреде- лившим направления мирового научного поиска и тенденции развития мировой цивилизации. Это учение заставило человека по-новому осознать себя на Земле. С одной стороны, наша планета предстала очень маленькой, а люди на ней — братьями и сестрами, которым нельзя ссориться, ибо это противоречит закону родства. С другой стороны, люди ощутили тесноту и замкнутость пространства планеты и начали покорение космоса. Отметим, что философия антропокосмизма — порождение ценностей русской культуры: идеи освоения новых земель (планет), преодоления противоречивого развития общества и построения царства «правды». Однако эти цели, которых революционные демократы и социалисты пытались достичь путем смены власти и общественного строя, т. е. путем изменения системы распределения, тут решались постановкой качественно новых духовных, научных и технических задач. В определенном смысле это была альтернатива пути социальной революции. Недаром среди приверженцев этой идеи не было революционеров. Философия антропокосмизма была попыткой органического взаимодействия идеалов традиционализма и либерализма, попыткой найти пути преодоления кризиса российской цивилизации. Она была завещанием русской культуры современной мировой цивилизации, завещанием лучших представителей дореволюционной интеллигенции нынешнему поколению граждан России. Повторим пройденное: 1. Какие из задуманных реформ удалось осуществить П. А. Столыпину? 2. Какую трактовку идеи капитализма выдвинули либералы-«веховцы»? 3. Каких деятелей культуры, прославивших Россию на рубеже первой мировой войны, вы знаете? В чем их заслуги? Подумайте и ответьте: 1. Каковы были предпосылки буржуазной эволюции самосознания российского общества в 1907—1914 гг.? 2. В какой мере государство способствовало буржуазной эволюции России? Как это проявилось в деятельности III Государственной думы и ходе реформ? 3. Как либералы-«веховцы» переосмыслили цели и задачи российской интеллигенции, ее отношение к народу и государству? 4. Назовите основных деятелей русского религиозно-философского Возрождения. Какие идеи они выдвигали? Как эти идеи были связаны с наследием русской культуры? 5. Что такое антропокосмизм? Какое влияние он оказал на развитие мировой науки и культуры в XX в.? Date: 2015-07-23; view: 432; Нарушение авторских прав |